ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1872/19 от 21.03.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Берникова Е.Г. Дело № 33-1872/2019 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Перминовой Н.А., Щелканова М.В.,

при секретаре Поповой О.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 марта 2019 года дело по апелляционной жалобе АО «Комиавиатранс» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2018 года, по которому

Требования Сосногорского транспортного прокурора удовлетворены.

АО «Комиавиатранс» обязано в течение года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение эколого - орнитологического обследования аэропорта города Ухта и прилегающей к нему территории в целях определения характера
орнитологической обстановки и выявления условий, способствующих концентрации птиц, в соответствии с требованиями п. 8.24 раздела VIII Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 и п.4.1.1, п. 4.1.2, п. 4.1.12, п. 4.1.14 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 № 209.

Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителя Сосногорской транспортной прокуратуры Яковлевой Т.Р., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Сосногорский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к АО «Комиавиатранс» об обязании в течение года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение эколого - орнитологического обследования аэропорта города Ухта и прилегающей к нему территории в целях определения характера орнитологической обстановки и выявления условий, способствующих концентрации птиц, в соответствии с требованиями п. 8.24 раздела VIII Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 и п.4.1.1, п. 4.1.2, п. 4.1.12, п. 4.1.14 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 № 209, в обоснование требований указав, что в результате проведенной проверки исполнения требований законодательства в сфере орнитологического обеспечения безопасности полетов в аэропорту Ухта - филиале ответчика, установлено, что аэропорт Ухта соответствует требованиям ФАП «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации, о чем выдан сертификат оператора аэродрома гражданской авиации № ФАВТ.ОА. 4 - 003 от 16.11.2016 года. В нарушение требований воздушного законодательства в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме Ухта и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц, эколого-орнитологическое обследование ответчиком не проводилось. В целях устранения нарушений требований законодательства РФ прокурором 25.05.2018 директору филиала АО «Комиавиавиатранс» «Аэропорт Ухта» вносилось представление. Согласно полученных ответов эколого-орнитологическое обследование на территории аэродрома и приаэродромной территории аэропорта Ухта не проведены в виду отсутствия финансирования на 2018 год.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.

Ответчик АО «Комиавиатранс» своего представителя для участия в судебном заседании не направил.

Судом принято приведенное выше заочное решение.

В апелляционной жалобе АО «Комиавиатранс» ставится вопрос об отмене судебного решения в связи с неправильным применением норм материального права, неправильной оценкой установленных юридически значимых обстоятельств, так как ответчиком выполняются мероприятия по орнитологическому обеспечению.

Сосногорской транспортной прокуратурой представлены возражения на апелляционную жалобу.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобы и представленных возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Судом установлено, что АО «Комиавиатранс» осуществляет деятельность в области авиации, в его эксплуатации находится аэропорт Ухта, о чем выдан сертификат оператора аэродрома гражданской авиации № ФАВТ.ОА. 4 - 003 от 16.11.2016 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее - ФАП № 128).

Согласно п. 1.2 ФАП № 128 настоящие Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации

В соответствии с п. 8.24 ФАП № 128 орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает, в том числе: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов.

Осуществление орнитологического обеспечения полетов регулируется Руководством по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденным приказом МГА СССР от 26.12.88 № 209 (далее -РООП ГА-89).

В соответствии с п. 2.4 РООП ГА-89 орнитологическое обеспечение полетов направлено на предотвращение столкновений ВС с птицами в районах аэродромов и на авиатрассах. В силу п. 2.5 РООП ГА-89 орнитологическое обеспечение полетов представляет собой комплекс мероприятий.

Согласно п. 4.1.1 РООП ГА-89 в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц, осуществляется эколого-орнитологическое обследование.

Пунктом 4.1.2 РООП ГА-89 предусмотрено, что для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия.

Пунктом 4.1.12 РООП ГА-89 установлено, что для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование проводится в различные периоды годовой активности птиц: зимний (конец ноября -февраль) - характеризуется относительно простой и стабильной орнитологической обстановкой; весенний (март - май) - период массовой миграции птиц; раннелетний (середина мая - первая половина июля) - период гнездования до появления летающих птенцов; позднелетний (вторая половина июля - август) - период массового вылета птенцов; осенний (сентябрь - ноябрь) - период массовой миграции птиц. Начало и окончание каждого из этих периодов можно определять путем систематических наблюдений, выяснения у местных специалистов-орнитологов, использования данных справочной литературы.

Повторное обследование приаэродромной территории или ее наиболее «птицеопасных» участков предусмотрено примерно 1 раз в 2 - 3 года в связи с тем, что орнитологическая обстановка за это время может значительно измениться. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно (п. 4.1.14 РООП ГА-89).

Таким образом, эколого - орнитологическое обследование как обязательное мероприятие орнитологического обеспечения полетов предусматривает его проведение с участием специалистов из местных биологических учреждений, имеющих соответствующее образование и право на проведение данного вида работ.

Установив, что такого эколого – орнитологического обследования ответчиком не проводилось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований, заявленных прокурором.

При этом суд обоснованно указал, что непринятие ответчиком мер к обеспечению безопасности полетов, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц на предоставление безопасных для жизни и здоровья услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом, соответственно, любые действия, нарушающие право или создающие угрозу его нарушения подлежат пресечению.

Довод апелляционной жалобы о том, что АО «Комиавиатранс» в постоянном режиме выполняются мероприятия по орнитологической безопасности полетов отмену судебного решения повлечь не может. Принятие ответчиком иных мероприятий орнитологического обеспечения полетов в соответствии с вышеприведенными Правилами ФАП № 128 и РООП ГА-89 не освобождает его от обязанности проводить эколого - орнитологическое обследование с участием специалистов из местных биологических учреждений.

Выполнение регулярных мероприятий орнитологического обеспечения полетов является обязательным и включает в себя довольно широкий спектр мероприятий, в том числе эколого – орнитологическое обследование, которое ответчиком не выполняется, что подтверждено соответствующими доказательствами.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно. Нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционного представления - необоснованными.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Заочное решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «Комиавиатранс» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: