ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1869/20 от 07.01.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Васильева Т.А. Дело № 33-1869/2020

2-4650/2019

55RS0007-01-2019-006408-32

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 25 марта 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Панкратовой Е.А.

судей областного суда Крицкой О.В., Магденко И.Ю.

при секретаре Липатовой Ю.Ю.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Омска от 30 декабря 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту образования администрации г. Омска об оспаривании решения по отказу в выплате компенсации, возложении обязанность назначить компенсацию при получении общего образования в форме семейного образования – отказать в полном объеме».

Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась к Департаменту образования Администрации г. Омска с иском, оспаривая решение об отказе в выплате компенсации при получении общего образования в форме семейного образования.

В обоснование требований истица указала, что её дочь – <...> получает общее образование в форме семейного образования, в связи с чем ей ранее выплачивалась соответствующая компенсация.

05.09.2019 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации на 2018/2019 учебный год в размере 85 438,26 руб., в чём ей было отказано со ссылкой на то, что с 01.09.2019 г. такой вид компенсации не предусмотрен, в связи с внесением изменений в Закон Омской области от 18.07.2013 № 1569-ОЗ.

Полагает, что отказ ответчика в выплате компенсации является незаконным, поскольку внесение изменений не должно распространяться на правоотношения, которые возникли ранее введения в действие измененных положений закона. Считает, что в результате отказа в назначении названной компенсации за прошедший период нарушены ее конституционные права.

Просила возложить на ответчика обязанность назначить компенсацию при получении общего образования в форме семейного образования, признав отказ в выплате компенсации незаконным.

В судебном заседании ФИО1 участия не принимала, её представитель ФИО2 иск поддержал, указал, что право на получение компенсационных выплат возникло ранее внесенных изменений, истица не знала и не могла знать, что компенсация не будет выплачена ей за 2018/2019 учебный год. В июле сотрудники департамента не принимали заявлений, а в августе истица была на отдыхе. Органы образования не уведомляли истицу об утрате права после 01.09.2019 г., хотя имели такую возможность с декабря 2018.

Представитель Департамента образования администрации г. Омска ФИО3 требования не признал, указав, что выплата компенсации носила заявительный характер, до вступления в силу с 01.09.2019 г. изменений в Закон Омской области от 18.07.2013 № 1569-ОЗ истица не была лишена реальной возможности обращения за выплатой, однако таким правом не воспользовалась. Изменения в закон были опубликованы в открытом доступе с декабря 2018, и истица не могла не знать об этих изменениях. Сама по себе компенсационная выплата является не обязанностью органа местного самоуправления, а правом субъекта при наличии финансовой возможности финансирования. При этом, отмена выплаты компенсации не влияет на право родителей на избрание такой формы обучения, как в форме семейного обучения, следовательно, конституционное право истицы и ее ребенка не нарушено.

Представитель Министерства образования Омской области ФИО4 просил в иске отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что Омским областным судом была дана правовая оценка законности положений о внесении 10.12.2018 г. изменений в Закон Омской области от 18.07.2013 г. № 1569-ОЗ, суд признал их законными. Выплата компенсации была установлена Законом Омской области от 18.07.2013 г. № 1569-ОЗ, соответственно, при внесении изменений в данный нормативный акт, отменивших данную выплату, ее выплата истице после 01.09.2019 г. невозможна. В настоящее время правовых оснований для выплаты не имеется, бюджет закрыт и новый сформирован без соответствующей строки расходов, соответственно, оснований для удовлетворения требований нет. При этом, Законом № 2118-ОЗ был установлен переходный период до 01.09.2019 г., в течение которого граждане имели возможность обратиться за выплатой компенсации за предыдущий период. Каких-либо достоверных доказательств невозможности для обращения с соответствующим заявлением до 01.09.2019 г. стороной истца не представлено.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 33», уведомленного о слушании.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1ФИО2 просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое об удовлетворении иска. Указывает, что Приказ от 27.08.2019 г. №52, отменяющий Порядок выплаты компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования, должен был вступить в силу не ранее 10 дней с момента опубликования, следовательно, на момент обращения истицы в Департамент (05.09.2019 г.) право на получение компенсации было действующим. Считает, что поскольку право на компенсацию возникло в связи с прохождением <...> промежуточной аттестации за 2018/2019 учебный год, это право не могло быть автоматически утрачено 01.09.2019 г.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства образования Омской области ФИО4 просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Лица, участвующие в деле, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным разрешить жалобу в настоящем судебном заседании.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для апелляционного вмешательства.

Из дела следует, что в 2018/2019 учебном году обучение дочери истицы – <...> было организовано БОУ г. Омска «СОШ № 33» в форме домашнего обучения.

05.09.2019 г. ФИО1 обратилась в Департамент образования администрации г. Омска с заявлением о выплате ей денежной компенсации затрат на обучение ее ребенка.

Письмом Департамента образования администрации г. Омска от 19.09.2019 г. истице отказано в выплате, с разъяснениями изменений, внесенных в положения Закона Омской области от 18.07.2013 № 1569-ОЗ, согласно которым с 01.09.2019 г. такой вид компенсации, как получение общего образования в форме семейного образования, в настоящее время не предусмотрен, поскольку Приказом Министерства образования Омской области от 27.08.2019 г. № 52 отменен Порядок выплаты компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования, ранее утвержденный Приказом Министра образования Омской области от 16.06.2015 г. № 39.

Будучи несогласной с решением Департамента, ФИО1 обращалась по вопросу выплаты компенсации в Министерство образования Омской области, однако письмом от 21.10.2019 г. заместитель министра указал ей на законность отказа в выплате Департаментом, привел аналогичные основания, что и послужило причиной для обращения ФИО1 с настоящим иском

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилу ст.67 ГПК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Выводы суда, положенные в основу решения, мотивированы по правилу ч.4 ст.198 ГПК РФ, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.

Истица полагает, что, поскольку она просила выплатить ей компенсацию за предыдущий учебный год, то изменения, внесенные Законом Омской области от 10.12.2018 г. № 2118-ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области»» в Закон № 1569-ОЗ, не могут распространяться на ранее возникшие правоотношения.

Между тем доводы истицы основаны на неверном толковании действующего законодательства.

В соответствии с абзацем 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (абзац 6 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ).

На территории Омской области отношения в сфере образования регулируются Законом Омской области от 18.07.2013 г. № 1569-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области».

В Приложении № 1 к данному Закону изложены нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

В пункте 44 Приложения №1 в редакции Закона Омской области от 24.09.2015 г. № 1792-ОЗ приводилась формула, по которой определялся норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в части выплаты одному из родителей (законных представителей) компенсации за получение образовательной услуги вне муниципальной общеобразовательной организации.

Приказом Министерства образования Омской области от 16.06.2015 г. № 39 был утвержден Порядок выплаты в период с 01 сентября 2015 г. компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования.

Законом Омской области от 10.12.2018 г. № 2118-ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области»» в Закон № 1569-ОЗ внесены изменения, согласно которым в Приложении № 1 пункт 44 исключен (подпункт 3 пункта 2 статьи 1). Согласно ст.2 указанного Закона данный подпункт вступил в силу с 01.09.2019г.

Источники публикации Закона Омской области от 10.12.2018 г. № 2118-ОЗ: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.12.2018 г.; «Омский вестник», N 49, 14.12.2018 г.; «Ведомости Законодательного Собрания Омской области», декабрь 2018, N 5(106), ст. 6511.

Приказом Министерства образования Омской области от 27.08.2019 г. № 52 в соответствии с Законом Омской области от 10.12.2018 г. № 2118-ОЗ исключен пункт 1 приказа Министерства образования Омской области от 16.06.2015 г. № 39, которым, как указывалось выше, был утвержден Порядок выплаты компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования.

Приказ от 27.08.2019 г. № 52 был опубликован 30.08.2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, вступил в силу с 01.09.2019 г.

Соответствие подпункта 3 пункта 2 статьи 1 Закона Омской области от 10.12.2018 г. № 2118-ОЗ нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и соответствие процедуры принятия указанного нормативного акта, были предметом судебной проверки. Решением Омского областного суда от 04.09.2019 г., оставленным без изменения апелляционной инстанцией 11.12.2019 г., административным истцам было отказано в административном иске о признании вышеуказанного подпункта 3 пункта 2 статьи 1 Закона Омской области от 10.12.2018 г. № 2118-ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области» недействительным.

Таким образом, меры социальной поддержки в виде компенсации родителям при получении ребенком общего образования в форме семейного образования были предусмотрены на региональном уровне - Законом Омской области от 24.09.2015 г. № 1792-ОЗ, а с 1 сентября 2019 г. были отменены Законом Омской области от 10.12.2018 г. № 2118-ОЗ.

В свою очередь, порядок назначения и процедуры спорной выплаты регулировался Приказом Министерства образования Омской области от 16.06.2015 г. № 39, но в связи с принятием Закона Омской области от 10.12.2018 г. № 2118-ОЗ этот порядок был отменен Приказом Министерства образования Омской области от 27.08.2019 г. № 52.

С учетом изложенного, доводы апеллянта о незаконности отказа в выплате компенсации со ссылкой на успешное прохождение <...> промежуточной аттестации за 2018/2019 учебный год, во внимание приняты быть не могут, поскольку в связи с принятием Закона Омской области от 10.12.2018 г. № 2118-ОЗ родители детей, обучающихся по форме семейного образования, с 1 сентября 2019 г. утратили право на компенсацию затрат на обучение, иной нормативно-правовой акт, предусматривающий право указанных лиц на соответствующие льготы, принят не был.

В то же время, до даты вступления в силу положений подпункта 3 пункта 2 статьи 1 Закона Омской области от 10.12.2018 г. № 2118-ОЗ, которым отменена спорная выплата, то есть, до 1 сентября 2019 г., ФИО5 не была лишена возможности реализовать право на получение компенсации за 2018/2019 учебный год. Как следует из дела, этим правом истица не воспользовалась, обратившись в Департамент образования лишь 5 сентября 2019 г.

В жалобе апеллянт указывает на то, что о праве на получение компенсации за 2018/2019 учебный год в течение переходного периода (до 1 сентября 2019 г.) истице известно не было.

Вместе с тем, как указывалось выше, Закон Омской области от 10.12.2018 г. № 2118-ОЗ был официально опубликован в соответствии с положениями Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 г. N 74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области», в связи с чем у населения области имелась возможность ознакомиться с содержанием нормативного правового акта в полном объеме, все тексты опубликованы в средствах массовой информации, предназначенных для публикации нормативных правовых актов. Этим доводам дана правильная оценка в решении суда первой инстанции.

Таким образом, поскольку представленными в материалы доказательствами подтверждено отсутствие правового основания для выплаты с 1 сентября 2019 г. компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апеллянта о том, что к возникшим правоотношениям не подлежат применению нормы закона, действующего с 01.09.2019г., несостоятельны.

Из текста Закона Омской области от 10.12.2018 г. № 2118-ОЗ с очевидностью следует, что право на получение компенсации на обучение по форме семейного образования сохраняется до 01.09.2019 г. Заявление о выплате компенсации было подано истицей 05.09.2019 г., в указанную дату в Законе Омской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области»» уже отсутствовала соответствующая норма.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Омска от 30 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: