ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1861 от 18.06.2014 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

 Дело № 33-1861 поступило 05 мая 2014 года Судья Рабдаева Н.Г.  

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Улан-Удэ 18 июня 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

 председательствующего судьи Шагдаровой Т.А.,

 судей коллегии Семенова Б.С, Ивановой Б.С.,

 при секретаре Замалеевой О.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования «город Северобайкальск», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о признании незаконными письмо (решение) Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от_20.11.2013 года № ..., признании незаконным действия государственного заказчика - главного распорядителя бюджетных средств подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 годы по не вынесению решения об использовании субсидии на предоставление социальной выплаты, признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты, понуждении пре поставить субсидию, вынести решение о разрешении использовать субсидии на представление социальной выплаты, обязать администрацию муниципального образования «город Северобайкальск» предоставить социальную выплату

 по апелляционной жалобе Министра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ ФИО3

 на решение Северобайкальского городского суда РБ от 17 марта 2014 года, которым постановлено:

 Признать отказ государственного заказчика - главного распорядителя бюджетных средств подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по невынесению решения в использовании субсидий на предоставление социальной выплаты незаконным.


  Обязать государственного заказчика главного распорядителя бюджетных средств подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты собственнику ФИО1 и его несовершеннолетней дочери ФИО2 по Подпрограмме, как собственникам ветхого и аварийного жилья.

 Признать письмо (решение) Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 20.11.2013 г. № ... об отказе в получении социальной выплаты незаконным.

 Обязать администрацию муниципального образования «город Северобайкальск» предоставить социальную выплату по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы собственникам жилого помещения ФИО1 и его несовершеннолетней дочери ФИО2

 В остальной части иска отказать.

 Заслушав доклад судьи Семенова Б.С, пояснения представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ ФИО4, представителя Администрации МО «город Северобайкальск» ФИО5, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Истцы, являющиеся собственниками жилого помещения, расположенного в <...> обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в ноябре 2013 года они обратились в АМО «город Северобайкальск» в рамках указанной Подпрограммы с заявлением о предоставлении им социальной выплаты. Их учетное дело было направлено в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ для вынесения решения об использовании субсидии на предоставление им социальной выплаты. Однако 20 ноября 2013 года последним было отказано в получении социальной выплаты в связи с тем, что на момент приватизации квартиры она являлась аварийной. Считают отказ незаконным и необоснованным, поскольку договор приватизации не был признан недействительным.


  В судебном заседании истец ФИО1, действующий также в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, их представитель ФИО6 иск поддержали.

 Представитель Администрации МО «город Северобайкальск» ФИО5 не возражала против удовлетворения исковых требований, заявленных к Министерству строительства и модернизации ЖКК РБ, однако полагала, что основания для удовлетворения требований в отношении Администрации отсутствуют, так как Администрацией было принято решение о предоставлении социальной выплаты истцам, однако социальная выплата не могла быть ими в связи с отказом Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ в использовании субсидии на ее предоставление.

 Министр строительства и модернизации ЖКК РБ ФИО3 просил рассмотреть дело в свое отсутствие их представителя. В отзыве на исковое заявление просил отказать в иске, указав, что жилищной комиссией Администрации МО «город Северобайкальск» было принято решение о предоставлении истцу социальной выплаты с нарушением федерального законодательства, так как была осуществлена приватизация аварийной квартиры, что противоречит ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда». Кроме того, указал, что в соответствии с постановлением Правительства РБ от 21 января 2014 года № 15 постановление Правительства РБ от 25 апреля 2011 года № 185 «О республиканской целевой программе «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 годы» утратило силу.

 Районный суд постановил вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе министр строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ ФИО3 просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований, заявленных к Министерству, ссылаясь на те же доводы, которыми возражал против удовлетворения иска в суде первой инстанции в своем отзыве. Дополнительно указал, что предоставление социальных выплат гражданам, жилые помещения которым переданы муниципальным образованием в собственность с нарушением федерального законодательства, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ является нецелевым использованием бюджетных средств. Кроме того, суд не учел, что Республиканская целевая программа «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015годы с 2014 года утратила силу, финансирование в республиканском бюджете на указанные цели не предусмотрено.

 В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ ФИО4 доводы жалобы поддержал.

 Представитель Администрации МО «город Северобайкальск» ФИО5 по ним возражала, однако просила исключить из резолютивной части решения суда обязывающий их четвертый абзац.

 Истец ФИО1 и представитель стороны истцов не явились.

 Судебная коллегия, выслушав стороны, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, материалы дела, приходит к следующему


  Оценивая действия ответчиков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий (бездействия) Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ по невынесению решения об использовании субсидий на предоставление социальной выплаты, а также письма Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ от 20 ноября 2013 года № <...> об отказе в получении социальной выплаты. Судебная коллегия находит данный вывод обоснованным, соответствующим нормам материального права.

 Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 (с последующими изменениями) утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

 Данной программой предусмотрены мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов).

 Правилами предоставления указанного вида субсидий установлено, что субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий, предусмотренных в региональных целевых программах субъектов Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

 а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской
Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта
Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется субсидия;

 б) наличие утвержденной региональной целевой программы субъекта
Российской Федерации, предусматривающей мероприятия;

 в) обязательство высшего органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации обеспечить соответствие значений показателей,
устанавливаемых региональной программой, указанной в подпункте "б"
  настоящего пункта, значениям показателей результативности предоставления
субсидии, установленным соглашением о предоставлении субсидии,
заключаемым ежегодно Министерством строительства и жилищно-
коммунального хозяйства Российской Федерации с высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта РФ (далее - соглашение).

 Постановлением Правительства РБ № 185 от 25 апреля 2011 года была утверждена Республиканская целевая программа «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 годы, в рамках которой действовала подпрограмма «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия».

 Порядок предоставления муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда зоны БАМа установлен разделом II подпрограммы.

 Пунктами 2.4., 2.5. указанного Порядка установлено, что для получения социальной выплаты граждане, указанные в пункте 2.1   настоящего Порядка, подают в муниципальные образования по месту


  проживания заявления с приложением следующих документов: копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина; копий правоустанавливающих документов на занимаемое жилое помещение; копии финансового лицевого счета или выписки из домовой книги; обязательства о безвозмездном отчуждении гражданином принадлежащего ему на праве собственности или ему и членам его семьи на праве общей собственности и свободного от обязательств жилого помещения в муниципальную собственность. По запросу Министерства муниципальные образования представляют сформированные и заверенные учетные дела граждан, в том числе содержащие: акты проверки жилищных условий граждан, оформленные согласно приложению № 2   к Порядку; заключения межведомственной комиссии муниципального образования о признании жилых помещений непригодными для проживания/жилых домов аварийными и подлежащими сносу.

 Из материалов дела следует, что все необходимые документы были истцами представлены в орган местного самоуправления, на основании представленных документов жилищная комиссия муниципального образования оформила решение о предоставлении социальной выплаты в соответствии со списком, который вместе с сформированным учетным делом был направлен в Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ.

 Основания исключения из списков установлены пунктом 2.2. указанного Порядка, в частности из списков исключаются граждане: умершие; ранее получившие бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения, в том числе жилищные субсидии.

 Между тем, Министерством строительства и модернизации ЖКК РБ при рассмотрении учетного дела истцов такие основания для исключения из списков установлены не были, поводом к отказу в предоставлении социальной выплаты послужила, по мнению   Министерства, незаконная приватизация жилого помещения.

 Однако в соответствии с ч. 1 ст.2 ФЗ «О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная
регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический
акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения
(обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в
соответствии с Гражданским кодексом   РФ. Государственная регистрация
является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

 Таким образом, полномочиями по оценке законности сделки, на основании которой возникло зарегистрированное право собственности, данный орган государственной власти не наделен, это право предоставлено только суду.

 Следует также отметить, что решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 10 января 2014 года были оставлены без


  удовлетворения исковые требования Администрации МО «город Северобайкальск» о признании недействительным договора от 18 февраля 2013 года о передаче жилого помещения в собственность Ивановым.
Решение суда вступило в законную силу.

 Таким образом, установленные законом основания для отказа в предоставлении истцам социальной выплаты у Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ отсутствовали.

 С учетом изложенного следует признать верным вывод суда первой инстанции о том, что указанный орган государственной власти нарушил порядок реализации Подпрограммы, что явилось основанием признания действий (бездействия), а также письма Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ незаконными.

 Вместе с тем, возлагая на Министерство строительства и модернизации
ЖКК РБ обязанность вынести решение о разрешении использования
субсидии на предоставление социальной выплаты Ивановым, как
собственникам ветхого и аварийного жилья, а также обязывая
Администрацию МО «город Северобайкальск» предоставить социальную
выплату истцу суд не учел, что на момент рассмотрения дела постановление
Правительства Республики Бурятия от 25 апреля 2011 года № 185, которым
была утверждена Республиканская целевая программа «Жилище»

 Республики Бурятия на 2011-2015 годы утратило силу в соответствии с п. 1.334 постановления Правительства РБ от 21 января 2014 года № 15, то есть на момент рассмотрения дела подпрограмма Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия не действовала, финансирование из республиканского бюджета на указанные мероприятия на 2014 года отсутствует, что в свою очередь исключает, как было указанно
выше, и предоставление средств из федерального бюджета.

 Таким образом, поскольку в результате издания постановления
правительства РБ нормативно-правовой акт, в соответствии с которым
должна была быть предоставлена социальная выплата, утратил силу,
обязательство органа местного самоуправления и распорядителя бюджетных средств предоставить соответствующую социальную выплату прекратилось.

 Согласно п. 1 ст. 416 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

 При этом, в соответствии с п. 1 ст. 417 ГК РФ, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки,вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 указанного Кодекса.

 В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложения на Министерство строительства и модернизации


  ЖКК РБ обязанности вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты Ивановым, как собственникам ветхого и аварийного жилья, а также в части возложения обязанности на Администрацию МО «город Северобайкальск» предоставить социальную выплату истцам.

 Изложенное не препятствует истцам в защите нарушенных прав в ином порядке, в том числе с учетом положений ст.ст. 13, 417, 1069 ГК РФ -посредством возмещения причиненных истцу убытков.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Северобайкальского городского суда РБ от 17 марта 2014 года изменить, исключив из его резолютивной части 2 и 4 абзацы.

 В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 Председательствующий судья: Т.А. Шагдарова

 Судьи коллегии: В.А.Иванова

 Б.С.Семенов