ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1866/19 от 10.06.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 33-1866/2019 Судья в суде первой инстанции Фисюк О.И.

Категория 2.127 Судья-докладчик в суде апелляционной

инстанции Козуб Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2019 года, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:

председательствующего, судьи - Радовиля В.Л.,

судей - Козуб Е.В., Сулейманова А.С.,

при секретаре - Дубравской А.И.,

с участием:

истца - Токарева В.И.,

представителя истца - Меликяна А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу Токарев В.И. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 февраля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Токарев В.И. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным и отмене распоряжения,

УСТАНОВИЛА:

Истец Токарев В.И. обратился в суд с иском к ответчику Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным и отмене распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РДИ, которым отменено ранее принятое распоряжение ДИЗО от ДД.ММ.ГГГГ-РДН о включении квартиры , расположенной по адресу: <адрес>, в реестр собственности города Севастополя, мотивируя исковые требования тем, что он является пользователем указанной квартиры, вселен в нее на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Севастопольской городской государственной администрацией по распоряжению СГГА -р от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная квартира распоряжением ДИЗО от ДД.ММ.ГГГГ была включена в реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города Севастополя. Ему отказано в заключение договора социального найма указанной квартиры по основаниям того, что аннулирован документ о вводе в эксплуатацию объекта завершенного строительства – жилого дома по <адрес>. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РДИ данная квартира исключена из Реестра собственности города Севастополя по указанным обстоятельствам, в связи с чем, нарушены его жилищные права на оформление договора социального найма жилого помещения и в дальнейшем права собственности на квартиру. Считает, что в силу Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» и Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об имущественной казне города Севастополя», указанная квартира являлась государственной собственностью Украины и сейчас является собственность города Севастополя.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 26 февраля 2019 года в удовлетворении вышеуказанных исковых требований отказано.

Истцом Токаревым В.И. подана апелляционная жалоба, просит решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 февраля 2019 года отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неприменение норм материального права, подлежащих применению, несоответствие выводов районного суда обстоятельствам дела.

Ответчиком Департаментом по имущественным и земельным отношениям поданы письменные возражения на апелляционную жалобу истца, против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали.

В судебное заседание не явился представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещен надлежаще, в соответствии с правилами ст. 113 ГПК Российской Федерации.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., выслушав истца и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы истца и письменные возражения ответчика, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Судебным разбирательством в суде первой инстанции установлено, что истцу Токареву В.И. на основании ордера (служебный) от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Севастопольской городской государственной администрацией на основании распоряжения СГГА -р от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлена в пользование квартира в доме по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован в данной квартире.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя -РДИ от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная квартира включена в Реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города.

ДД.ММ.ГГГГ истец Токарев В.И. обратился в Департамент капитального строительства г. Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма указанной квартиры, однако Департаментом капитального строительства г. Севастополя ему было отказано, в связи не предоставлением полного пакета документов, предусмотренных пунктами 4, 14, подпунктами 2, 8 п. 15.1 Административного регламента, а также по основаниям того, что квартира исключена из Реестра собственности города Севастополя распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РДИ, поскольку аннулированы сертификаты СТ и СТ соответствия законченных строительством монолитных 12-этажных жилых домов по <адрес>. Также, в решении сообщено, что в отношении указанного жилого помещения в ЕГРН отсутствуют сведения о праве собственности.

Разрешая данный спор по существу, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из недоказанности заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 Закона города Севастополя от 23.04.2014 года № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», исполняющий обязанности Губернатора города Севастополя уполномочен организовать проведение инвентаризации и учет имущества, кредиторской и дебиторской задолженностей, денежных средств, других активов, обязательств предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя"; имущества государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя"; а также собственности города Севастополя, указанной в пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя".

В силу п. 6 решения СГС от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе города-героя Севастополя», государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 25.12.2018) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 25.12.2018) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно ст. 1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон города Севастополя № 46-ЗС) в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), настоящий Закон устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.

Пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя № 46-ЗС предусмотрено, что право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя.

Порядок регистрации ранее возникших прав (обременений прав) закреплен в статье 7 Закона города Севастополя № 46-ЗС, во исполнение части 3 которого постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 года № 202 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права.

В соответствии с 12, 13 названного Перечня, документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, являются акт государственной приемочной комиссии о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденный распоряжением городской или районной администрации и зарегистрированный в уполномоченном органе в установленном законом порядке; декларация о готовности объекта к эксплуатации, сертификат или иные документы, выданные (зарегистрированные) уполномоченным органом власти в соответствии с требованиями законодательства, которые являлись основанием для регистрации права собственности на объекты недвижимости.

В соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Постановлением Правительства Севастополя от 19.07.2018 N 469-ПП "Об учете имущества, находящегося в государственной собственности города Севастополя, и ведении Реестра собственности города Севастополя" утверждено Положение об учете имущества, находящегося в государственной собственности города Севастополя, и ведении Реестра собственности города Севастополя.

В соответствии с п. 1.3 Положения, объектами учета государственного имущества (далее - объекты учета) является расположенное на территории города Севастополя или за ее пределами следующее государственное имущество: а) недвижимые вещи, входящие в состав имущественной казны или закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями на соответствующих вещных правах (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, помещения в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимому имуществу); б) движимые вещи, входящие в состав имущественной казны или закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями на соответствующих вещных правах (документарные ценные бумаги (акции) либо иное не относящееся к недвижимым вещам имущество), за исключением материальных запасов и имущества со сроком службы менее 12 месяцев и первоначальной балансовой стоимостью до 10 тысяч рублей; в) иное имущество, в том числе бездокументарные ценные бумаги, не относящееся к недвижимым и движимым вещам.

Согласно пункту 2.8 Положения, учет имущества, составляющего казну города Севастополя, и учет его движения осуществляется путем занесения соответствующих сведений в Реестр.

После поступления имущества в собственность города Севастополя Департамент в течение 30 календарных дней со дня получения документов, содержащих сведения об этом имуществе и возникновении права собственности города Севастополя на него, а в отношении имущества, ранее поступившего в казну города Севастополя, со дня получения на него правоустанавливающих документов, присваивает объекту учета реестровый номер объекта учета.

Согласно 3.1 Положения, ведение Реестра представляет собой формирование электронной базы данных имущества Севастополя, осуществляется на магнитных носителях и включает: - внесение в электронную базу данных информации об объектах учета и возникновении прав на них; - обновление электронной базы данных (занесение информации о движении, изменении технико-экономических показателей, сведений о правах и обременениях на объекты учета и т.п.); - исключение из электронной базы данных сведений об объектах при прекращении права собственности города Севастополя. Данные об объектах учета, исключаемые из информационной базы, переносятся в архив.

Пунктом 3.2 Положения предусмотрено, что основанием для включения или исключения объекта учета из Реестра являются: - закон или иной нормативно-правовой акт; - договор купли-продажи; - судебные акты; - распоряжение Правительства Севастополя, Департамента в пределах своей компетенции; - иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

В пункте 3.4 Положения указано, что исполнительные органы государственной власти города Севастополя не позднее 30 календарных дней после приобретения имущества или ввода в эксплуатацию объекта, построенного, созданного или приобретенного за счет средств бюджета города Севастополя, выделенных юридическим лицам на строительство объектов или приобретение имущества в соответствии с законами или иными нормативными правовыми актами, представляют в Департамент документы, подтверждающие право собственности города Севастополя на имущество или государственную регистрацию указанного права на недвижимое имущество, заверенную надлежащим образом, для внесения имущества в Реестр.

Судебная коллегия, отклоняя доводы апелляционной жалобы, считает, что, поскольку аннулированы документы о вводе многоквартирного жилого дома по <адрес>, в эксплуатацию, которые являлись основанием для включения в Реестр жилого дома по <адрес>, то основания для включения указанного дома в Реестр города Севастополя отпали. Нарушений закона при принятии ответчиком распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РДИ не допущено, незаконность данного распоряжения не установлена.

Иные доводы апелляционной жалобы истца сводятся к возникновению у него прав на жилое помещение, данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку истцом в данном деле оспаривается распоряжение ответчика, и не ставится вопрос о признании за ним права.

Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 февраля 2019 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Токарев В.И. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 февраля 2019 года оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий, судья: В.Л.Радовиль

Судьи: Е.В.Козуб

А.С.Сулейманова