Дело № 33-1858/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 февраля 2019 г. г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,
судей Швецовой Н.А., Султанова Р.А.,
при секретаре Кондрашовой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1,, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14,, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18,, ФИО19, ФИО20, ФИО21 к обществу с ограниченной ответственности Управляющая компания «Сириус», обществу с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» о признании корректировки оплаты за отопление необоснованно начисленной, обязании произвести перерасчет, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа,
по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сириус», общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 30 ноября 2018 г.
заслушав доклад судьи Швецовой Н.А.,
установила:
Истцы обратились в суд с вышеназванным иском, в котором с учетом его дополнения просили: признать начисленную на дату - январь 2018 года плату за отопление в виде корректировки за период 2017 год необоснованно начисленной; обязать ответчиков ООО «УКХ», ООО УК «Сириус» произвести перерасчет платы за отопление за период с 07.02.2017 по 06.04.2018 с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии за отопление за предыдущий период – 2016 год согласно показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии дома (адрес); взыскать с ответчиков в пользу ФИО4, ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО19, ФИО20 оплаченную сумму за отопление по начисленной корректировке за период 2017 год; взыскать с ответчиков в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере по 10000 руб. каждому; взыскать в пользу истцов штраф в размере 50 % от присужденной суммы. Заявленные требования мотивированы тем, что истцы являются жильцами дома (адрес), владеют на праве собственности жилыми помещениями. Дом оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее ОДПУ). ООО УК «Сириус» является управляющей компанией многоквартирного дома (далее МКД) по (адрес). ООО «УКХ» является ресурсоснабжающей организацией для МКД (адрес). В январе 2018 года истцам стало известно, что плату за отопление за период 2017 года ответчик начислил в виде корректировки в сторону повышения. При выяснении причины корректировки платы за отопление в сторону увеличения, истцам стало известно, что в период с 07.02.2017 по 06.04.2018 ОДПУ был неисправен. В период с 12 марта по 06 апреля 2018 г. ГЖИ по Оренбургской области по коллективной жалобе жильцов дома проведена внеплановая документарная проверка ООО УК «Сириус», в ходе которой было выявлено нарушение требований законодательства, а именно: не обеспечена постоянная работоспособность ОДПУ, что привело к неправильному начислению платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам дома (адрес). По результатам проверки составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении директора ООО УК «Сириус». Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Новотроицка от 05.07.2018, вступившим в законную силу, директор ООО УК «Сириус» привлечена к административной ответственности. При получении квитанций с «корректировкой» за период 2017 года собственники квартир ФИО4, ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО22, ФИО16, ФИО17, ФИО20 и ФИО19 оплатили сумму корректировки.
В судебном заседании истец и представитель истцов ФИО1, действующая на основании доверенностей, истец ФИО14, представитель истцов ФИО23, действующая на основании доверенностей, ордеров, на удовлетворении искового заявления настаивали, дали пояснения, аналогичные доводам иска. Указали, что по вине управляющей организации ООО УК «Сириус», которая на протяжении длительного периода времени ненадлежащим образом исполняла обязанности по договору управления многоквартирным домом, они понесли убытки в виде оплаты доначисленной платы за тепловую энергию за 2017 год. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО УК «Сириус» ФИО24, действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, указывая, что размер платы за отопление рассчитан правомерно в соответствии с действующим законодательством. Оснований для перерасчета размера платы и взыскания денежных средств не имеется.
Представитель ответчика ООО «УКХ» ФИО25, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения требований к ООО «УКХ» возражала, указывая, что ресурсоснабжающей организацией правомерно произведена корректировка платы за тепловую энергию собственникам дома по (адрес). Вина ООО «УКХ» в нарушении прав потребителей при предоставлении услуги по отоплению отсутствует. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ГЖИ по Оренбургской области в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на иск указал, что корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению в связи с выходом из строя ОДПУ предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 30 ноября 2018 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд постановил: обязать ООО «Управление коммунального хозяйства» произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг за отопление за период октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года (включительно) с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий период – 2016 год согласно показаниям общедомового прибора учета многоквартирного жилого дома (адрес); взыскать с ООО Управляющая компания «Сириус» оплаченную сумму за отопление по начисленной корректировке за период 2017 год в пользу ФИО4 в размере 4452,69 руб., ФИО5 - 5210,19 руб., ФИО3 - 6565,15 руб., ФИО6 - 5228,40 руб., ФИО9 - 5246,48 руб., ФИО10 - 4452,69 руб., ФИО12 - 4452,69 руб., ФИО15 - 5211,82 руб., ФИО16 - 6532,12 руб., ФИО17 - 5210,19 руб., ФИО19 - 6565,79 руб., ФИО20 - 6565,15 руб.; взыскать с ООО Управляющая компания «Сириус» в пользу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 компенсацию морального вреда в размере 500 руб. и штраф в размере 250 руб. каждому; в остальной части иска отказать; взыскать с ООО «Управляющая компания «Сириус» в доход бюджета МО г. Новотроицк государственную пошлину в размере 2470,79 руб.
В апелляционной жалобе ООО «Управляющая компания «Сириус» просит решение суда отменить, отказать истцам в удовлетворении иска. Указывает, что суд вышел за пределы заявленных истцами требований, в адрес общества заявлений истцов о перерасчете не поступало.
ООО «УКХ» в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части удовлетворения требований к ООО «УКХ». Указывает, что ООО «УКХ» является ресурсоснабжающей организацией для МКД по (адрес), и предоставляет коммунальный ресурс до внешней границы стены многоквартирного дома. В связи с тем, что в период времени с 07.02.2017 по 06.04.2018 не была обеспечена работоспособность прибора учета тепловой энергии, расчет платы за отопление с 07.02.2017 по апрель 2017 г. производился исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления тепловой энергии, с октября по декабрь 2017 г. по нормативу. По результатам 2017 г. была произведена корректировка платы за отопление в январе 2018 г. в сторону доначисления. Вины ООО «УКХ» не установлено, а убытки, понесенные истцами в связи с бездействием управляющей организации, им взысканы.
Представитель ООО «УКХ» ФИО25, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные стороны в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя ООО «УКХ», обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО2 – квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО3 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО4 - квартиры, расположенной по адресу: г(адрес), ФИО5 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО6 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО7 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО8 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО9 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО10 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО11 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО12 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО26 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО14 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО15, - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО16 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО17 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО18 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО19 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), ФИО20 - квартиры, расположенной по адресу: (адрес), - квартиры, расположенной по адресу: (адрес).
Согласно договору управления многоквартирным домом от 01.05.2015 управляющей организацией, оказывающей услуги по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в жилом доме, предоставляющей коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и использующим помещения в таком доме, по адресу: (адрес), является ООО «УКХ РЭС № 4» (в настоящее время в связи с переименованием – ООО УК «Сириус»).
Установлено, что поставка тепловой энергии в вышеуказанный жилой дом, в заявленный истцами период, на основании договора № 593/15 (150/15) на оказание услуг по отпуску энергоресурсов от 01.05.2015, заключенного между ООО «УКХ» и ООО «УКХ РЭС №4» (ООО УК «Сириус») осуществлялась ресурсоснабжающей организацией ООО «УКХ», которую истцы получали в качестве коммунальной услуги - отопление.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии в МКД по адресу: (адрес), принят в эксплуатацию 21.06.2012. Последняя поверка прибора учета произведена в 2016 году, прибор принят в эксплуатацию после проверки 31.10.2016.
07.02.2017 общедомовой прибор учета тепловой энергии в МКД по адресу: (адрес), вышел из строя. ООО УК «Сириус» 07.02.2017 составлен соответствующий акт.
21.02.2017 ИП М.Ю.А.., осуществляющий техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии на основании договора с управляющей организацией от 01.07.2015, составил технический акт об отключении линий связи с вычислителем в связи необходимостью ремонта расходомера ОДПУ.
Управляющей организацией ООО УК «Сириус» суду представлены документы о проведении общего собрания собственников МКД по вопросу восстановления работоспособности ОДПУ тепловой энергии (ремонта расходометра). Однако, ввиду отсутствия кворума собрание собственников помещений МКД от 13.03.2017 признано не состоявшимся.
При этом суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ ООО УК «Сириус» не представлено достоверных доказательств извещения собственников помещений МКД по (адрес), о выходе из строя ОДПУ, о необходимости его ремонта, о проведении общего собрания, а также о возможном изменении размера оплаты в связи с неисправностью ОДПУ.
12.07.2017 директор ООО УК «Сириус» направил письмо генеральному директору ООО «УКХ» с просьбой произвести работы по установке ОДПУ по адресу: (адрес), вышедшему из строя согласно техническому акту от 21.02.2018.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО УК «Сириус», в нарушение обязанностей, возложенных на управляющую организацию законом, договором управления многоквартирным домом от 01.05.2015, договором на оказание услуг по отпуску энергоресурсов от 01.05.2015 ненадлежащим образом осуществляло деятельность по содержанию и ремонту общего имущества, обеспечению работоспособности общедомового прибора учета. С соответствующей заявкой в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора на замену ОДПУ ООО УК «Сириус» не обращалось, активных мер к замене прибора учета не принимало.
Так, с момента выхода ОДПУ по тепловой энергии в МКД по (адрес), (07.02.2017) до момента ввода нового ОДПУ (20.04.2018) прошел период более года. При этом, обстоятельств, объективно исключающих возможность надлежащего исполнения возложенных на управляющую организацию обязанностей, у ООО УК «Сириус» не имелось. Доказательств обратного ООО УК «Сириус» не представлено.
По результатам 2017 года в январе 2018 года собственникам и пользователям помещений МКД по (адрес), проведена корректировка платы за отопление в сторону доначисления.
По коллективному заявлению жильцов дома (адрес) ГЖИ по Оренбургской области в период с 12.03.2018 по 06.04.2018 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «УКХ РЭС №4» (ООО УК «Сириус») по вопросу начисления платы за отопление в МКД, в том числе произведения корректировки.
Согласно акту проверки от 06.04.2018 для ООО «УКХ» установлены тарифы: с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 1122,24 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 30.06.2017 – 1264,97 руб./Гкал.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 17.08.2012 № 686-п утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым норматив потребления тепловой энергии на отопление для г. Новотроицка: в отопительный период составляет 0,0429 Гкал на 1 кв. м площади занимаемого помещения в месяц (в случае принятия решения субъектом Федерации об оплате за отопление равномерно в течение календарного года, применяется норматив – 0,025 Гкал в месяц).
В 2017 году начисление платы за отопление в МКД по (адрес) производилось исходя из среднего объема потребления тепловой энергии за 2016 год в размере 0,014 Гкал на 1 кв. м площади помещения в месяц (при нормативе 0,025 Гкал на 1 кв. м).
Показания ОДПУ тепловой энергии в МКД в 2017 году отсутствовали.
Таким образом, объем тепловой энергии в 2017 году по МКД № 9 определялся в порядке:
январь – по показаниям ОДПУ,
февраль – до 06.02.2017 (включительно) по показаниям прибора учета, после указанной даты исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления тепловой энергии;
март, апрель 2017 года – исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления энергии,
май, июнь, июль, август, сентябрь – не отопительный период.
октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года – по нормативу.
Объем тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом (адрес) составил 1 842,32 Гкал на сумму 2 293 911,44 руб. Фактически за коммунальную услугу отопление потребителями оплачено за 2017 год 1 523 485, 30 руб. (1 225,0561 Гкал).
По результатам 2017 года произведена корректировка платы за отопление в январе 2018 года в сторону доначисления на сумму 770 426,14 руб. (105,68 руб. на 1 кв. м площади занимаемого помещения).
ГЖИ по Оренбургской области установлена вина ООО «УКХ РЭС № 4» (ООО УК «Сириус») в ненадлежащем оказании услуг по содержанию общего имущества собственников МКД по (адрес), в необеспечении постоянной работоспособности ОДПУ тепловой энергии с 07.02.2017.
В отношении директора ООО «УКХ РЭС № 4» (ООО УК «Сириус») М.И.Ю. должностным лицом ГЖИ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД по (адрес), с нарушением лицензионных требований.
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Новотроицка от 05.07.2018 установлена вина директора ООО «УКХ РЭС № 4» (ООО УК «Сириус») М.И.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выразившаяся в необеспечении постоянной работоспособности ОДПУ МКД по (адрес), отразившаяся на начислении платы за коммунальную услугу по отоплению.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно по вине управляющей организации ООО УК «Сириус» произошло увеличение платы за коммунальные услуги по отоплению в виде корректировки платы за 2017 год.
Доводы представителя ООО УК «Сириус» о недостаточности денежных средств на замену (ремонт) ОДПУ суд посчитал несостоятельными, поскольку все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Доводы представителя ООО УК «Сириус» о том, что общество инициировало собрание жильцов дома № *** с повесткой дня по вопросу об утверждении размера платы за ремонт ОДПУ тепловой энергии, что не было поддержано на собрании большинством собственников, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, поскольку указанное не следует из материалов дела.
Принимая во внимание, что ФИО4 произвела оплату начисленной корректировки за период 2017 год в размере 4452,69 руб., ФИО5 – в размере 5210,19 руб., ФИО3 - 6565,15 руб., ФИО6 - 5228,40 руб., ФИО9 - 5246,48 руб., ФИО10 - 4452,69 руб., ФИО12 - 4452,69 руб., ФИО15 - 5211,82 руб., ФИО16 - 6532,12 руб., ФИО17 - 5210,19 руб., ФИО19 6565,79 руб., ФИО20 - 6565,15 руб., указанные суммы суд признал убытками, причиненными виновными действиями управляющей организации, взыскал их в пользу истцов.
Судебная коллегия соглашается с решением суда по следующим основаниям.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за коммунальные услуги, в состав которой входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В силу частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
С 01.07.2016 начисление платы за отопление производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Согласно пункту 42 (1), абз. 3 названных Правил (в редакции на спорный период), в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Учитывая данные указанных формул, если в начале года исполнитель имел основания для расчета платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления, а в последствии ОДПУ вышел из строя, корректировка должна быть произведена с использованием иных расчетных величин (среднемесячного объема потребления в первые три месяца, по нормативу в последующие).
Согласно п. 18 («з») Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанном случае определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Учитывая то обстоятельство, что ОДПУ находилось в нерабочем состоянии с февраля 2017 г., начисление после 06.02.2017 производилось исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления тепловой энергии, март, апрель 2017 года – исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления энергии, май, июнь, июль, август, сентябрь – не отопительный период, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года – по нормативу.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Указанные принципы установлены постановлением Правительства РФ от 23 августа 2010 г. № 646 «О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов РФ перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», где в частности, один из принципов - это принцип минимизации неудобства граждан, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с учетом не причинения гражданам неудобств, связанных с выполнением мероприятий (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 8 статьи 13 этого же закона, действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Согласно п. 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 10 указанных Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно п. «и» и «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, одной из составляющих содержания общего имущества в многоквартирном доме является обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) При этом положениями Правил № 491 коллективные (общедомовые) приборы учета используемых энергетических ресурсов включены в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, (п. 18) включены работы по проверке исправности, работоспособности общедомового прибора учета, в том числе приборов учета тепловой энергии.
Таким образом, ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме возложена на управляющую организацию.
Частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ установлено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществить организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергоснабжении оснащению приборами используемых энергетических ресурсов.
Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354.
При этом разъяснение Правил в соответствии с пунктом 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дало свои разъяснения в письме от 18 сентября 2015 г. № 30162-ЛО/04, где говорится, что из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с договором № 593/15 (150/15) от 01.05.2015 на оказание услуг по отпуску энергоресурсов, заключенному между управляющей организацией (заказчик) и ООО «УКХ» (исполнитель), ресурсоснабжающая организация (исполнитель) обязалась оказывать коммунальные услуги по отпуску тепловой энергии (п. 1.1).
Согласно указанному договору, ООО УК «Сириус» обязуется поддерживать надлежащее техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей, которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (п. 2.3.2); использовать для учета объемов принятых энергоресурсов поверенные средства измерения, внесенные в государственный реестр (п. 2.3.3). При обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового) прибора учета фиксировать время выхода прибора учета из строя и незамедлительно (не более чем в течение суток) направлять ООО «УКХ» уведомление о неисправности прибора учета с указанием даты и времени составления соответствующего акта (п. 2.3.4). Своевременно за свой счет обеспечивать работоспособность общедомовых приборов учета, производить ремонт инженерных систем, оборудования в многоквартирных домах, обслуживаемых заказчиком, в целях нормального и безопасного функционирования общего имущества многоквартирных домов для отпуска энергоресурсов надлежащего качества (п. 2.3.6). Сообщать ООО «УКХ» в трехдневный срок в случае выхода из строя ОДПУ (п. 2.3.8).
В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министерством энергетики РФ издан приказ от 07 апреля 2010 г. № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2010 г. № 17646), согласно которому в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то есть управляющая организация.
Пунктом 5 данного Приказа установлено, что для заключения договора заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет исполнителю письменную заявку с приложением необходимых документов.
Однако ООО УК «Сириус» ненадлежащим образом осуществляло деятельность по содержанию и ремонту общего имущества, обеспечению работоспособности общедомовых приборов учета. С соответствующей заявкой в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора на замену ОДПУ ООО УК «Сириус» не обращалось, активных мер к замене прибора учета не принимало.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеются основания для взыскания в пользу истцов с ООО УК «Сириус» доначисленной суммы за отопление за 2017 г. в виде убытков.
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При определении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения заявленного спора, судом учтены положения ст. 15 и 1064 ГК РФ.
Истцы ФИО4, ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО19, ФИО20 просили взыскать с ООО УК «Сириус» оплаченную сумму за отопление по начисленной корректировке за период 2017 год.
Доводы апелляционной жалобы ООО УК «Сириус» о том, что суд необоснованно взыскал указанные денежные средства как убытки не являются основанием для отмены решения суда, поскольку суд может применить нужные нормы права самостоятельно.
Вины ресурсоснабжающей организации ООО «УКХ» в нарушении порядка начисления платы за тепловую энергию, не установлено.
Однако, между ООО «УКХ» и ООО УК «Сириус» имеются договорные отношения по порядку оказания услуг по отпуску энергоресурсов (договор № 593/15 (150/15) от 01.05.2015). Согласно п. 4.7 указанного договора, при нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя заказчик (ООО УК «Сириус»), допустивший указанные нарушения, обязан оплатить исполнителю (ООО «УКХ») объем сверхдоговорного, безучетного потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта РФ. В соответствии с п. 4.11 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий настоящего договора виновная сторона обязуется возместить другой стороне убытки причиненные данным неисполнением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО «УКХ» в связи с нарушениями, допущенными ООО УК «Сириус» обязано произвести перерасчет платы за отопление за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года с учетом средних значений 2016 года и в последующем имеет право взыскать убытки, причиненные действиями ООО УК «Сириус» с ООО УК «Сириус», то есть доначисленную потребителям плату (размер корректировки).
Доводы ООО «УКХ» о том, что расчеты за поставленный ресурс производятся с потребителями, не являются основанием для отмены решения суда в указанной части по следующим основаниям.
Режим потребления тепловой энергии - процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения (п. 15 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О теплоснабжении».
Отсутствие коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя относится к нарушению режима потребления тепловой энергии, при котором ООО «УКХ» в соответствии с условиями договора от 01.05.2015 (п.п. 4.7, 4.11) и при установленных фактических обстоятельствах по делу, учитывая, что не все истцы произвели оплату размера корректировки, убытки (потери) вправе взыскать с управляющей организации многоквартирного жилого дома.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционных жалоб и обстоятельства, на которые ссылаются апеллянты в их обоснование, правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ служить основанием к отмене в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 30 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сириус», общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи