Судья Орлова М.Б. Дело № 33-18755/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 25.10.2017
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В.,
Федина К.А.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1 к Уральскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выделению бюджетных ассигнований для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 03.08.2017.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности № 2/64 от 22.12.2016, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Уральскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы России (далее - Уральское таможенное управление ФТС России), в котором просил:
признать бездействие, выразившееся в не выделении Челябинской таможне в 2014-2016 годах бюджетных ассигнований, предназначенных для предоставления сотрудникам, проходящим службу в таможенных органах Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам, уволенным со службы в таможенных органах, состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным;
возложить обязанность по выделению Челябинской таможне бюджетных ассигнований, предназначенных для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере пропорциональном составу семьи ФИО1 на момент постановки его на соответствующий учёт (4 человека).
В обоснование иска указал, что с 28.10.1997 по 13.06.2016 проходил службу в таможенных органах Российской Федерации. В период прохождения службы ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и с 03.10.2013 принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с номером очередности (1), составом семьи 4 человека. В качестве распорядителя средств федерального бюджета Уральское таможенное управление ФТС России в 2014-2016 годах производило выделение бюджетных ассигнований, предназначенных для предоставления сотрудникам, проходящим службу в таможенных органах Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам, уволенным со службы в таможенных органах, состоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, подведомственным таможням Уральского региона, за исключением Челябинской таможни, в которой истец был принят на учет в целях получения единовременной социальной выплаты. 28.06.2017 ФИО1 предоставлена соответствующая социальная выплата, расчет которой произведен исходя из состава его семьи 3 человека, в силу достижения сыном возраста 23 лет. Полагал, что вследствие неправомерного бездействия ответчика, выразившегося в не выделении Челябинской таможне в 2014-2016 годах бюджетных ассигнований, нарушены его права на получение единовременной социальной выплаты в полном объеме.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.
Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 03.08.2017 иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу от ответчика поступили письменные возражения, согласно которым судебное постановление является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции явился представитель ответчика, указавший на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
В материалах дела имеются сведения об его извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, путем направления СМС от 09.10.2017. Также лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет».
До начала судебного заседания в суде апелляционной инстанции от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (далее - Правила от 24.04.2013 № 369).
Во исполнение Правил от 24.04.2013 № 369 ФТС России издан приказ от 18.06.2013 №1111, которым утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 28.10.1997 по 13.06.2016 ФИО1 проходил службу в таможенных органах Российской Федерации, уволен на основании п.п.5 п.2 ст.48 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Челябинской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) от 26.12.2014 №11с/2014 ФИО1 принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 03.10.2013, с номером очередности (1), составом семьи 4 человека (истец ФИО1, супруга ( / / )4, дочь ( / / )5, сын ( / / )5).
Решением комиссии Челябинской таможни, оформленным протоколом заседания от 29.09.2016 № 03с/2016, в связи с достижением 29.06.2016 ( / / )5 23-летнего возраста при рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, постановлено не учитывать его в качестве члена семьи ФИО1
Протоколом заседания комиссии от 25.05.2017 №06с/2017 оформлено решение о внесении на рассмотрение начальнику Уральского таможенного управления ФТС России предложения о предоставлении пенсионеру таможенных органов Российской Федерации ФИО1, состоящему на учете для получения единовременной социальной выплаты под № 1, в составе семьи из трех человек (он, жена, дочь), единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 2 151 595 руб. 81 коп.
Приказом руководителя Уральского таможенного управления ФТС России от 23.06.2017 №333 ФИО1 предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 2 151 595 руб. 81 коп.
28.06.2017 денежные средства в указанном размере в безналичном порядке перечислены на счет истца.
Инициируя обращение в суд с настоящим иском, ФИО1 указывал на бездействие ответчика, выразившееся, по его мнению, в не представлении Челябинской таможне бюджетных ассигнований для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в 2014-2016 годы, повлекшее, с учетом обстоятельств достижения его сыном возраста 23 лет, предоставление соответствующей социальной выплаты, в меньшем размере, исходя из состава семьи истца 3 человека.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, приказов ФТС России от 17.07.2013 №1320 «О делегировании начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, полномочий по принятию решений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лицам, состоящим на учете для ее получения», от 18.06.2013 №1111 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», от 04.09.2014 №1700 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне», пришел к выводам о том, что указанными нормативными актами не предусмотрена обязанность Уральского таможенного управления ФТС России, как распорядителя средств федерального бюджета, выделять таможенному органу лимиты бюджетных обязательств, исходя из даты постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты в Челябинской таможне, в силу того, что общая очередь предоставления социальной выплаты сотрудникам таможенных служб не сформирована, общий (сводный) список сотрудников, которым должна быть предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, отсутствует.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на системном анализе норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
По смыслу положений п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Приказом ФТС России от 17.07.2013 №1320 «О делегировании начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, полномочий по принятию решений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лицам, состоящим на учете для ее получения» начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, делегированы полномочия по принятию решения о предоставлении единовременной социальной выплаты.
В соответствии с п.п. 110 п. 6 приказа ФТС России от 04.09.2014 № 1700 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» региональное таможенное управление осуществляет функций распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
Согласно приказу ФТС России от 08.10.2009 №1849 «Об утверждении перечня распорядителей и получателей средств федерального бюджета, подчиненных Федеральной таможенной службе (главному распорядителю федерального бюджета) и находящихся в ведении ФТС России» Уральское таможенное управление ФТС России выступает как в качестве распорядителя средств федерального бюджета, так и в качестве получателя средств федерального бюджета.
В качестве распорядителя средств федерального бюджета Управление выделяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств, в том числе, аппарату Управления и таможням Уральского региона, в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В качестве получателя средств федерального бюджета, Управление принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (абз. 3 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Приказом ФТС России от 15.02.2011 № 318 «Об утверждении перечня региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов, со статусом юридического лица, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом» в перечень непосредственно подчиненных Уральскому таможенному управлению ФТС России входят таможни: Екатеринбургская, Тюменская, Ханты-Мансийская, Ямало-Ненецкая, Магнитогорская, Челябинская, ФИО3, Уральская оперативная таможни.
В соответствии с п. 23 Правил от 24.04.2013 № 369 единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Из системного анализа приведенных выше положений следует, что порядок распределения лимитов бюджетных обязательств распорядителем получателю бюджетных средств урегулирован нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, и не подпадает под действие Правил от 24.04.2013 № 369, Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременной социальной выплаты, утвержденного приказом ФТС России от 18.06.2013 №1111, Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, регламентирующих условия, порядок предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с чем Уральское таможенное управление ФТС России, в качестве распорядителя средств федерального бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств вправе самостоятельно определять перечень непосредственно подчиненных ему таможен, со статусом юридического лица, которым возможно выделение бюджетных ассигнований для выплаты единовременной социальной выплаты.
В 2014-2016 годах Уральским таможенным управлением ФТС России до Челябинской таможни лимиты бюджетных обязательств для осуществления единовременных социальных выплат не доводились, что само по себе не может свидетельствовать о неправомерности бездействия таможенного органа, которым в оспариваемый период в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств производилось выделение бюджетных ассигнований для выплаты единовременной социальной выплаты иным подведомственным таможням.
В 2017 году Уральским таможенным управлением ФТС России в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти до Челябинской таможни доведены лимиты бюджетных обязательств, в связи с чем ФИО1 28.06.2017 предоставлена соответствующая единовременная выплата.
Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что ФИО1 состоял на учёте для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Челябинской таможне с 03.10.2013, с номером очередности (1).
Как следует из материалов дела, базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, непосредственно ведутся в каждом таможенном органе и общей базы очередности принятия на учет между Уральским таможенным управлением ФТС России, Челябинской таможней и другими таможнями, непосредственно подчиненными Уральскому таможенному управлению, не имеется.
Поскольку общая очередь предоставления социальной выплаты сотрудникам таможенных служб не сформирована, общий (сводный) список сотрудников, которым должна быть предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, отсутствует, то предоставление ФИО1, не состоящему на учёте в Уральском таможенном управлении ФТС России либо иной непосредственно подчиненных ему таможен, единовременной социальной выплаты в рамках очерёдности, установленной в Челябинской таможне, не нарушает прав истца, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об имевших фактах получения выплаты сотрудниками, состоящими на соответствующем учёте в других таможенных органах с более поздней даты, не свидетельствуют о незаконности бездействия ответчика.
В соответствии со ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Перечень способов защиты гражданских прав, установленный ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим. В любом случае заявителем должен быть выбран такой способ защиты нарушенных или оспоренных прав, который при разрешении дела судом позволяет полностью восстановить нарушенное или оспоренное право заявителя. Судебная защита должна реально способствовать восстановлению прав потерпевшего либо обеспечивать соответствующую компенсацию; должен соблюдаться баланс интересов истца и ответчика, выбор судебной защиты не может быть направлен на то, чтобы лишать ответчика законных способов защиты, в противном случае нарушается равенство сторон спора; судебное решение должно вести к определенности в отношениях сторон, а не наоборот. Правильное определение предмета иска определяет и будущее исполнение судебного акта, поскольку ограниченно сформулированные требования истцом могут в дальнейшем не позволить его принудительно исполнить.
Достижение сыном истца 23-летнего возраста, в силу положений п.3 ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, является основанием для исключения его из числа членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в таможенных органах, при расчетё размера единовременной социальной выплаты.
Принятое комиссией Челябинской таможни решение, оформленное протоколом заседания от 29.09.2016 № 03с/2016, в связи с достижением ( / / )5 23-летнего возраста при рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не учитывать его в качестве члена семьи ФИО1, послужившее в последующем в качестве одного из оснований предоставления истцу единовременной социальной выплаты, исходя из состава его семьи из трех человек, в установленном порядке апеллянтом не обжаловалось, что при правильно установленных судом первой инстанции обстоятельствах необоснованности предъявляемых истцом к Уральскому таможенному управлению ФТС России требований, в любом случае исключает возможность восстановления прав ФИО1, на получение единовременной социальной выплаты в размере пропорциональном составу семьи его на момент постановки на соответствующий учёт (4 человека).
Каких-либо доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Не свидетельствует о наличии таких оснований и доводы истца о том, что решением суда разрешен вопрос о правах и обязанностях членов его семьи - супруги ( / / )4, дочери ( / / )5, сына ( / / )5, а также Челябинской таможни, несмотря на то, что они к участию в деле привлечены не были.
Оснований для привлечения к участию в деле указанных лиц, с учетом основания и предмета иска у суда первой инстанции не имелось, поскольку обжалуемым решением вопрос о чьих-либо, кроме сторон, правах и обязанностях не решался, отказ в возложении на ответчика обязанности по выделению Челябинской таможне бюджетных ассигнований, предназначенных для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере пропорциональном составу семьи ФИО1 на момент постановки его на соответствующий учёт (4 человека), с учетом фактических обстоятельств дела, прав членов семьи истца, таможенного органа (Челябинской таможни) не нарушает и не может расцениваться как разрешение судом вопроса об их правах и обязанностях.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 03.08.2017 ооставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: О.Г. Колесникова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: К.А. Федин