ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1856 от 17.06.2013 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

  ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Низовцев А.В.

дело № 33-1856                                                                                                                      поступило <...> г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2013 г.                                                                                 г. Улан-Удэ       

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего                        Куницыной Т.Н.,                                                                          

судейколлегии                                        Семенова Б.С., Тубденовой Ж.В.

при секретаре                                          Ширибазаровой Н.В.

с участием прокурора                            Григорьевой Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по заявлению председателя территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов МО СП «Аршан» № 194 от 5 марта 2013 г. «О формировании избирательной комиссии муниципального образования «Аршан» по апелляционной жалобе представителя Совета депутатов МО СП «Аршан» на решение Тункинского районного суда РБ от 5 апреля 2013 г., которым заявление председателя территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения представителей Совета депутатов МО СП «Аршан» Хунгуреева К.Н., Попова В.А., заключение прокурора Григорьевой Н.Н., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Председатель территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район», на которую постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 15.12.2011 г. возложены полномочия избирательной комиссии МО «Тункинский район», обратился в суд с заявлением » о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов МО СП «Аршан» № 194 от 5 марта 2013 г. «О формировании избирательной комиссии муниципального образования «Аршан».

В обоснование требований заявитель ссылался на нарушение Советом депутатов МО СП «Аршан» требования закона о назначении при формировании избирательной комиссии поселения половины от общего числа членов на основе поступивших предложений территориальной комиссии. <...> г. территориальная избирательная комиссия МО «Тункинский район» внесла предложения о назначении членами избирательной комиссии МО «Аршан» Зубкова, Хусаева, Жамбалова, Доржиевой и Сыдеевой. В состав избирательной комиссии МО «Аршан» решением Совета депутатов МО СП «Аршан» от 05.03.2013 г. «О формировании избирательной комиссии муниципального образования «Аршан» были включены Сыдеева и Доржиева и необоснованно отклонены предложенные территориальной муниципальной комиссией МО «Тункинский район» кандидатуры Зубкова, Хусаева и Жамбалова.

В заседании суда первой инстанции представители заявителя Балданов и Имеев уточнили требования, просили признать недействующим и не подлежащим применению с момента его издания оспариваемое решение Совета депутатов.

Представитель Совета депутатов МО СП «Аршан» Попов с требованиями заявителя не согласился, пояснив, что представительным органом сельского поселения «Аршан» процедура формирования избирательной комиссии МО «Аршан» соблюдена. <...> г. в районной газете «Саяны» было размещено сообщение о формировании комиссии. Срок принятия документов истек <...> г. Территориальная избирательная комиссия <...> г. передала главе МО СП «Аршан» Дашееву документы в отношении 5 кандидатов для назначения в члены избирательной комиссии поселения, однако пакет документов был неполным. Поэтому <...> г. в адрес территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» было направлено уведомление с предложением представить недостающие документы. Эти документы поступили в администрацию поселения 28.02.2013 г., в то время как срок предоставления документов истек <...> г. Кандидатуры Доржиевой и Сыдеевой были представлены от коллективов организаций и учреждений поселка и именно поэтому были включены в состав избирательной комиссии МО «Аршан».

Районный суд требования заявителя удовлетворил.

В апелляционной жалобе представитель Совета депутатов МО СП «Аршан» просит решение суда отменить. Считает, что суд первой инстанции неполно исследовал доказательства по делу и не дал должной оценки тому обстоятельству, что территориальная избирательная комиссия МО «Тункинский район» нарушил срок предоставления документов, который истек <...> г.

В заседании судебной коллегии представители Совета депутатов МО СП «Аршан» Хунгуреев и Попов доводы апелляционной жалобы поддержала, полагали, что избирательная комиссия МО «Аршан» сформирована в соответствии и в сроки предусмотренные избирательным законодательством.

От представителя территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» Имеева поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемым решением Совета депутатов МО СП «Аршан» необоснованно ущемлены законные права территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район».

Судебная коллегия считает, что вывод суда соответствует нормам материального права и постановлен с учетом фактических обстоятельств дела.

Порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования установлен п.1, п. 2 ст. 22 и п. 7 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Согласно приведенных норм формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в п. 2 ст. 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего созыва, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.

В силу п. 9.1 ст. 24 Федерального закона представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района.

Как следует из материалов дела, закрепленная законом гарантия реализации данных предложений при формировании избирательной комиссии МО «Аршан» представительным органом поселения «Аршан» не была учтена.

Судебная коллегия соглашается с доводом заявителя и выводом суда первой инстанции о том, что законных оснований для оставления без внимания предложенных территориальной избирательной комиссией кандидатур для включения их в состав избирательной комиссии МО «Аршан» у Совета депутатов МО СП «Аршан» не имелось.

Согласно п. 12.3 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением ЦИК России от 17.02.2010 г. (в ред. от 16.01.2013 г.), недостатки в оформлении документов при внесении предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий не должны препятствовать приему данных документов органом, осуществляющим формирование соответствующей избирательной комиссии, и рассмотрению предложения по существу. Субъект, внесший предложение по кандидатурам в состав избирательной комиссии, вправе исправить недостатки в оформлении документов или заменить их в сроки, установленные для внесения предложений.

Возможности исправить недостатки в оформлении документов, как свидетельствуют материалы дела, территориальная избирательная комиссия МО «Тункинский район» была лишена по вине Совета депутатов МО СП «Аршан», которым при приеме документов <...> г. не были указаны недостатки. Об этом территориальной избирательной комиссии было сообщено только <...> г., то есть, в последний день, установленный для внесения предложений.

Представитель Совета депутатов МО СП «Аршан» утверждает, что недостающие документы территориальная избирательная комиссия МО «Тункинский район» представила лишь <...> г. Однако из предоставленных суду документов следует, что протокол заседания территориальной избирательной комиссии от 21.02.2013 г. был направлен в адрес Совета депутатов МО СП «Аршан» факсимильной связью <...> г. (л.д.<...>).

Кроме того, из расписки председателя Совета депутатов МО СП «Аршан» Дашеева (л.д. <...> не следует, что им не был получен протокол заседания территориальной комиссии МО «Тункинский район» от 21.02.2013 г. по выдвижению в качестве кандидатов на назначение членами избирательной комиссии МО «Аршан» Сыдеевой, Зубкова, Хусаева и Жамбалова.

Сопроводительное письмо, направленное председателем территориальной избирательной комиссией МО на предложение Совета депутатов МО СП «Аршан» представить дополнительные документы, содержит указание на повторное направление протокола заседания территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» от 21.02.2013 г.

Кроме того, Методические рекомендации, которые в соответствии с п. 13 ст. 20 Федерального закона обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума, содержат определенные требования к сообщению о приеме предложений по составу избирательной комиссии муниципального образования, подлежащему опубликованию в средствах массовой информации.

В абз. 4 п. 6.3 Методических рекомендаций указано, что сообщение должно содержать информацию о количестве членов избирательной комиссии муниципального образования.

Данное требование также не было соблюдено представительным органом поселения, что также не могло не отразиться на выдвижении предложений.

Судебная коллегия считает, что при изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал решение Совета депутатов МО СП «Аршан» от 05.03.2013 г. «О формировании избирательной комиссии муниципального образования «Аршан» незаконным, ущемляющим права территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район».

Вместе с тем судебная коллегия указание суда в резолютивной части о возложении на Совет депутатов МО СП «Аршан» обязанности по назначению членами избирательной комиссии МО «Аршан» Зубкова, Хусаева, Жамбалова, Доржиевой и Сыдеевой считает неправильным, поскольку право обсуждения кандидатур принадлежит представительному органу поселения.

Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Изменить абзац 5 резолютивной части решения Тункинского районного суда РБ от 5 апреля 2013 г., изложив его в следующей редакции: Обязать Совет депутатов МО СП «Аршан» в срок до <...> г. рассмотреть вопрос о формировании избирательной комиссии муниципального образования «Аршан» с учетом кандидатур, предложенных территориальной избирательной комиссией МО «Тункинский район».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

    Председательствующий                                              Куницына Т.Н.

    Судьи                                                                                                 Семенов Б.С.

                                                                                                               Тубденова Ж.В.