Судья Петрова С.А. №33-1869/2016
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 июня 2016 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским деламВерховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Стракатовой З.Е., Стыцюн С.А.
при секретаре Чернявской И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело апелляционной жалобе ответчика Министерства культуры Республики Карелия на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 25 февраля 2016 года по иску прокурора Сегежского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Идельского сельского поселения, Министерству культуры Республики Карелия, государственному казенному учреждению Республики Карелия "Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Сегежского района обратился в суд с иском к администрации Идельского сельского поселения об обязании установить охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта воинских захоронений: "Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 г.г.)", расположенной на железнодорожной станции Идель; "Могилы советских воинов 1941 - 1944 г.г.", расположенных в <...> км от пос. Кочкома по тем основаниям, что в результате проведённой прокуратурой Сегежского района проверки соблюдения органами местного самоуправления поселений Сегежского муниципального района требований Закона РФ от 14 января 1993г. № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Федерального закона от 25 июня 2002 № 73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" было установлено, что на территории Идельского сельского поселения расположены воинские захоронения: "Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 г.г.)", расположенная на железнодорожной станции Идель, "Могилы советских воинов 1941 - 1944 г.г.", расположенные в <...> км от пос. Кочкома, являющиеся объектом культурного наследия местного значения. В нарушение требований Закона № 4292-1, Федерального закона № 73-ФЗ охранные зоны и зоны природного ландшафта указанных воинских захоронений администрацией Идельского сельского поселения не определены.
Впоследствии прокурор исковые требования изменил. Просил обязать Министерство культуры РК, ГКУ РК "Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия" разработать проект охранных зон воинских захоронений "Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 г.г.)", расположенной на железнодорожной станции Идель; "Могилы советских воинов 1941 -1944 г.г.", расположенных в <...> км от пос. Кочкома; провести историко-культурную экспертизу проекта охранных зон воинских захоронений "Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 г.г.)", расположенной на железнодорожной станции Идель, "Могилы советских воинов 1941 - 1944 г.г.", расположенных в <...> км от пос. Кочкома.
14 января 2016г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство культуры Республики Карелия, ГКУ РК "Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия.
04 февраля 2016г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство культуры РК, ГКУ РК "Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия".
Определением Сегежского городского суда Республики Карелия от 25 февраля 2016 г. прекращено в связи с отказом истца от иска производство по делу в отношении ответчика администрации Идельского сельского поселения, в части заявленных требований об обязании Министерства культуры РК, ГКУ РК "Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия" разработать проект охранных зон воинского захоронения "Могилы советских воинов 1941 - 1944 г.г.", расположенных в <...> км от пос. Кочкома провести историко-культурную экспертизу проекта охранных зон воинского захоронения "Могилы советских воинов 1941 - 1944 г.г.", расположенных в <...> км Кочкома.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 25 февраля 2016г. исковые требования прокурора Сегежского района удовлетворены. Суд обязал Министерство культуры Республики Карелия, государственное казенное учреждение Республики Карелия "Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия" разработать проект охранных зон воинского захоронения "Братской могилы советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)", расположенной на железнодорожной станции Идель в срок до 01 января 2017 года. Суд обязал Министерство культуры Республики Карелия, государственное казенное учреждение Республики Карелия "Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия" провести историко-культурную экспертизу проекта охранных зон воинского захоронения "Братской могилы советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 г.г.)", расположенной на железнодорожной станцииИдель в срок до 01 января 2017 года. Взыскал с государственного казённого учреждения Республики Карелия "Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия государственную пошлину в доход бюджета Сегежского муниципального района в размере 100 руб. (сто рублей).
С решением суда не согласен ответчик Министерство культуры РК.
В апелляционной жалобе министр ФИО1 просит отменить решение суда и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения. Ссылаясь на ст. 34 Федерального закона №73-ФЗ, п. 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. №972, п. 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. №569, абз.1 ст. 6 Закона РФ от 14 января 1993 г. №4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", указывает о незаконности принятого решения. Ссылаясь на п.4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ указывает, что состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия. Применительно к объектам культурного наследия военно-мемориального характера - воинским захоронениям, предметом их охраны и сущностью является захоронение (останки погибших). При этом намогильные сооружения и элементы благоустройства, как правило, не обладают самостоятельной историко-культурной ценностью и как объекты культурного наследия не рассматриваются. Ландшафтное окружение не всегда является необходимой составляющей, влияющей на восприятие исторической мемориальной ценности объекта.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сегежского района указывает о согласии с решением суда, просит оставить его без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу ГКУ РК "Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия" указывает о согласии с доводами апелляционной жалобы Министерства культуры РК, просит ее удовлетворить и отменить решение суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции _______________________.
Заслушав ______, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», положения которого направлены на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно преамбуле данного Федерального закона объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В силу п.1 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст.6 данного Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с п.3 ст.34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Из положений п.п.4 п.1 ст.9.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством РФ.
Согласно ст.6 Закона РФ от 14 января 1993г. №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РК от 11 октября 2010 №218-П утверждено положение о Министерстве культуры Республики Карелия, в соответствии с подп.15 п.9 которого Министерство культуры РК разрабатывает и реализует планы мероприятий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Карелия, и объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Идельского сельского поселения на железнодорожной станции Идель располагается объект культурного наследия регионального значения (памятник истории) "Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г.".
По результатам проведенной прокуратурой Сегежского района проверки соблюдения органами местного самоуправления поселений Сегежского муниципального района требований Закона РФ от 14 января 1993г. №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», а также Федерального закона от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» установлено, что охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта указанного объекта культурного наследия не определены.
Из материалов дела следует, что "Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г.", расположенная на железнодорожной станции Идель на территории Идельского сельского поселения включена в государственный список памятников истории и культуры Республики Карелия (постановление Совета Министров Карельской АССР от 21 апреля 1971г. №199, постановление Правительства РК от 25 мая 1998г. №333).
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными выше правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно в обязанности Министерства культуры РК и ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия», которое находится в ведении Министерства культуры РК, входит разработка проектов охраны зон объектов культурного наследия, а также проведении историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допустил нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения.
Выявленные прокурором в результате проверки нарушения законодательства в области охраны культурного наследия приводят к нарушению конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранение и развитие культуры, на защиту и сохранение историко-культурной среды обитания.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 25 февраля 2016 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи