Судья: Карпова О.П. Дело № 33-1857/2014
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
судей Ахкямова Р.Р., Сентяковой Н.Н.,
при секретаре Садыковой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 02 июня 2014 года гражданское дело
по апелляционной жалобе Администрации города Ижевска на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 20 марта 2014 года, которым
заявление Администрации г. Ижевска об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике М.Е.А. о направлении требования о предоставлении документов, оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда УР Кричкер Е.В.; выслушав объяснения представителя Администрации г. Ижевска С.М.О. (доверенность №01-30-8246 от 29 ноября 2013 года сроком по 01 января 2015 года, л.д.78), поддержавшей доводы апелляционной жалобы; объяснения представителя МРО по ОИП УФССП России по УР К.М.Ю. (доверенность №12/907/2378ИМ от 17 февраля 2014 года сроком на один год, л.д.38), полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация города Ижевска (далее по тексту – Администрация г. Ижевска, заявитель, должник) обратилась в суд с заявлением о признании неправомерным требования судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике М.Е.А. (далее по тексту – судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по УР, судебный пристав-исполнитель) от 21 января 2014 года.
Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя поступило требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении ряда финансовых и распорядительных документов. Заявитель считает данное требование незаконным, вынесенным с превышением полномочий, ссылаясь на то, что запрашиваемые документы (в частности, сведения по дебиторской и кредиторской задолженности; реестр распоряжений Главы Администрации г. Ижевска; баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования бюджета, главного администратора доходов бюджета; сведения об остатках денежных средств; пояснительная записка к балансу; отчёт о финансовых результатах деятельности) не соотносятся с предметом взыскания по указанным в требовании исполнительным производствам, суть которых сводится к предоставлению жилья различным категориям граждан.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель УФССП России по УР в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель МРО по ОИП УФССП России по УР был своевременно извещён о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание не явился. В силу ч.3 ст.441, ч.2 ст.257 ГПК РФ суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Ижевска просит решение суда отменить. При этом ссылается на нарушение судом норм материального права, приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в заявлении и высказанным в ходе рассмотрения дела.
МРО по ОИП УФССП России по УР представил в суд письменные возражения, в которых просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д.74, 75).
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), выслушав участников апелляционного процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.441 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ) заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.254 и ст.255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) должностного лица, если считает, что нарушены их права и свободы. К действиям (бездействию) должностных лиц, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся, в том числе действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Частью 1 статьи 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, согласно части 4 данной статьи суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Разрешая требования, заявленные Администрацией г. Ижевска о признании незаконным требования судебного пристава-исполнителя от 21 января 2014 года о предоставлении документов и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое заявителем требование судебного пристава-исполнителя не противоречит нормам действующего федерального законодательства, вынесено лицом, обладающим полномочиями на его вынесение, при соблюдении установленного законом порядка, при этом не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
В соответствии со статьёй 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечёт за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Как указано в пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
На основании статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – ФЗ «Об исполнительном производстве», Закон) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона).
Согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» (далее по тексту – ФЗ «О судебных приставах») в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель обязан принять меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. При этом при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель имеет право получать необходимую информацию, объяснения и справки.
Согласно части 1 статьи 36 ФЗ «Об исполнительном производстве», требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
В силу пунктов 2, 3, 11 части 1 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Из анализа вышеназванных правовых норм следует, что судебный пристав-исполнитель, при наличии обстоятельств, связанных с неисполнением требований исполнительного документа, используя весь объём средств и полномочий, предоставленных ему законом, не только имеет право, но и обязан обеспечивать исполнение судебных актов должниками в порядке и сроки, установленные законом.
В соответствии со статьёй 14 ФЗ «О судебных приставах» законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Информация, в том числе персональные данные, в объёме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.
Как следует из материалов дела и установлено судом на исполнении в МРО по ОИП УФССП России по УР находятся 170 исполнительных производств в отношении должника Администрации г. Ижевска о предоставлении жилых помещений различным категориям граждан, в том числе детям-сиротам, гражданам, проживающим в домах, признанных аварийными и др., являющихся взыскателями по данным исполнительным производствам. Причём отдельные исполнительные производства находятся на исполнении с 2008 года (л.д.33-36).
В целях исполнения указанных исполнительных производств, 21 января 2014 года судебный пристав-исполнитель М.Е.А. направила в адрес заявителя требование, в котором на основании ст.14 ФЗ «О судебных приставах» и ст.6 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с неисполнением исполнительных документов, потребовала в срок до 24 января 2014 года предоставить в МРО по ОИП УФССП России по УР ряд финансовых и распорядительных документов, перечень которых приведён в требовании. Данное требование поступило в Администрацию г. Ижевска 21 января 2014 года (л.д.4, 5).
В ходе рассмотрения дела представитель МРО по ОИП УФССП России по УР пояснила, что документы, истребованные судебным приставом-исполнителем, необходимы для проверки финансовых возможностей должника по исполнению решений судов о предоставлении жилых помещений нуждающимся гражданам (л.д.19, 20, 31, 32).
Указанные обстоятельства подтверждены соответствующими доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ.
Кроме того, из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что 13 февраля 2014 года Администрация г. Ижевска частично исполнила требование судебного пристава-исполнителя, направив в его адрес часть запрошенных финансовых и распорядительных документов (л.д.25).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемые действия и требование судебного пристава-исполнителя соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя. Судебный пристав-исполнитель действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральными законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах».
Принимая во внимание изложенное, вывод суда о правомерности действий судебного пристава - исполнителя по направлению требования о представлении финансовых и распорядительных документов, а также о законности и обоснованности самого требования от 21 января 2014 года, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны процессуальной позиции заявителя в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, судом рассмотрены; судебная коллегия не находит оснований для иных выводов, всем доказательствам дана оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ. Нарушений норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судом не допущено.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению.
При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требования процессуальных норм.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 20 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ижевска – без удовлетворения.
Председательствующий судья: Кричкер Е.В.
Судьи: Ахкямов Р.Р.
Сентякова Н.Н.