ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1866/18 от 09.10.2018 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Скуратович С.Г. Дело № 33-1866/2018

Докладчик Адушкина И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Демидчик Н.В.,

судей Адушкиной И.В., Ганченковой В.А.,

при секретаре Лебедевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 9 октября 2018 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело Исляйкина Э.М. к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Макшановой Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 июля 2018 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Исляйкин Э.М. обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия (далее по тексту МВД по Республике Мордовия).

В обоснование требований указал, что с января 2001 года он проходит службу в органах внутренних дел. Приказом МВД по Республике Мордовия <№> л/с от 19 апреля 2018 г. на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований пункта 2 части первой статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 17 и 31 Должностного регламента, утвержденного начальником ФКУ полковником внутренней службы Л.Ю.П. № 994 от 3 августа 2016 г., на основании заключения служебной проверки <№> от 29 марта 2018 г. Из заключения по результатам служебной проверки следует, что им допущены нарушения должностного регламента и ненадлежащее исполнение указаний руководства в части осуществления работы по списанию вещевого имущества и выполнения возложенных на отдел задач и функций по линии вещевого имущества, повлекшие образование неликвидных материальных запасов на складе ФКУ «ЦХиСО по Республике Мордовия», выявленных по результатам инвентаризации в структурных подразделениях МВД по Республике Мордовия, территориальных органах МВД России на районном уровне и федеральных казенных учреждениях за 2017 год. С выводами, изложенными в заключении, и приказом МВД по Республике Мордовия <№> л/с от 19 апреля 2018 г. о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора он не согласен, поскольку им не допущено нарушений служебной дисциплины.

Просил суд признать незаконным приказ министра внутренних дел по Республике Мордовия генерал-майора полиции А.Ю.В.<№> л/с от 19 апреля 2018 г. о наложении на майора внутренней службы Исляйкина Э.М. - заместителя начальника отдела обеспечения хозяйственным и вещевым имуществом ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия», дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 июля 2018 г. исковые требования Исляйкина Э.М. удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Мордовия Макшанова Н.А. с решением суда не согласилась, указав, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Судом не учтено, что Исляйкиным Э.М. было допущено нарушение должностного регламента, выразившееся в не осуществлении и не организации работы по имуществу, подлежащему списанию. Были нарушены нормы приказа МВД России от 26 июля 2012 г. №725, а именно, в актах инвентаризации не было указано, что милицейская форма – это имущество, не используемое по назначению, снятое с эксплуатации. Истцом не принято никаких мер по организации и осуществлению работы в отношении милицейской формы. Не согласилась с выводами суда о том, что Исляйкину Э.М. вменено нарушение только за период с момента проведения проверки. Им не организована работа в соответствии с требованиями Приказа МВД России от 5 декабря 2006 г. №922. Основанием к назначению и проведению служебной проверки послужило заключение по результатам инвентаризации в структурных подразделениях МВД России на районном уровне и федеральных казенных учреждениях за 2017 год; служебная проверка назначалась по факту образования всех неликвидных материальных запасов (вещевого имущества). В деле не имеется доказательств, что Исляйкиным Э.М. осуществлялась организация и работа по направлению в адрес ФКУ «ПОУМТС МВД России» соответствующих документов по имуществу. Таким образом, суд не учел, что имело место ненадлежащее осуществление истцом работы по списанию неликвидного вещевого имущества с 2014 года (милицейская форма), с 2016 года (вещевое имущество) и нарушения требований должностной инструкции (должностного регламента). Просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Исляйкин Э.М. просил решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.

В судебное заседание истец Исляйкин Э.М. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.

На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя МВД по Республике Мордовия Макшановой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Исляйкина Э.М. – адвоката Любишкиной Н.П. об оставлении решения суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Исляйкин Э.М. с января 2001 года является сотрудником органов внутренних дел по Республике Мордовия, с августа 2014 г. проходит службу в органах внутренних дел в должности заместителя начальника отдела обеспечения хозяйственным и вещевым имуществом ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия».

Приказом Министерства внутренних дел по Республики Мордовия <№>л/с от 19 апреля 2018 г. на майора внутренней службы Исляйкина Э.М. - заместителя начальника отдела обеспечения хозяйственным и вещевым имуществом ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия» наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований пункта 2 части первой статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 17 и 31 Должностного регламента, утвержденного 25 апреля 2016 г. начальником ФКУ полковником внутренней службы Л.Ю.П. № 994 от 3 августа 2016 г.

Удовлетворяя исковые требования Исляйкина Э.М. и признавая оспариваемый приказ незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности ответчиком совершения истцом дисциплинарного проступка, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлен факт совершения истцом дисциплинарного нарушения.

Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными.

Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 342-ФЗ).

Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 342‑ФЗ).

В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа, либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.

Частью 1 статьи 47 Федерального закона № 342-ФЗ предусмотрено, что служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В соответствии с частью 1 статьи 49 названного Федерального закона предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального Закона № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.

Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377, установлено, что сотрудник обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав (подпункт «а» пункта 5).

Основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является нарушение им служебной дисциплины, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт (п. 37 Дисциплинарного устава).

При нарушении служебной дисциплины подчиненным, руководитель (начальник) обязан предупредить его о недопустимости таких действий (бездействия), а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, наложить дисциплинарное взыскание (п. 38 Дисциплинарного устава).

Как следует из материалов дела, основанием для издания оспариваемого приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности явилось заключение служебной проверки <№> от 29 марта 2018 г.

Указанной служебной проверкой установлено, что заключением по результатам инвентаризации в структурных подразделениях МВД по Республике Мордовия, территориальных органах МВД России на районном уровне и федеральных казенных учреждениях за 2017 год от 28 февраля 2018 г. выявлены неликвидные материальные запасы (вещевое имущество, ткань на общую сумму 424183 руб. 33 коп.) Данное имущество - это остатки товароматериальных ценностей, переданных от упраздненных УФСКН и УФМС по Республике Мордовия, и остатки милицейского имущества, образовавшиеся в связи с ведением в 2011 году форменного обмундирования органов внутренних дел нового образца.

Исляйкину Э.М. вменено, что в период с момента проведения инвентаризации (01 ноября 2017 г.) на момент служебной проверки им не организована работа в соответствии требованиями приказа МВД России от 5 декабря 2006 г. № 992, а также по списанию остатка вещевого имущества милиции, то есть им не исполнены пункты 17 и 31 должностного регламента в части ненадлежащего выполнения возложенных на отдел задач, функций, осуществления работы по списанию залежалого неликвидного вещевого имущества милиции.

Должностным регламентом (должностной инструкцией), утвержденным 25 апреля 2016 г. начальником ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия полковником внутренней службы Л.Ю.П., предусмотрено, что в обязанности заместителя начальника отдела обеспечения хозяйственным и вещевым имуществом ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия» Исляйкина Э.М., входит организация и осуществление работы по учету, списанию, получению и доставке, проверке фактического наличия (проведения инвентаризации) и отчетности по вещевому и хозяйственному имуществу.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что Исляйкиным Э.М. был нарушен должностной регламент, выразившейся в не осуществлении и не организации работы по имуществу, подлежащему списанию, является несостоятельным.

Судом первой инстанции установлено, что служебной проверкой не учтено то обстоятельство, что Исляйкин Э.М. обязан составить соответствующие перечни движимого имущества, подлежащего высвобождению, до 15 августа 2018 г., в связи с чем приказ МВД по Республике Мордовия <№> л/с от 19 апреля 2018 г. о привлечении его к дисциплинарному взысканию в виде выговора является незаконным.

Порядок передачи движимого имущества установлен приказом МВД России от 5 декабря 2006 г. № 992 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России», согласно которым решения по вопросам, связанным с высвобождением и реализацией движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел, принимают соответствующие уполномоченные организации МВД России.

Указанным Приказом утверждена Инструкция о порядке подготовки, принятия решений о высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России, и представления отчетности, согласно которой проводится инвентаризация имущества; составление до 15 августа перечней движимого имущества, подлежащего высвобождению, а также актов его технического состояния (для движимого имущества технического характера) по установленным формам (Приложения 1 - 6 к Инструкции о порядке подготовки, принятия решений о высвобождении и реализации движимого имущества). Перечни составляются на основании результатов инвентаризации. Указанные документы составляются в двух экземплярах, один экземпляр представляется в довольствующее ГУ «УМТС МВД России» (подразделения МВД - в ГУ «ЦУМТС МВД России» по закрепленной номенклатуре), другой остается в соответствующем подразделении МВД, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах, учреждении и казенном предприятии.

Перечни подписываются соответствующими руководителями (начальниками), ответственными за реализацию высвобождаемого движимого имущества, и скрепляются гербовой печатью.

ГУ «УМТС МВД России» составляются сводные перечни движимого имущества, подлежащего высвобождению на основании представленных вышеуказанными подразделениями МВД перечней и ежегодно до 10 октября представляются в Департамент тыла МВД (ДТ МВД).

ДТ МВД России проводит анализ представленных перечней и подготавливает обобщенные перечни движимого имущества, подлежащего высвобождению и реализации, которые представляются на утверждение заместителю Министра внутренних дел, курирующему вопросы реализации движимого имущества до 15 декабря.

Утвержденные перечни движимого имущества, подлежащего высвобождению и реализации, ДТ МВД доводит до ГУ «УМТС МВД России» в течение пяти дней с даты принятия решения. В течение пяти дней с даты получения перечней последний направляет выписки из указанных перечней высвобождаемого движимого имущества в подразделения МВД, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах, учреждения и казенные предприятия.

Из приведенных нормативных положений следует, что работа по подготовке перечней движимого имущества, подлежащего высвобождению, ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия» - ответственными за реализацию высвобождаемого движимого имущества, должна быть проведена после проведения инвентаризации до 15 августа.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия» № 299 от 3 октября 2017 г. установлен срок проведения в период с 09 по 27 октября 2017 г. инвентаризации вещевого и инвентарного имущества на складе ОМТХО и в ателье ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия » по состоянию на 9 октября 2017 г.

Согласно приказу ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия» от 30 октября 2017 г. № 360 установлен срок проведения инвентаризации в период со 2 ноября 2017 г. по 12 января 2018 г. нефинансовых активов находящихся в оперативном управлении, бессрочном пользовании, безвозмездном пользовании и на ответственном хранении по состоянию на 1 ноября 2017 г.

Из протокола заседания рабочих инвентаризационных комиссий ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия» по результатам годовой инвентаризации № 1 от 9 января 2018 г. установлено, что в результате проведения инвентаризации на основании приказа ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия» от 30 октября 2017 г. № 360, были выявлены неликвидные материальные запасы, неиспользуемые и непригодные к дальнейшей эксплуатации, в том числе, вещевое имущество, полученное от УФСНК по Республике Мордовия и УФМС по Республике Мордовия, милицейская форма в количестве 7027 шт. и 140,69 м. на сумму 424 183 руб. 33 коп. Списание движимого имущества проводится планомерно в течение года в ходе выявления имущества непригодного к дальнейшей эксплуатации.

По результатам комиссии принято решение направить в ФКУ «ПО УМТС МВД России» информацию об образовавшемся неликвидном имуществе для принятия решения о высвобождении и реализации в срок до 15 августа 2018 г. в соответствии с Приказом МВД России от 5 декабря 2006 г. № 992, о чем указано заместителю начальника отдела обеспечения хозяйственным и вещевым имуществом ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия» Исляйкину Э.М.

Доводы апелляционной жалобы ответчика относительно того, что имело место ненадлежащее осуществление истцом работы по списанию неликвидного вещевого имущества с 2014 года (милицейская форма), с 2016 года (вещевое имущество) и нарушения требований должностной инструкции (должностного регламента), также подлежат отклонению.

Судом объективно установлено, что инвентаризация вещевого имущества проводилась ежегодно по итогам 2014 года, 2015 года, 2016 года, наличие имущества, подлежащего высвобождению, не было установлено.

Данный факт подтверждается имеющимися в деле соответствующими приказами и актами о результатах инвентаризации (приказ №59 от 7 октября 2014 г., акт №00000027 от 30 декабря 2014 г., приказ №58 от 11 ноября 2015 г., акт №00000036 от 31 декабря 2015 г.; приказ №74 от 31 октября 2016 г., акт №00000021 от 1 ноября 2016 г.).

Как следует из протоколов заседания рабочих инвентаризационных комиссий ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия» по результатам годовой инвентаризации № 1 от 9 января 2017 г., № 1 от 11 января 2016 г., следует, что наличие неликвидного вещевого имущества не установлено и решения о направлении соответствующих перечней по итогам инвентаризации не принимались.

Кроме того, из материалов дела усматривается переписка ФКУ «ЦХ и СО МВД по Республике Мордовия» с ФКУ «ПО УМТС МВД России» о наличии неликвидного вещевого имущества и его реализации.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права не нарушены. Решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Макшановой Н.А. без удовлетворения.

Председательствующий Н.В. Демидчик

Судьи И.В. Адушкина

В.А. Ганченкова