ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1850/19 от 25.06.2019 Томского областного суда (Томская область)

Судья Перемитина И.А. Дело № 33-1850/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 июня 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Руди О.В.,

судей Фоминой Е.А., Вотиной В.И.,

при секретаре Степановой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске апелляционную жалобу представителя муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска Урусова Д.Б. на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 29 марта 2019 года

по гражданскому делу по иску прокурора Октябрьского района г. Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности по выделению денежных средств для устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности, к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Кедр» Города Томска» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности.

Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А., объяснения прокурора Гутова С.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Октябрьского района г. Томска, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности до 01.06.2019 выделить в необходимом объеме денежные средства муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Кедр» Города Томска» (далее - ДЮСШ «Кедр») для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, указанных в справке Главного управления МЧС России по Томской области от 16.04.2018; к ДЮСШ «Кедр» о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента выделения необходимых денежных средств устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности, указанные в справке Главного управления МЧС России по Томской области от 16.04.2018, а именно: обеспечить ширину эвакуационных выходов в свету не менее 0,8 метров (двери выхода из тренажерного зала в бассейн, выход из спортзала 1 этаж, кабинет врача 2 этаж, выход №2, выход из бассейна к выходу №2), высоту эвакуационных выходов в свету не менее 1,9 метров (выход №2); оборудовать двери эвакуационных выходов световыми оповещателями «ВЫХОД» (1 этаж помещение спортзала, выход со 2 этажа №3); заменить автоматическую установку пожарной сигнализации, которая не обеспечивает подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием; обеспечить на автоматической установке пожарной сигнализации подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием, так, чтобы при срабатывании АПС происходило отключение общеобменной вентиляции; обеспечить достоверность поступления сигнала о пожаре на управление систем оповещения и управление инженерным оборудованием путем замены автоматической установки пожарной сигнализации, так как сигнал осуществляется при срабатывании одного неадресного пожарного извещателя, не удовлетворяющего параметрам; установить системы автоматической пожарной сигнализации во всех помещениях на объекте, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей; разместить настенные звуковые и речевые оповещатели на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя не менее 150 мм; привести в исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре и информирование прибора управления на световом табло «Выход» о нарушении целостности линии и коротком замыкании линии оповещения; разместить в помещениях (тренажерный зал, борцовскийзал, спортивный зал) пожарных извещателей (извещатель пожарный дымовой линейный), соответствующих назначению защищаемого помещения и вида пожарной нагрузки и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; разработать проект исполнительной документации на системы противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, системы пожаротушения); обеспечить работоспособность автоматической установки пожарной сигнализации и включение системы оповещения, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой с привлечением специалистов Главного управления МЧС России по Томской области проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в нежилом здании, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Высоцкого, 7 (школа и лыжная база), принадлежащем ДЮСШ «Кедр» на праве оперативного управления, выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. Эксплуатация объекта с выявленными нарушениями создает угрозу чрезвычайной ситуации, причинения вреда жизни и здоровью граждан. Поскольку у ДЮСШ «Кедр» отсутствуют достаточные денежные средства для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, считал, что обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности должна быть возложена на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, как учредителя ДЮСШ «Кедр» и собственника имущества.

В судебном заседании прокурор Яковлев А.Г. заявленные требования поддержал.

Представитель муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска Урусов Д.Б., представители ДЮСШ «Кедр» Кузнецов Е.Г., Гришко Е.Н. и Зевякина О.В. возражали против удовлетворения требований.

Обжалуемым решением суда исковые требования прокурора Октябрьского района г.Томска удовлетворены частично, на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выделить в необходимом объеме денежные средства ДЮСШ «Кедр» для проведения работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности, указанных в справке Главного управления МЧС России по Томской области от 16.04.2018 №3-28-8164.

На ДЮСШ «Кедр» возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента выделения необходимых денежных средств устранить нарушения правил пожарной безопасности, указанные в справке Главного управления МЧС России по Томской области от 16.04.2018 №3-28-8164, а именно:

- обеспечить ширину эвакуационных выходов в свету не менее 0,8 м (двери выхода из тренажерного зала в бассейн, выход из спортзала 1 этаж, кабинет врача 2 этаж, выход №2, выход из бассейна к выходу №2), высоту эвакуационных выходов в свету не менее 1,9 м (выход №2);

- оборудовать двери эвакуационных выходов световыми оповещателями «ВЫХОД» (1 этаж помещение спортзала, выход со 2 этажа №3);

- заменить автоматическую установку пожарной сигнализации, которая не обеспечивает подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием;

- обеспечить на автоматической установке пожарной сигнализации подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием, так, чтобы при срабатывании АПС происходило отключение общеобменной вентиляции;

- обеспечить достоверность поступления сигнала о пожаре на управление систем оповещения и управление инженерным оборудованием путем замены автоматической установки пожарной сигнализации, так как сигнал осуществляется при срабатывании одного неадресного пожарного извещателя, не удовлетворяющего параметрам;

- установить системы автоматической пожарной сигнализации во всех помещениях на объекте, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей;

- разместить настенные звуковые и речевые оповещатели на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя не менее 150 мм;

- привести в исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре и информирование прибора управления на световом табло «Выход» о нарушении целостности линии и коротком замыкании линии оповещения;

- разместить в помещениях (тренажерный зал, борцовский зал, спортивный зал) пожарные извещатели (извещатель пожарный дымовой линейный), соответствующие назначению защищаемого помещения и виду пожарной нагрузки и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

- разработать проект исполнительной документации на системы противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, системы пожаротушения);

- обеспечить работоспособность автоматической установки пожарной сигнализации и включение системы оповещения, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, технические средства управления инженерным и технологическим оборудованием.

В апелляционной жалобе представитель муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска Урусов Д.Б. просит решение отменить и принять новое – об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом не дана надлежащая правовая оценка доводам ответчика. Считает, что резолютивная часть обжалуемого решения не отвечает принципу исполнимости судебного акта в части, возлагающей на муниципальное образование «Город Томск» обязанность по выделению в необходимом объеме денежных средств для проведения мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности. Отмечает, что в мотивировочной части решения не содержится обоснования минимального и предельного размера денежных средств, подлежащих выделению ответчиком. Более того, в оспариваемом решении не указано, какие именно мероприятия необходимо провести и какой перечень работ будет являться достаточным для устранения выявленных нарушений. Учитывая, что одним из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации является обеспечение эффективности использования, адресности и целевого характера бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, указанная выше неопределенность в выводах суда неизбежно повлечет нарушение бюджетного законодательства.

Руководствуясь ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей администрации г. Томска, МАУ ДО ДЮСШ «Кедр», извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик МАУ ДО ДЮСШ «Кедр», владеющее зданием по адресу: г.Томск, ул. Высоцкого, 7, ул. Высоцкого, 7, стр.1, на праве оперативного управления, используемым под детско-юношескую спортивную школу, обязано соблюдать требования законодательства в части пожарной безопасности, ответчиком допущено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности в полном объеме, которое ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц; бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник здания, обеспечение пожарной безопасности является обязанностью органа местного самоуправления, в связи с чем на ответчика муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска должна быть возложена обязанность по финансированию данных мероприятий.

Оснований не соглашаться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п.3 ст.3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Пункт 2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, образовательная деятельность, осуществляемая МАУ ДО ДЮСШ «Кедр» в здании по адресу: г.Томск, ул. Высоцкого, 7, ул. Высоцкого, 7, стр.1, принадлежащем образовательной организации на праве оперативного управления, осуществляется с нарушениями требований пожарной безопасности, указанными в справке Главного управления МЧС России по Томской области от 16.04.2018 № 3-28-8164. Данное обстоятельство апеллянтом не оспаривается.

Согласно п. 1.3 Устава МАУ ДО ДЮСШ «Кедр» учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием «Город Томск» в форме муниципального автономного учреждения, является образовательной организацией, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта, а также осуществляющей спортивную подготовку. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Томск». От имени муниципального образования «Город Томск» функции и полномочия учредителя (собственника) в отношении учреждения в рамках своей компетенции, установленной муниципальными правовыми актами, осуществляет администрация города Томска в лице уполномоченного отраслевого органа: управление физической культуры и спорта администрации города Томска, департамента управления муниципальной собственность администрации города Томска.

В соответствии с п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ст. 210 ГК Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Пунктом 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, обеспечение пожарной безопасности зданий, принадлежащих муниципальному образованию, является обязанностью как образовательного учреждения, так и органа местного самоуправления.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;

Адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств. Он же формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований (ст.156 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств бюджета муниципального образования.

Исполнение бюджета города Томска обеспечивает администрация через главных распорядителей средств бюджета г.Томска, а также подведомственных им распорядителей и получателей средств бюджета города Томска (ч.5 ст.61 Устава г.Томска).

Согласно п. 1, 4, 5 Положения об Управлении физической культуры и спорта администрации Города Томска, утвержденного решением Думы Города Томска от 02.12.2008 № 1080, Управление физической культуры и спорта администрации Города Томска (далее - управление) является отраслевым органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов в сфере обеспечения условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа, а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением. Управление является муниципальным казенным учреждением Города Томска, образуемым для осуществления управленческих функций, с особенностями, определяющими правовой статус органа местной администрации. Выполнение управлением функций, установленных настоящим положением и иными муниципальными правовыми актами, финансирование расходов на содержание управления осуществляются за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск», а также иных источников, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Томской области и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с решением Думы Города Томска от 05.12.2017 № 688 (ред. от 28.08.2018) «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов» администрация Города Томска указана в качестве главного распорядителя бюджетных средств в отношении закупки товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта муниципального имущества, расходов на обеспечение деятельности отдельных муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием «Город Томск».

Кроме того, разрешая спор, суд первой инстанции верно указал, что администрацией Города Томска не представлены доказательства выделения из муниципального бюджета средств на ремонт МАУ ДО ДЮСШ «Кедр» иному главному распорядителю бюджетных средств.

В связи с этим вывод суда в части возложения на администрацию Города Томска обязанности выделить в необходимом объеме денежные средства МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Кедр» Города Томска» для проведения мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, судебной коллегией признается верным.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что решение суда является неисполнимым, не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными и служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, основаны на ином толковании норм права.

При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции с соблюдением требований, предъявляемым гражданским процессуальным законодательством (ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и подробно изложена в мотивировочной части решения суда. Оснований не согласиться с такой оценкой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Томска от 29 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Города Урусова Д.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: