ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1868/2015 от 30.06.2015 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Алексеева О.В. Дело № 33-1868/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Литвиновой И.В.,

судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.

при секретаре судебного заседания ГСА

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 30.06.2015 гражданское дело по иску СЛМ, КНЮ, ГНВ к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей города Кургана «Детская школа искусств № 1» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Кургана «Детская школа искусств № 1», Департамента социальной политики Администрации города Кургана, Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 26.02.2015, которым, с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 26.03.2015, постановлено:

«Исковые требования СЛМ, ГНВ, КНЮ удовлетворить частично.

Взыскать с МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1» в пользу:

СЛМ задолженность по выплате повышающего коэффициента в размере <...> руб. <...> коп., в счет компенсации морального вреда <...> руб.

ГНВ задолженность по выплате повышающего коэффициента в размере <...> руб. <...> коп., в счет компенсации морального вреда <...> руб.

КНЮ задолженность по выплате повышающего коэффициента в размере <...> руб., в счет компенсации морального вреда <...> руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1» государственную пошлину в доход муниципального образования город Курган в размере <...> руб. <...> коп.».

Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., представителя ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Кургана «Детская школа искусств № 1» ГОЮ, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истцов СЛМ, КНЮ, ГНВ, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, представителей третьего лица Курганской городской Думы РЕИ, ВОО, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

СЛМ, КНЮ, ГНВ обратились в суд с исками к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного

образования детей города Кургана «Детская школа искусств № 1» (далее МБОУ ДОД г. Кургана «ДШИ № 1») о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указали, что работают в различных должностях в МБОУ ДОД г. Кургана «ДШИ № 1», в 2011 году СЛМ, в 2012 году КНЮ, в 2008 году ГНВ были награждены почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры, имеющими статус ведомственной награды. Ссылались на Положение об оплате труда работников от 05.09.2012 (с изменениями и дополнениями от 26.12.2013), согласно которому работникам, которые имеют ведомственные знаки отличия, к базовой части оклада производится начисление повышающего коэффициента на 0,30 %, однако заработная плата выплачивается им без указанного коэффициента. Поскольку о нарушении своего права им стало известно <...>, с учетом уточнения заявленных требований, просили взыскать задолженность по заработной плате с учетом повышающего коэффициента за период с <...> по <...> в пользу СЛМ<...> руб. <...> коп., КНЮ<...> руб. <...> коп., ГНВ<...> руб. <...> коп., компенсацию морального вреда в сумме <...> рублей в пользу каждой.

Определением суда первой инстанции от 26.02.2015 производство по искам СЛМ, КНЮ, ГНВ объединены в одно производство.

В судебном заседании истцы СЛМ, КНЮ, ГНВ, их представитель БОА, действующая по устному ходатайству, исковые требования поддерживали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили признать причину пропуска установленного срока для обращения за защитой нарушенного права уважительной, поскольку о нарушении своих прав истцам стало известно только в сентябре 2014 года.

Представитель ответчика МБОУ ДОД г. Кургана «ДШИ № 1» АТА, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, заявила ходатайство о пропуске срока для обращения в суд по индивидуальным трудовым спорам.

Представитель третьего лица Курганской городской Думы ЕНЮ, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы представителя ответчика о том, что почетная грамота Министерства Культуры не является ведомственным знаком отличия в труде, в связи с решением Курганской городской Думы № 118 истцы не имеют право на получение выплат.

Представитель третьего лица Департамента социальной политики Администрации города Кургана ОЕЮ, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что в общероссийском классификаторе информации о населении почетные грамоты и благодарности отнесены в отдельный от знаков отличия раздел наград. Звание «Ветеран труда», присвоенное истцам, никакого значения для оплаты труда не имеет. В решении Курганской городской Думы № 118 почетная грамота не отнесена к знакам отличия, в связи с чем полагала исковые требования заявлены необоснованно.

Курганским городским судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ответчик и третье лицо Департамент Департамента социальной политики Администрации города Кургана. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с пп. 1.15 п. 1 ст. 22 Устава муниципального образования г. Курган, определение размера и условий оплаты труда

работников муниципальных учреждений отнесено к полномочиям Курганской городской Думы, которая в свою очередь, приняло решение от 26.06.2013 № 118 «О формировании фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования и иных учреждений города Кургана» и утвердил методику формирования фонда оплаты труда. В соответствии с п. 2 данной Методики, фонд оплаты труда учреждения формируется на календарный год, исходя из объема бюджетной субсидии на текущий финансовый год, доведенной до учреждения на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг и средств, поступающих от приносящих доход деятельности. Базовая часть фонда оплаты труда состоит из базового оклада (должностного оклада), выплат по повышающим коэффициентам, к которым отнесена и выплата за наличие ученой степени, государственных наград, спортивного звания, почетного звания РФ или СССР – ведомственного знака отличия, и выплат компенсирующего характера. При этом повышающие коэффициенты за наличие ученой степени, государственных наград, спортивного звания, почетного звания РФ или СССР – ведомственного знака отличия, устанавливаются при условии соответствия занимаемой должности, соответствии знака отличия профилю педагогической деятельности в размере 0,30. Положение об оплате труда работников МБОУ ДОД г. Кургана «ДШИ № 1» от 05.09.2012 содержит аналогичные нормы. Истцами в ходе рассмотрения дела доказательства наличия всех условий для установления повышающего коэффициента, наличия почетного звания, не предоставлено. Вновь ссылается на Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018095, в котором содержится информация о видах ведомственных наград, установленных федеральными органами исполнительной власти, при этом ведомственные почетные звания и почетные награды являются разными видами наград, доказательств отнесения почетной грамоты, которой награждены истцы, к ведомственным знакам отличия не предоставлено. Ссылается на то, что суд необоснованно руководствовался при вынесении решения решением Курганской городской Думы от 28.08.2012 № 140 «О формировании фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры города Кургана», поскольку МБОУ ДОД г. Кургана «ДШИ № 1» к муниципальным учреждениям культуры не относится. Просит решение отменить и полностью отказать истцам в удовлетворении иска.

В возражениях на апелляционную жалобу истцы просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывают, что суд обоснованно признал за ними право на установление повышающего коэффициента к заработной плате, поскольку почетная грамота, которой они награждены, имеет статус ведомственной награды, на основании указанной грамоты им присвоено звание «Ветеран труда», они работают в учреждении культуры, следовательно, соответствуют занимаемой должности. Полагают мнение ответчика об отнесении к ведомственным знакам отличия только нагрудных знаков ошибочным.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца МБОУ ДОД г. Кургана «ДШИ № 1» ГОЮ доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснить, кем, и на основании чего истцы были представлены к награждению почетной грамотой, не смогла, равно как и то, относилось ли учреждение к ведомству культуры.

Истцы СЛМ, КНЮ, ГНВ в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признали по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу. Доказательств, на основании чего были представлены к награждению почетной грамотой, представить не смогли, как и ее соответствие профилю педагогической деятельности. Настаивали на том, что МБОУ ДОД г. Кургана «ДШИ № 1» является учреждением культуры.

Представители третьего лица Курганской городской Думы РЕИ, ВОО доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснили, что Почетная грамота Министерства культуры не является ведомственным знаком отличия.

Представитель третьего лица Департамента социальной политики Администрации города Кургана в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Руководствуясь ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав стороны, их представителей, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 22, ст. 15, 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) выплата работнику в полном размере заработной платы относится к одной из основных обязанностей работодателя.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21).

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями – за счет средств местных бюджетов. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы – группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с п. 1.5 Устава МБОУ ДОД г. Кургана «ДШИ № 1», утвержденного постановлением Администрации г. Кургана от 19.12.2011 № 9398 «Детская школа искусств» является некоммерческой организацией – муниципальным учреждением, тип – бюджетное учреждение, имеет статус учреждения дополнительного образования детей, вид – детская школа искусств и создано для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере дополнительного образования.

Аналогичный статус учреждения указан и в Уставе 2004 года, предоставленного в судебное заседание апелляционной инстанции.

Решением Курганской городской Думы от 26.06.2013 № 118 «О формировании фонда оплаты труда работников муниципальных учреждении дополнительного образования и иных учреждений города Кургана» с целью определения единых подходов к системе оплаты и стимулирования труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей города Кургана утверждена Методика формирования фонда оплаты труда, сформированного исходя из объема бюджетной субсидии и состоящего из базовой части и стимулирующей части.

Согласно ст. 3 (п. 1.3) Методики базовая часть фонда оплаты труда, сформированная исходя из объема бюджетной субсидии, обеспечивает работникам учреждения: базовый оклад (базовый должностной оклад); выплаты по повышающим коэффициентам; выплаты компенсационного характера.

В соответствии с п. 11 ст. 3 Методики положением об оплате груда работников учреждения, утвержденным локальным нормативным актом учреждения, предусматривается установление работникам следующих выплат по повышающим коэффициентам: выплата, учитывающая уровень образования; выплата, учитывающая уровень квалификации; выплата за наличие ученой степени, государственных наград, спортивного звания, почетного звания Российской Федерации или СССР – ведомственного знака отличия; выплата, учитывающая специфику работы.

Приказом ответчика от 26.12.2013 № 127 утверждены изменения и дополнения в Положение об оплате труда работников МБОУ ДОД г. Кургана «ДШИ № 1», согласно п. 11 которого, повышающие коэффициенты 0,30 устанавливаются за наличие государственных наград, почетного звания РФ или СССР работникам учреждения имеющими государственную награду, которым присвоены почетные звания Российской Федерации или СССР, ведомственные знаки отличия при условии их соответствия занимаемой должности и соответствии почетного звания, ведомственного знака отличия профилю педагогической деятельности.

Аналогичные норма содержатся в п. 14 ст. 3 Методики, согласно которому повышающие коэффициенты устанавливаются за наличие ученой степени и наличие государственных наград, спортивного звания, почетного звания Российской Федерации или СССР работникам учреждений, имеющим ученую степень, государственную награду, которым присвоены спортивные звания, почетные звания Российской Федерации или СССР, при условии их соответствия занимаемой должности. Размер коэффициента 0,3 %, установлен педагогическим работникам учитывающий наличие почетного звания СССР, РФ, государственной награды при соответствии почетного звания профилю педагогической деятельности.

Истцы состоят в трудовых отношениях с МБОУ ДОД г. Кургана «ДШИ № 1»: СЛМ с <...>, КНЮ с <...>, ГНВ с <...>, что подтверждено копиями трудовых книжек и трудовых договоров.

За большой вклад в развитие культуры истцы СЛМ награждена Почетной грамотой Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры за большой вклад в развитие культуры в 2011 году, КНЮ – в 2012 году, ГНВ – в 2008 году, что подтверждено копиями почетных грамот.

В соответствии с «Положением о Почетной грамоте Министерства культуры Российской Федерации», утвержденном приказом Минкультуры России от 06.08.2012 № 837, Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации является ведомственной наградой Министерства культуры Российской Федерации.

В силу ч. 2 Положения, Почетной грамотой награждаются: государственные гражданские служащие центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации (далее Министерство) и его территориальных органов, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по туризму, находящихся в ведении Министерства, за эффективную государственную гражданскую службу, выполнение заданий особой важности и сложности, а также за многолетний добросовестный труд; работники организаций, подведомственных Министерству, имеющие стаж работы в сфере культуры и (или) туризма 10 и более лет, работающие в представляющей организации не менее 5 лет, за существенный вклад в развитие, сохранение и популяризацию российской культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, архивного дела, туристской индустрии, за многолетний добросовестный труд; работники иных организаций, имеющие стаж работы в сфере культуры и (или) туризма 10 и более лет, работающие в представляющей организации не менее 5 лет и имеющие региональные (отраслевые) награды субъекта Российской Федерации, за существенный вклад в развитие, сохранение и популяризацию российской культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, архивного дела, туристской индустрии.

По решению Комиссии по наградам, образованной в Министерстве, Почетной грамотой награждаются иные лица, включая иностранных граждан, отдельных работников органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, членов творческих союзов, общественных объединений, а также деятелей культуры и искусства за существенный вклад в развитие, сохранение и популяризацию российской культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, архивного дела, туристской индустрии, укрепление международных культурных связей.

Судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции об отнесении почетной грамоты Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры к ведомственному знаку отличия, поскольку нормативное обоснование ведомственного знака отличия отсутствует, вместе с тем, признание указанной грамоты ведомственной наградой приказом Министерства культуры РФ от 06.08.2012 № 837 дает основание полагать, что она является знаком отличия Министерства культуры.

Факт того, что указанный статус Почетной грамоты, как ведомственного знака отличия, не закреплен решением Министерства юстиции РФ, и не отражен в Общероссийском классификаторе информации о населении не свидетельствует об обратном, поскольку почетные грамоты, учрежденные соответствующими ведомствами РФ внесены в фасет «ведомственные награды» наравне с ведомственными почетными званиями, нагрудными знаками, знаками, значками.

Вместе с тем, доводы истцов об отнесении учреждения к ведомству культуры не нашли своего подтверждения в судебном заседании, ответчиком не признаются, опровергаются Уставами МБОУ ДОД г. Кургана «ДШИ № 1», согласно которым школа имеет статус учреждения дополнительного образования, действует на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Бюджетного кодекса РФ, Закона Российской Федерации «Об образовании», Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 223 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Соответственно, обоснованным является довод апелляционной жалобы о том, что к правоотношениям сторон неприменимо решение Курганской городской Думы от 28.08.2012 № 140 «О формировании фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры города Кургана», устанавливающее методику формирования фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры г. Кургана, к которым МБОУ ДОД г. Кургана «ДШИ № 1» не отнесена.

Истцами также не предоставлено доказательств соответствия ведомственного знака отличия профилю их педагогической деятельности.

Доводы истцов о наличии у них звания «Ветеран труда» правового значения для рассмотрения спора не имеет, поскольку спорными отношениями является оплата труда, а не социальное обеспечение, порядок которого регулируется самостоятельными нормативными актами.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных истцами требований не имелось, решение суда подлежит отмене с отказом в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 26.02.2015 по иску СЛМ, ГНВ, КНЮ к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей города Кургана «Детская школа искусств № 1» о взыскании задолженности по заработной плате с учетом повышающего коэффициента, компенсации морального вреда отменить, исковые требования СЛМ, ГНВ, КНЮ оставить без удовлетворения.

Судья – председательствующий И.В. Литвинова

Судьи: Е.И. Безносова

И.Г. Ушакова