ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1872 от 20.02.2013 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья- Поносова И.В. Дело№ 33-1872

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Няшина В.А.

Судей Кустовой И.Ю., Позолотиной Н.Г.

При секретаре Боголюбовой Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 20 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений Администрации города Перми на решение Кировского районного суда г.Перми от 20 ноября 2012 года, которым постановлено: признать незаконным бездействие администрации города Перми, выразившееся в не включении ФИО1 в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка. Обязать администрацию города Перми включить ФИО1 в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, с момента его обращения.

Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Позолотиной Н.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Перми, выразившегося в отказе в признании ФИО1 нуждающимся в получении садовых земельных участков и не включении его в список с момента обращения. Просит обязать администрацию города Перми устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя - признать ФИО1 нуждающимся в получении садовых земельных участков и включить его в список с момента обращения 26.06.2012 года. В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что 26.06.2012 года обратился в администрацию города Перми с заявлением о признании его нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и постановке в очередь (№**) в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми, полученным заявителем 17.10.2012 года, ФИО1 отказано в регистрации заявления и постановке в очередь, в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка. Кроме того, заявителем не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в получении садового земельного участка, а именно, отсутствие в собственности садового земельного участка или наличие в собственности садового земельного участка, размер которого меньше минимального размера, установленного законом Пермской области от 02.09.2003 года № 965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». С данным ответом заявитель не согласен, поскольку федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации заявлений о предоставлении садовых, огородных или дачных земельных участков и, кроме того, не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений постановки заявителей в очередь. Бездействие администрации города Перми, выразившееся в отказе в признании заявителя нуждающимся в получении садовых земельных участков и не постановке в очередь, нарушает права и свободы гражданина, связанные с ведением садовых, огородных или дачных дел. Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент Земельных отношений Администрации города Перми, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что суд при вынесении решения не учел то обстоятельство, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, т.е. заявителю необходимо было обратиться с заявлением о постановке на учет в администрацию Кировского района г. Перми. Кроме того, в полномочия Департамента земельных отношений не входит формирование списков и постановка на учет данной категории граждан в целях предоставления садового земельного участка. Суд не обоснованно не привлек к участию в деле территориальный орган администрации города- администрацию Кировского района г. Перми.

Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

По правилам ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления в случае, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обратился в администрацию г.Перми с заявлением от 26.06.2012 года о постановке на учет в целях предоставления садового, огородного или дачного земельного участка.

Письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми от 25.07.2012 года № ** на обращение ФИО1 о постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка, разъяснено, что действующим законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка. Учитывая положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", указано, что для подготовки ходатайства в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, необходимо представить документы, подтверждающие нуждаемость в получении садового земельного участка, а именно, отсутствие в собственности садового земельного участка или наличие в собственности садового земельного участка, размер которого меньше минимального размера, установленного законом Пермской области от 02.09.2003 года № 965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». Кроме того, личная подпись в поданном заявлении не соответствует образцу подписи в приложенной копии паспорта, в связи с чем, просят подтвердить, что заявление подано именно ФИО1 Учитывая изложенное, в удовлетворении просьбы отказано.

Указанный ответ получен заявителем 17.10.2012 года.

Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.

Так, согласно ст. 58 Устава города Перми, администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края). Администрации районов города входят в структуру администрации города как ее территориальные органы (ст.60), создаются в целях обеспечения управления внутригородскими районами. Местом жительства заявителя является г.Пермь, администрация города- орган местного самоуправления, поэтому требования заявителя к администрации города Перми являются правомерными.

Департамент земельных отношений администрации города является функциональным подразделением администрации города. Осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством (Положение о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210).

Федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации и учету заявлений граждан о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и формирование списков граждан, подавших такое заявление. При этом, регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно.

Нормы Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений для включения заявителей в соответствующие списки.

Таким образом, ответ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в письме от 25.07.2012 года № ** на имя заявителя об отказе в принятии заявления ФИО1 и об отказе во включении в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка является незаконньм, а следовательно, администрацией города Перми как органом местного самоуправления, не исполнена обязанность по регистрации и учету заявления ФИО1 о предоставлении садового земельного участка и включения его в соответствующий список. Указанным бездействием администрации города Перми нарушены права заявителя, установленные указанным выше законом.

Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно. Совокупности собранных по делу доказательств дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы. Правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Всем доводам заинтересованных лиц дана надлежащая оценка.

Оснований для переоценки исследованных судом доказательств, на чем фактически настаивает в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений Администрации г. Перми суд апелляционной инстанции не находит.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.ст. 199, 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Департамента земельных отношений Администрации г. Перми на решение Кировского районного суда г. Перми от 20 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: