Судья Лонь А.С. Дело № 33-1860/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе
председательствующего Руди О.В.
судей Ячменевой А.Б., Куцабовой А.А.
при секретаре Маслюковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу представителя ответчика государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Томска от 01 марта 2022 года
по делу №2-518/2021 (УИД № 70RS0001-01-2022-000099-35) по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании незаконным решения, возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж и назначить страховую пенсию
заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ОПФР по Томской области ФИО3,поддержавшей апелляционную жалобу,
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее ОПФР по Томской области)
- о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 08.02.2019 №272472/18 незаконным;
- возложении обязанности включить в специальный страховой стаж периоды работы:
в Колпашевском речном порту с 28.02.1989 по 31.07.1997,
в Судоходной компании «Югория» с 20.05.2009 по 31.07.2009,
периоды межнавигационных отпусков и отпусков без сохранения заработной платы: 28.02.1989 - 10.04.1989,
25.03.1991 - 14.04.1991,
14.04.2003 - 14.04.2003,
09.01.2007 - 21.01.2007,
02.02.2007 - 25.02.2007,
27.03.2006 - 02.04.2006,
11.11.2012 - 13.11.2012,
периоды учебных отпусков: 12.12.1989 - 26.12.1989,
12.01.1993 - 25.02.1993,
12.01.1994 - 25.02.1994;
отгулов, неоплачиваемых отгулов: 05.11.1990 - 08.12.1990,
16.12.1991 - 02.03.1992,
01.03.1993 - 28.04.1993,
17.02.1995 - 23.04.1995,
05.01.1996 - 21.03.1996,
04.11.1996 - 16.01.1997,
27.12.2005 - 16.02.2006,
25.11.2006 - 11.12.2006;
период отпуска без содержания: с 21.04.1994 по 29.04.1994;
на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта- с 27.09.2002 по 25.10.2002;
- возложении обязанности принять решение о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 15.10.2018;
- взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д. 4-7).
В обоснование указал, что решением ГУ- УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) №272472/18 от 08.02.2019 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Спорные периоды не были включены в специальный стаж. После получения решения пенсионного фонда истец обратился в Колпашевский отдел Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с запросом, в ответ на который получил сведения о регистрации теплоходов в государственном судовом реестре. Также ему было рекомендовано обратиться в ОАО «ЗСРП» с целью получения информации о маршрутах движения судов и иной информации, подтверждающей условия работы истца. Однако запрос не был получен ОАО «ЗСРП», конверт был возвращен.
Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО2
Представитель ответчика ОПФР по Томской области ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Обжалуемым решением на основании ст. 39, п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации; п.1 ст. 8, с.1 ст.11, ч.2 ст.14, ст.22, ст.28, подп.9 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; пп. "и" п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"; ст.26, ст.96 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации; положений Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; п.6.3 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 20.04.1992 N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"; п. 3, п.13 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"; п.31 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденного Постановлением Совета М.С. N 1801; п. 8.3.3. Правил технической эксплуатации речного транспорта; п.5, п.13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях в РФ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516; раздела 2, п.4 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"; п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30; п. 2 ст. 6, ст. 8, ст.15, Федерального закона №27-ФЗ; ст.88, ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
иск ФИО2 к ОПФР по Томской области о признании незаконным решения, возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж и назначить страховую пенсию удовлетворен частично;
решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 08.02.2019 №272472/18 признано незаконным;
постановлено включить периоды работы в Колпашевском речном порту с 28.02.1989 по 31.07.1997, а также период работы в цехе речного транспорта с 27.09.2002 по 25.10.2002 в специальный страховой стаж;
обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области назначить досрочно страховую пенсию по старости с 15 октября 2018 года;
с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области в пользу ФИО2 взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.;
в удовлетворении остальной части исковых требований отказано (л.д.101-104).
В апелляционной жалобе представитель ОПФР по Томской области ФИО1 просит решение суда г. Томска в части удовлетворения иска отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д.108-110).
Указывает, что юридически значимым для рассмотрения гражданского дела является вопрос о том, относится ли занимаемая работником должность к плавсоставу, не являются ли суда, на которых он работал, портовыми, постоянно работающими в акватории порта, служебно- вспомогательными, разъездными, пригородного и внутригородского сообщения. Данные обстоятельства должны быть подтверждены документами, однако материалы дела таких доказательств не содержат.
Считает безосновательными следующие выводы суда:
исходя из природно-географических и климатических особенностей местности и размеров судов, на которых работал истец, могли передвигаться только по Обскому бассейну (абз.6 на странице 3 обжалуемого решения);
суда, на которых работал истец, относятся к транзитному флоту и не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения в силу специфики расположения г. Колпашево на берегу Оби Томской области (абз.12 на стр. 3 обжалуемого решения);
вина в отсутствии документов, подтверждающих принадлежность судов к определенной категории в спорные периоды работы истца, не влечет для ФИО2 неблагоприятных последствий, поскольку обязанность предоставлять такие сведения лежит на работодателе (абз.2 на стр.4 решения);
поскольку вина ФИО2 в несохранности документов отсутствует, а архивная справка МКУ «Архив» от 18.07.2018 К» 878/1 не содержит сведений о предоставлении отгулов и различных отпусков в период навигации, суд толкует все сомнения в пользу истца и считает, что с 1989 по 1997 гг. истец отходил полные навигационные периоды (абз.2 на стр.4 решения);
поскольку периоды отпусков без сохранения заработной платы, неоплачиваемых отгулов, отпусков без содержания, учебных отпусков, имевших место с 1989 по 1997 гг, входят в данный спорный период, они подлежат включению в специальный стаж и их повторного включения не требуется (абз.10 на стр.5 решения).
Указывает, что решение не содержит обоснования включения в специальный страховой стаж периодов отпусков без сохранения заработной платы, неоплачиваемых отгулов, отпусков без содержания, учебных отпусков, имевших место с 1989 по 1997 гг, при этом Правилами №516 такая возможность не предусмотрена.
Не соглашается с включением судом периодов с 1989 по 1997 годы, как периодов полной навигации, поскольку доказательств того, что истец в указанные периоды вырабатывал полную навигацию, в материалах дела не имеется, а архивная справка МКУ «Архив» от 18.07.2018 № 878/1, на которую ссылается суд, содержит лишь информацию об отсутствии в документах архивного фонда приказов о начале и окончании навигации.
Вопрос о периодах навигации не исследовался судом, соответственно, отсутствовали основания для вывода об отсутствии отгулов и различных отпусков ФИО2 вне таких периодов.
Вывод суда о том, что «истец отходил полные навигационные периоды», основывается исключительно на толковании «всех сомнений в пользу истца», (абз.2 на стр.4 решения), что противоречит целому ряду основополагающих принципов гражданского судопроизводства (обязанность доказывания, состязательность и равноправие сторон).
Обжалуемое решение также является незаконным в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный страховой стаж периода работы в цехе речного транспорта с 27.09.2002 по 25.10.2002, поскольку часть спорных периодов работы должна подтверждаться - сведениями, содержащимися в выписке из индивидуального лицевого счета истца.
Период работы истца с 25.04.2002 по 26.09.2002 учтен как работа в плавсоставе по фактической продолжительности - на основании представленных работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, согласно которым продолжительность работы (специальный стаж, плавсостав, код особых условий труда «27-9») в ОАО «Томскнефтегазгеология» Ремонтно-эксплуатационная база флота составила 5 месяцев 2 дня. Достаточных и относимых доказательств тому, что сведения, представленные работодателем в пенсионный орган по данному периоду, являются недостоверными, истцом в нарушение требований статей 55, 56, 59, 60 ГПК РФ не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 126-128).
Руководствуясь статьями 327 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ФИО2, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности апелляционной жалобы.
В силу п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (п. 2).
Истцом апелляционная жалоба не подана.
Решение суда обжалуется ответчиком и только в части:
- признания незаконным решения Государственного учреждения –Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 08.02.2019 №272472/18;
- возложении на ответчика обязанности включить в специальный страховой стаж периодов работы в Колпашевском речном порту с 28.02.1989 по 31.07.1997, а также периодов работы в цехе речного транспорта с 27.09.2002 по 25.10.2002;
- возложения на ответчика обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости с 15.10.2018;
- взыскания расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
С учетом положений названной нормы права судебная коллегия не усматривает оснований для проверки законности решения суда в полном объеме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.10.2018 ФИО2 обратился в ГУ – УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.9 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ (л.д.48-50).
Решением ГУ – УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от 08.02.2019 №272472/18 ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.9 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. При этом в решении суда указано, что ФИО2 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 22.12.1998, на дату обращения страховой стаж (с учетом постановления Конституционного суда РФ №2-П ФИО2 составил 27 лет 6 месяцев 2 дня, стаж в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, 21 год 10 месяцев 21 день, стаж на соответствующих видах работ (плавсостав) составил 4 года 7 месяцев 11 дней, в том числе по периодам:
23.04.2021- 30.10.2001 учтен как работа в плавсоставе в льготном порядке за 1 год;
25.04.2002-26.09.2002 учтен как работа в плавсоставе по фактической продолжительности;
29.04.2003- 13.08.2003 учтен как работа в плавсоставе по фактической продолжительности;
25.08.2004- 32.11.2004 учтен как работа в плавсоставе по фактической продолжительности;
10.05.2002- 07.10.2005 учтен как работа в плавсоставе по фактической продолжительности;
22.05.2006- 24.11.2006 учтен как работа в плавсоставе льготном порядке за 1 год;
02.05.2007-21.11.2007 учтен как работа в плавсоставе льготном порядке за 1 год.
В специальный стаж в плавсоставе на судах речного флота не учтены периоды работы заявителя:
в Колпашевском речном порту с 28.02.1989 по 31.07.1997, поскольку согласно архивным справкам МКУ «Архив» №878/1, №878/2 от 18.07.2018 суда, на которых работал ФИО2, были закреплены за портами пристанями, сведения об участке работы, о начале и об окончании навигационных периодов отсутствуют;
с 20.05.2009 по 31.07.2009 в Судоходной компании «Югория», так как данный период отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Согласно сведениям, представленным отделом персонифицированного учета, уточнить отсутствие периода с 20.05.2009 по 31.07.2009 не представляется возможным, т.к. данная организация не зарегистрирована в региональном комплексе администрирования страховых взносов,
с 12.12.1989 - 26.12.1989, 12.01.1993 - 25.02.1993, 12.01.1994 - 25.02.1994 учебные отпуска;
с 05.11.1990 - 08.12.1990, 16.12.1991 - 02.03.1992, 01.03.1993 - 28.04.1993, 17.02.1995- 23.04.1995, 05.01.1996 - 21.03.1996, 04.11.1996 - 16.01.1997, 27.12.2005 - 16.02.2006, 25.11.2006 - 11.12.2006- отгулы, неоплачиваемые отгулы;
с 21.04.1994 по 29.04.1994 - период отпуска без содержания;
с 27.09.2002 по 25.10.2002- на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта;
с 28.02.1989 - 10.04.1989, с 25.03.1991 - 14.04.1991, с 14.04.2003 - 14.04.2003, с 09.01.2007 - 21.01.2007, с 02.02.2007 - 25.02.2007, с 27.03.2006 - 02.04.2006, с 11.11.2012 - 13.11.2012 - периоды межнавигационных отпусков и отпусков без сохранения заработной платы (л.д. 52-53).
Обращаясь в суд, ФИО2 указал, что отсутствие у работодателя первичной документации, подтверждающей тип и назначение судна, его технические характеристики, сведения об участке работы, а также сведения о начале окончании навигационных периодов, как обстоятельство, от него не зависящее, не может являться основанием для ограничения его пенсионных прав в назначении досрочной пенсии, при этом считает, что сведения о его работе изложены в трудовой книжке.
Удовлетворяя требование ФИО2 в части и признавая незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 08.02.2019 №272472/18; включая периоды работы в Колпашевском речном порту с 28.02.1989 по 31.07.1997, а также период работы в цехе речного транспорта с 27.09.2002 по 25.10.2002 в специальный страховой стаж; возлагая на ОПФР по Томской области обязанность назначить досрочно ФИО2 пенсию по старости с 15.10.2018 суд, установив на основании архивных справок и сведений из трудовой книжки истца, что в спорный период истец был трудоустроен в организации, однако по вине работодателя в сведениях, представленных в архивный фонд документов, подтверждающих принадлежность судов, отнесение судов к определенной категории в спорные периоды суд, истолковал все сомнения в пользу истца и пришел к выводу, что в спорный период истец работал в Колпашевском речном порту отходил полные навигационные периоды в должности, относящейся к плавсоставу, на судах, которые не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Период с 27.09.2002 по 25.10.2002 включен судом в специальный страховой стаж, поскольку по сведениям архивной справки Центра документации новейшей истории Томской области от 22.08.2018 №С-5193 ФИО2, рулевой-моторист, значится в Списке работников РЭБ флота по занимаемым профессиям, которым установлено льготное пенсионное обеспечение за 2002.
Судебная коллегия с такими выводами суда и их обоснованностью не согласилась.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и установление государственной пенсии законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии по старости 15.10.2018).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии с подп.9 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Исходя из указанной нормы, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ, от наименования их профессий и должностей, не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца, необходимо только документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Вопрос отнесения судна к определенной категории и характер его использования, находится в компетенции судовладельца и решается на основании данных технической характеристики судна, вида деятельности, характера выполняемой работы, района плавания.
При установлении пенсии до 1 января 2002 года применялись нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в РСФСР», Закона СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», которые предусматривали льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Как разъяснено в абз. 2 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). В абз. 5 п. 15 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в ст. 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Согласно трудовой книжке /__/, оформленной на имя ФИО2, 28.02.1989 истец был принят в Колпашевский речной порт рулевым мотористом т/х «Заря-180»; 28.04.1992 направлен мотор-рулевым т/х «Заря-199», 31.07.1994 уволен по собственному желанию (л.д.8 оборот).
Как следует из архивной справки №878/1 от 18.07.2018, выданной МКУ «Архив» г. Колпашево,
28.02.1989 ФИО2 был принят рулевым –мотористом т/х БТМ-458, с этого же числа предоставлен межнавигационный отпуск (приказ о принятии №85 от 27.02.1989), дата окончания межнавигационного отпуска не указана;
на основании приказа №173 от 11.04.1989 рулевой –моторист т/х БТМ-458 с 11 апреля переведен рулевым-мотористом т/х Заря-180 и направлен на саморемонт теплохода;
на основании приказа №227 от 05.05.1189 моторист- рулевой ФИО2 отозван и назначен на вооружение с 29.04.1989 экипаж т/х Заря-180;
на основании приказа №516 от 30.10.1986 рулевой –моторист т/х Заря-180 ФИО2 в связи с разоружением теплохода с 30.10.1989 года направлен в отстой флота;
на основании приказа №583 от 13.12.1989 рулевому-мотористу т/х Заря -180 ФИО2, учащемуся 1 курса, предоставлен учебный отпуск с 12.12.по 26.12.1989;
на основании приказа №32 от 17.01.1990 рулевому-мотористу т/х Заря 180 ФИО2 предоставлены отгулы за навигацию с 27.12.по 05.03.1990;
на основании приказа №160 от 11.04.1990 рулевой-моторист т/х Заря-180 ФИО2 направлен в отстой флота рабочим;
на основании приказа №180 от 26.04.1990 с 25.04.1990 экипаж т/х Заря-180 рулевой-моторист ФИО2 отозван и назначен на вооружение;
на основании приказа №4443 от 15.10.1990 моторист – рулевой т/х Заря 180 с 15.10.1990 направлен мотористом- рулевым т/х БОТ 3, приказа о переводе рулевого- моториста с т/х БОТ-3 на т/х Заря-180 нет;
на основании приказа №473 от 05.11.1990 рулевому-мотористу т/х Заря 180 ФИО2 предоставлены отгулы с 05.11 по 08.12.1990;
на основании приказа №34 от 21.01.1991 рулевому-мотористу т/х Заря 180, уч-ся 2 курса, предоставлены (что предоставлено не указано) 24 дня с 20.01.по 12.02.1991, ФИО2 предоставлены отгулы с 05.11 по 08.12.1990, предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 13.02 по 25.03.1991;
на основании приказа №109 от 26.03.1991 рулевому-мотористу т/х Заря 180 предоставлен межнавигационный отпуск с 25.03.1991;
на основании приказа №361 от 17.10.1991 моторист-рулевой с 17.10.1991 направлен на зачистку барж;
на основании приказа №445 от 30.12.1991 рулевому-мотористу т/х Заря 199 предоставлены отгулы за навигацию с 16.12.1991 по 13.03.1992;
на основании приказа №80 от 03.03.1992 моторист-рулевой направлен на выгрузку дров с 03 марта;
на основании приказа №144 от 23.04.1992 моторист –рулевой т/х Заря -199 с 23 направлен на весенние работы на т. ход;
на основании приказа №170 от 07.05.1992 экипаж т/х Заря -199, моторист-рулевой ФИО2 отозван и назначен на вооружение;
на основании приказа № 392 от 31.10.1922 моторист-рулевой т/х Заря 199 с 21.10.1992 направлен в отстой флота рабочим;
на основании приказа №479 от 29.12.1992 рулевому-мотористу т/х Заря -199 предоставлен учебный отпуск с 12.01.по 25.02.1993;
на основании приказа №3 от 04.04.1993 мотористу- рулевому т/х Заря -131 предоставлены два дня в счет отгулов с 10.01. по 11.011993;
на основании приказа №48 от 15.02.1993 мотористу- рулевому т/х Заря -199 предоставлен учебный отпуск с 12.01.по 25.02.1993;
на основании приказа №63 от 01.03.1993 мотористу- рулевому т/х Заря -199 предоставлены отгулы с 01.03 по 05.06.1993;
на основании приказа №135 от 04.05.1993 экипаж т/х Заря-199 моторист -рулевой ФИО2 отозван и назначен с 29.04.1993 на вооружение;
на основании приказа №379 от 09.11.1993 моторист – рулевой т/х Заря -199 направлен в отпуск с 03.11.по 23.12.1993 неоплачиваемые отгулы с 24.12.1993 по12.01.1994;
на основании приказа №3 от 10.01.1994 пот. рул. т/х Заря предоставлен учебный отпуск с 12.01.по 25.02.1994;
на основании приказа №94 от 19.04.1994 мотористу- рулевому т/х Заря-199 предоставлены без содержания 8 дней с 21.04. по 29.04.1994;
на основании приказа №114 от 04.05.1994 экипаж т/х Заря-199 моторист -рулевой ФИО2 отозван и назначен с 05.05.1993 на вооружение;
на основании приказа №26 от 30.01.1995 мотористу- рулевому т/х Заря -199 предоставлены неоплачиваемые отгулы с 17.02 по28.04.1995;
на основании приказа №108 от 11.05.1995 экипаж т/х Заря-199 моторист- рулевой ФИО2 отозван и назначен с 24.04.1995 на вооружение;
на основании приказа №167 от 10.07.1995 моторист –рулевой Теплохода Заря -199 в связи с разоружением судна в 10.07.1995 в этой же должности переведен на теплоход Заря 248;
на основании приказа №242 от 29.09.1995 моторист -рулевой т/х Заря -248 с 20.09.1995 переведен на т/х СП-11;
приказа о переводе моториста-рулевого с т/х СП-11 на т/х с/п-2 нет;
на основании приказа №300 от 16.11.1995 мотористу-рулевому т/х СТП-2 предоставлен ежегодный отпуск с 13.11.1995 по 04.01.1996;
приказа о переводе моториста-рулевого с т/х СТП-2 на т/х Заря-199 нет;
на основании приказа №58 от 18.04.1996 моторист-рулевой т/х Заря 199 переведен в связи с постановкой т/х на отстой с 10.04.1996 на теплоход Заря-248 и направлен на ремонт т/хода;
на основании приказа №209 от 12.11.1996 мотористу-рулевому т/х Заря-248 предоставлены неоплачиваемые отгулы с 04.04.1996 по 16.01.19997, отпуск с 17.01. по 06.03.1997;
на основании приказа об увольнении № 209 от 31.07.1997 моторист-рулевой т/х Заря -248 с 31.07.1997 уволен (л.д. 15-16).
Согласно архивной справке, выданной МКУ «Архив» от 18.07.2018 №878/2, в документах архивного фонда Филиала ОАО «ЗСРП» Северный Колпашевский речной порт (правопреемник Филиала АООТ ЗСРП) «Колпашевский речной порт», по приказам по распределению флота по линиям работы на навигацию за период 1989-1997 годы имеются сведения:
приказ №13 от 18.01.1989 раздел-флот, закрепленный за портами-пристанями, подраздел-Колпашевский порт. Самоходный флот. т/х Заря-180, вид перевозок-пассаж, период работы не указан;
приказ №38 от 20.02.1990 раздел-флот на балансе портов-пристаней подраздел-Колпашевский порт. Самоходный флот. т/х Заря-180, вид перевозок-пассаж, период работы не указан;
приказ №37 от 25.02.1991 раздел-флот на балансе портов-пристаней, подраздел-Колпашевский порт. Самоходный флот. т/х Заря-180, вид перевозок-пассаж, период работы не указан;
приказ №17 от 20.02.1992 раздел-флот на балансе портов-пристаней, подраздел-Колпашевский порт. Самоходный флот. т/х Заря-180, вид перевозок-пассаж, период работы не указан;
приказ №29 от 31.03.1993 раздел-флот на балансе портов-пристаней, подраздел-Колпашевский порт. Самоходный флот. т/х Заря-180, вид перевозок-пассаж, период работы не указан;
приказ №43 от 11.04.1994 раздел-флот на балансе портов-пристаней, подраздел-Колпашевский порт. Самоходный флот. т/х Заря-180, вид перевозок-пассаж, период работы не указан;
приказ №58 от 19.04.1995 раздел-флот на балансе портов-пристаней, подраздел-Колпашевский порт. Самоходный флот. т/х Заря-180, вид перевозок-пассаж, период работы не указан; т/х Заря- 248, вид перевозок – пассаж., период работы не указан; т/х СП-11, вид перевозок-речн. перепр., период работы не указан;
приказ №31 от 11.04.1996 раздел-флот на балансе портов-пристаней, подраздел-Колпашевский порт. Самоходный флот. т/х СП-11, вид перевозок-речн. перепр., период работы не указан; т/х СТП-2, вид перевозок-станция тех. помощь, период работы не указан;
приказ №40 от 03.04.1997 раздел-работа флота предприятий АООТ «ЗСРП» по прямым договорам, подраздел-Колпашевский порт. Самоходный флот. т/х Заря 248, вид перевозок-пассаж., период работы не указан (л.д.17).
Сведений о начале и окончании навигации, а также о виде выполняемых работ и месте работ (в акватории порта или за ее пределами) истцом не представлено.
В ответе Обского управления Государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Колпашевский Линейный отдел от 21.06.2021 №ОУГРН -8-40-05 указано, что согласно Государственному реестру Российской Федерации «Заря-180», «Заря-199», «Заря-248», «Заря-337» принадлежат ООО «Западно-Сибирское Речное Пароходство», о данных судах в архивах Колпашевского линейного отдела сведений не имеется. Классифицировать, относятся ли данные суда к портовым, работающим постоянно на акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам пригородного и внутреннего сообщения, ответить не представляется возможным, т.к. распоряжения на выполнение работ, маршруты движения данных судов выдавались работодателем (судовладельцем) (л.д.21).
Поскольку истцом были предприняты безуспешные попытки получить информацию у собственника в отношении судов, на которых он трудился в период с 1989 по 1997 года (л.д. 26), о чем в деле имеются сведения, судом первой инстанции на обсуждение сторон вопрос о запросе указанных сведений не ставился, апелляционная инстанция с целью устранения данного процессуального нарушения, установив, что АО «Западно-Сибирское речное пароходство» прекратило свою деятельность 22.12.2019 в связи с ликвидацией, направила запрос в Государственный архив Новосибирской области о предоставлении сведений, имеющих юридическое значение для рассмотрения настоящего дела, а именно: о предоставлении распоряжений на выполнение работ, маршрутов движения судов и т.п. в отношении судов «Заря-180», «Заря-199», «Заря-248», «Заря-337».
В ответ на запрос суда поступила архивная справка №5318 от 01.07.2022, в ней указаны следующие сведения:
место прикрепления т/х Заря -180 в 1989 году - Колпашевский порт,
согласно приказу от 30.05.1989 №130/59 первым днем открытия навигации и судоходной обстановки в 1989 г. на реках Обского бассейна, обслуживаемого пароходством в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областях на участке Колпашево-Парабель, считать 8.5, судоходной обстановки 3.5-8.5, в приказе от 15.11.1989 №338/112 «О сроках закрытия навигации 1989», содержатся сведения о первом дне закрытия навигации и судоходной обстановки в 1989 г. на реках Обского бассейна, обслуживаемого пароходством в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областях на участке Колпашево-Парабель, - 31.10, судоходной обстановки 01.11;
согласно приказу №38 от 20.02.1990 место прикрепления т/х Заря -180 в 1990 году - Колпашевский порт, в соответствии с приказом от 25.05.1990 №114/47 первым днем открытия навигации и судоходной обстановки в 1990 г. на реках Обского бассейна, обслуживаемого пароходством в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областях на участке Колпашево-Парабель считать 03.05, судоходной обстановки 30.04-2.05, в приказе от 29.11.1190 №295 «О сроках закрытия навигации 1990», содержатся сведения о первом дне закрытия навигации и судоходной обстановки в 1990 г. на реках Обского бассейна, обслуживаемого пароходством в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областях на участке Колпашево-Парабель - 29.10, судоходной обстановки 30.10;
согласно приказу №37 от 25.02.1991 место прикрепления т/х Заря -180 в 1991 году - Колпашевский порт, в соответствии с приказом от 30.05.1991 №121/62 первым днем открытия навигации и судоходной обстановки в 1991 г. на реках Обского бассейна, обслуживаемого пароходством в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областях на участке Колпашево-Парабель считать 03.05, судоходной обстановки 06.05-09-05, в приказе от 20.11.1991 №252 «О сроках закрытия навигации 1991», содержатся сведения о первом дне закрытия навигации и судоходной обстановки в 1991 г. на реках Обского бассейна, обслуживаемого пароходством в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областях на участке Колпашево-Парабель - 02.11, судоходной обстановки 29.10-01.11;
согласно приказу №17 от 20.02.1992 место прикрепления т/х Заря -180 в 1992 году – Кемеровский порт, место прикрепления т/х Заря -199 в 1992 году - Колпашевский порт, в соответствии с приказом от 02.06.1992 №65/51 первым днем открытия навигации и судоходной обстановки в 1992 г. на реках Обского бассейна, обслуживаемого пароходством в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областях на участке Колпашево-Парабель считать 08.05, судоходной обстановки 06.05, в приказе от 30.11.1992 №197/111 «О сроках закрытия навигации 1992», содержатся сведения о первом дне закрытия навигации и судоходной обстановки в 1992 г. на реках Обского бассейна, обслуживаемого пароходством в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областях на участке Колпашево-Парабель - 02.11, судоходной обстановки 31.10;
согласно приказу №129 от 31.03.1993 место прикрепления т/х Заря -199 в 1993 году - Колпашевский порт, в соответствии с приказом от 19.05.1993 №54/57 первым днем открытия навигации и судоходной обстановки в 1993 г. на реках Обского бассейна, обслуживаемого пароходством в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областях на участке Колпашево-Парабель считать 06.05, судоходной обстановки 06.05, в приказе от 10.11.1993 №163/155 «О сроках закрытия навигации 1993», содержатся сведения о первом дне закрытия навигации и судоходной обстановки в 1993 г. на реках Обского бассейна, обслуживаемого пароходством в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областях на участке Колпашево-Парабель - 1.11, судоходной обстановки 29.10;
Согласно приказу №43 от 11.04.1994 место прикрепления т/х Заря -199 в 1994 году - Колпашевский порт, в соответствии с приказом от 25.05.1994 №69А/45А первым днем открытия навигации и судоходной обстановки в 1994 г. на реках Обского бассейна, обслуживаемого пароходством в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областях на участке Колпашево-Парабель считать 10.05, судоходной обстановки 4.05, в приказе от 05.12.1994 №122/142 «О сроках закрытия навигации 1994», содержатся сведения о первом дне закрытия навигации и судоходной обстановки в 1994 г. на реках Обского бассейна, обслуживаемого пароходством в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областях на участке Колпашево-Парабель - 05.11, судоходной обстановки 31.10;
согласно приказу №58 от 19.04.1995 место прикрепления т/х Заря -199 в 1995 году - Колпашевский порт, в соответствии с приказом от 23.05.1995 №80/61 первым днем открытия навигации и судоходной обстановки в 1995 г. на реках Обского бассейна, обслуживаемого пароходством в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областях на участке Колпашево-Парабель считать 10.05, судоходной обстановки 4.05;
в ответе указано, что предоставить сведения о закрытии навигации 1995 о начале и закрытии навигаций за 1996-1997, раскреплении флота за эти годы не представляется возможным, так как запрашиваемые документы на хранение в ГКУ НСО ГОНО не поступали.
Кроме того судебной коллегией направлен запрос в ОПФР по Томской области, однако из ответа от 01.07.2022 №54400 следует, что среди сведений, переданных АО «Западно-Сибирское Пароходство», информация в отношении ФИО4 отсутствует.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно указанным правилам право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено механикам и их помощникам, машинистам, старшим машинистам, мотористам, старшим мотористам (раздел XXX "Транспорт", подраздел "Речной флот - плавсостав судов, кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения").
Порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В соответствии с указанными Правилами необходимыми критериями для назначения досрочной страховой пенсии по старости плавсоставу являются: зачисление работников, относящихся к плавсоставу на суда морского, речного и флота рыбной промышленности; доказательства того, что суда, на которых осуществляется работа не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения; периоды работы для зачета календарного года должны осуществляться полный навигационный период.
Пунктом 13 Правил установлено, что периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Аналогичные положения указаны в п.112 Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Судом с достоверностью установлено, что в период с 28.02.1989 по 31.07.1997 истец выполнял работу в плавсоставе в должности рулевого-моториста, указанная должность предоставляет возможность льготного пенсионного обеспечения. Вместе с тем, исходя из положений п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", необходимым условием реализации такого права является то обстоятельство, чтобы суда, на которых трудился заявитель не относились к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 5 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 г., исходя из буквального толкования подп. 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение тому, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подп. "и" пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6.3 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" (действовавшего в спорный период) для решения вопроса о праве на назначение пенсии в соответствии с пунктом "и" статьи 12 Закона от 20.11.90 плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного внутригородского сообщения) также не требуется перечня соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом выполнения которых пенсия назначается в связи с особыми условиями труда.
Для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности достаточно уточняющей справки предприятия, что данная должность относятся к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Основанием для выдачи справки является приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание или схема должностных окладов. Порядок исчисления стажа работы (приложен в пункте 9 указаний).
Однако доказательств того, что суда, на которых работал истец в спорный период с 28.02.1989 по 31.07.1997 не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения, материалы дела не содержат.
По имеющимся в материалах дела доказательствам, возможно лишь установить, что истец трудился на пассажирских суднах (л.д.22, 23, ответ Государственного архива Новосибирской области).
Сам по себе факт трудовой деятельности в должности, относящейся к плавсоставу без доказательств исполнения трудовой функции в условиях, предусмотренных подп.9 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не влечет включения указанного периода в специальный стаж.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о неправомерном включении периодов работы в Колпашевском речном порту с 28.08.1989 по 31.07.1997 являются обоснованными, а решение в указанной части подлежит отмене.
Проверяя решение в части включения в специальный страховой стаж ФИО2 периода с 27.09.2022 по 25.10.2020, судебная коллегия также не согласилась с выводами суда первой инстанции.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
В системе обязательного пенсионного страхования ФИО2 зарегистрирован 22.12.1998, таким образом, период для подтверждения страхового стажа с 27.09.2002 по 25.10.2020 подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно трудовой книжке ФИО2 15.04.2002 ФИО2 принят в цех речного транспорта рулевым мотористом на транспортный теплоход 214 на период навигации (запись №10), 25.10.2002 уволен по п.2 ст.77 ТК РФ по истечении срока(запись №11) (л.д.9 оборот).
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) в период с 15.04.2002 по 25.10.2002 сведения в отношении ФИО2 предоставляла Томскефтегазгеология ОАО АЯ База Флота. Работодателем указанный период указан с территориальным условием МКС. При этом особые условия труда (код 27-9) указаны работодателем только в течение 5м.2дн (дополнительные сведения) в периоде с 25.05.2002 по 25.10.2002.
Учитывая, что весь этот период с 25.05.2002 по 25.10.2002 составляет 6 мес. 1 д., работодатель определили особые условия труда в плавсоставе только 5м. 2 д. из 6 мес. 1 д.
Таким образом, поскольку сам работодатель определил период с 25.04.2002 по 26.09.2002 как период с особыми условиями труда, а после 26.09.2022 работодатель определил в это время работу без особых условий, ответчик обоснованно отказал во включении спорного периода в состав специального стажа, дающего возможность получения льготного пенсионного обеспечения.
При таких данных, поскольку нет оснований для включения всех спорных периодов в специальный страховой стаж, отсутствуют основания для признания решения ГУ- УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) №272472/18 от 08.02.2019 незаконным, равно как нет оснований для возложения обязанности назначить пенсию досрочно. Выводы и суждения суда первой инстанции в этой части ошибочны.
Ошибочным является и вывод суда о том, что трудовая книжка является доказательством, подтверждающим исковые требования, притом, что отсутствие в архивном фонде документов, подтверждающих принадлежность судов, отнесение судов к определенной категории в спорные периоды, не относится к ответственности истца, а потому все сомнения должны толковаться в его пользу.
Так, вывод суда о том, что сведения о специальном стаже подтверждены записями в трудовой книжке истца, основан на ошибочном толковании норм материального права и сделан без учета положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Судом не принято во внимание, что согласно части 4 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение (часть 4 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях. Внесение в трудовую книжку сведений о характере выполняемой гражданином работы, ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня, законом не предусмотрено.
Из материалов дела усматривается, что в трудовой книжке истца содержатся сведения о периодах его трудовой деятельности в определенных должностях и организациях. Данных о характере и условиях выполняемой им работы в трудовой книжке не содержится.
Что касается отсутствия вины истца в том, что отсутствие сведений о периодах работы истца в архивном фонде, в пенсионном органе не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку обязанность правильного составления документооборота лежит на работодателе, этот вывод безоснователен, поскольку в силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьи 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, у истца есть обязанность доказать основания своих требований. Таких доказательств им не представлено, равно как не представлено доказательств тому, что в спорный период времени и в последующем истец не предпринимал попыток проверить правильность предоставления в отношении него сведений в контролирующие органы, в том числе, в пенсионный орган, не обращался к работодателю, не пытался понудить его надлежащим образом исполнить свои обязательства, связанные с правильным оформлением документов. При таких обстоятельствах вывод об отнесении сомнений в пользу истца неправомерен.
Учитывая, что требования истца оставлены без удовлетворения, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя ответчика государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области ФИО1 – удовлетворить,
решение Кировского районного суда города Томска от 01 марта 2022 года отменить в части удовлетворения требования о признании решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 08.02.2019 №272472/18 незаконным; о включении периода работы в Колпашевском речном порту с 28.02.1989 по 31.07.1997, периода работы в цехе речного транспорта с 27.09.2002 по 25.10.2002 в специальный страховой стаж; возложении обязанности на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области назначить досрочно страховую пенсию по старости с 15 октября 2018 года; взыскании с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области в пользу ФИО2 расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Принять в этой части новое решение.
ФИО5 отказать в удовлетворении требований о признании решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 08.02.2019 №272472/18 незаконным; о включении периода работы в Колпашевском речном порту с 28.02.1989 по 31.07.1997, периода работы в цехе речного транспорта с 27.09.2002 по 25.10.2002 в специальный страховой стаж; возложении обязанности на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области назначить досрочно страховую пенсию по старости с 15 октября 2018 года; взыскании с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области в пользу ФИО2 расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи