копия
Апелл. дело № 33-1864/2018
Судья Горлова И.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 июля 2018 года г. Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Атрошкиной В.Т.
судей коллегии Кравцовой Е.А., Долматова М.В.
при секретаре Мусаевой З.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» на решение Надымского городского суда ЯНАО от 16 апреля 2018 года, которым постановлено:
Взыскать с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» в пользу Колпикова Дмитрия Александровича убытки в сумме 178 826 рублей 40 копеек, судебные расходы в размере 10 268 рублей 88 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей, а всего взыскать 214 095 рублей 28 копеек.
В остальной части иска отказать.
В иске к ООО «Управляющая компания «Консъерж», ООО «Ремстройсервис - 2», Департаменту муниципального хозяйства Администрации МО Надымский район отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Атрошкиной В.Т., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Колпиков Д.А. обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее -Фонд), Департаменту муниципального хозяйства Администрации муниципального образования г. Надым (далее - Департамент), ООО Управляющая компания «Консъерж», ООО «Ремстройсервис - 2» о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры в размере 178 826 рублей 40 копеек, взыскании расходов на проведение оценки, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя и изготовление доверенности.
В обоснование требований истец ссылается на то, что является собственником квартиры №38 в доме №42 по ул. Зверева в г. Надым ЯНАО. Актом обследования квартиры от 09.10.2017 года установлено, что залив жилого помещения произошёл в результате атмосферных осадков (дождя) во время проведения капитального ремонта крыши дома подрядной организацией ООО «Ремстройсервис-2», выполнявшей работы по капитальному ремонту дома на основании договора, в соответствии с которым Департамент является техническим заказчиком, а Фонд региональным оператором.
Ответчики исковые требования не признали. Представитель ООО УК «Консъерж» указывало, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку капитальный ремонт силами управляющей компании не проводился; представитель ответчика Департамента, как и представители ответчиков ООО «Ремстройсервис-2», Фонда указывали на недоказанность причинения залива в результате капитального ремонта крыши, а также что не являются надлежащими ответчиками.
Судом принято решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель ответчика некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» просит решение суда отменить либо изменить. Со ссылкой на нормы права, на договорные отношения между Фондом (региональный оператор), Департаментом (технический заказчик) и ООО «Ремстройсервис-2» (подрядчик) приводит довод о том, что не является надлежащим ответчиком, полагая, что таковым является подрядная организация. Указывает, что положения ч.6 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации на спорные правоотношения не распространяется, поскольку Фонд как региональный оператор не привлекал подрядную организацию, договорных отношений с ООО «Ремстройсервис -2» не имеет, функции технического заказчика были переданы Департаменту.
В письменных возражениях ООО УК «Консъерж» ссылается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы».
Представитель ответчика ООО «Ремстройсервис -2» в письменных возражения полагает, что довод Фонда о том, что подрядная организация является надлежащим ответчиком несостоятелен.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, руководствуясь положениями ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Колпиков Д.А. является собственником двухкомнатной квартиры №38 в доме №42 по ул. Зверева в г. Надым ЯНАО.
Актом от 09.10.2017 года, составленным представителями управляющей компании, установлен факт течи с крыши дома в жилое помещение истца в результате атмосферных осадков (дождь) при проведении капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома.
Согласно отчету оценщика ИП Пиперовой Е.С. №2017/10/42-2 размер ущерба составил 178 126 рублей 40 копеек, размер ущерба ответчиками не оспорен.
04.07.2017 года Департаментом муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район (технический заказчик), ООО «Ремстройсервис-2» (подрядчик) и НО ««Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» (региональный оператор) заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Надым, ул. Зверева д. 42 №SBR037-1705020013-6КР/2017.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, перед собственниками помещений в силу закона несет региональный оператор - НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе».
С данным выводом соглашается судебная коллегия в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В Постановлении от 12.04.2016 года N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что правовое регулирование деятельности регионального оператора обусловлено возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Следовательно, часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечивающая надлежащее исполнение обязательств регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме по проведению капитального ремонта и в полной мере соответствующая общим положениям гражданского законодательства об ответственности должника за действия третьих лиц, на которых было возложено исполнение (статья 403 ГК Российской Федерации), служит элементом целостного правового механизма защиты прав и законных интересов собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, достижению справедливого баланса интересов участников отношений по капитальному ремонту многоквартирных домов, социальной справедливости.
Таким образом, требование собственника Колпикова Д.А. о возмещении ему вреда причиненного в результате залива жилого помещения атмосферными осадками в период проведения подрядной организацией ООО «Ремстройсервис-2» капитального ремонта крыши к региональному оператору обоснованно.
Довод апелляционной жалобы Фонда о том, что в спорных правоотношениях не является надлежащим ответчиком, поскольку не привлекал к проведению капитального ремонта подрядную организацию ООО «Ремстройсервис-2» со ссылкой на передачу полномочий технического заказчика Департаменту, несостоятелен в силу следующего.
Положениями части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены случаи, при которых функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором.
На территории ЯНАО действует Закон ЯНАО от 28.03.2014 №11-ЗАО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», положениями ст. 13 (ч.8) которого предусмотрены случаи исполнения функций технического заказчика органами местного самоуправления.
В соответствии с названными положениями закона между Департаментом и Фондом заключен договор на осуществление функций технического заказчика № 12ТЗ от 25 января 2017 года, в соответствии с которым региональный оператор (Фонд) передает, а Департамент (технический заказчик) принимает на себя функции по оказанию услуг и (или) выполнению работ по организации и проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования Надымский район, собственник помещений в которых формируют фонд капитального строительства на счете регионального оператора (п.1.1 договора).
Функции технического заказчика осуществляются на безвозмездной основе (п.1.2 договора).
Оплата оказанных услуг и (или ) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством ЯНАО на основании договора между региональным оператором, техническим заказчиком и подрядчиком (п.1.6 договора).
Пунктом 2.1.10 договора предусмотрено, что технический заказчик обязан сообщать по требованию регионального оператора все сведения о ходе работ по капитальному ремонту, а также о ходе исполнения поручения по данному договору; по требованию регионального оператора своевременно предоставлять оригиналы документов, подтверждающих разработку проектно-сметной документации, экспертизу проектно-сметной документации, оказанные услуги, выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества (п.2.1.8); региональный оператор обязан своевременно давать техническому заказчику поручения, согласовывать с ним условия их выполнения (п.3.1.2), региональный оператор обязан обеспечить формирование приемочной комиссии (3.1.3), региональный оператор вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ по капитальному ремонту, соблюдением сроков их выполнения, качеством применяемых материалов.
Договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Надым, ул. Зверева д. 42 №SBR037-1705020013-6КР/201704.07.2017 от 04.07.2017 года является трехсторонним, заключен между Департаментом муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район (технический заказчик), ООО «Ремстройсервис-2» (подрядчик) и НО ««Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» (региональный оператор).
По условиям названного договора технический заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту крыши, относящейся к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Надым, ул. Зверева №42 (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.3 договора подрядчик обязуется в порядке и сроки, установленные настоящим договором надлежащим образом выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества объекта, предусмотренные техническим заданием и региональным краткосрочным планом, технический заказчик принять выполненные работы, а региональный оператор оплатить выполненные работы на условиях, предусмотренных договором.
Расчет с подрядчиком за выполненные работы осуществляются региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, полученных в виде платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора (п.4.1). Расчет с подрядчиком осуществляется региональным оператором на основании счета и (или) счета-фактуры, в рублях Российской Федерации путем перечисления денежных средств на расчетный счет (п. 4.2).
Региональный оператор вправе задержать оплату выполненных работ в случаях предусмотренных в.п.4.4 договора.
Региональный оператор в рамках названного договора обязуется оказывать содействие в получении подрядчиком своих обязательств по настоящему договору (7.1.2); утвердить распорядительным документом состав комиссии по осмотру законченного капитальным ремонтом объекта и подписания соответствующего протокола (п.7.1.3); региональный оператор вправе осуществлять контроль за соответствием объема и качества выполненных работ (7.2.1), запрашивать у технического заказчика и (или) подрядчика информацию, необходимую для исполнения настоящего договора (7.2.2) и другие права.
Из приведенных положений данных договоров следует, что региональный оператор - Фонд, осуществляющий деятельность, направленную на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории автономного округа осуществляет непосредственный контроль как за деятельностью технического заказчика, так и подрядчика и вправе не осуществлять оплату до устранения недостатков проведения капитального ремонта. Более того, именно региональный оператор контролирует обоснованность расходов на проведение капитального ремонта.
Из содержания названных выше норм закона, условий договоров не следует вывод о том, что ООО «Ремстройсервис-2» не является подрядной организацией, привлекаемой региональным оператором в контексте части 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела также следует, что 05.12.2017 года комиссионо представителями Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымский район (со стороны технического заказчика) и представителем подрядчика ООО «Ремстройсервис -2» подписан акт приема-сдачи выполненных работ, а 12.12.2017 года комиссией в составе, как представителя технического заказчика (Департамента), так и регионального оператора (Фонда) с участием представителя управляющей организации ООО УК «Консъерж» подписан протокол осмотра законченного капитальным ремонтом объекта - крыши многоквартирного дома по ул. Зверева д. 42 в г. Надым ЯНАО.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что вывод суда о возмещении ущерба с регионального оператора является правильным, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Надымского городского суда ЯНАО от 16 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/ В.Т. Атрошкина
Судьи /подписи/ Е.А. Кравцова
М.В. Долматов