ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1877/2018 от 28.02.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья: Правдиченко Т.Г. дело № 33-1877/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Г. Владивосток 28 февраля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Кадкина А.А.

судей Корчагиной П.А., Розановой М.А.

при секретаре Овчаренко В.В.

с участием истца ФИО1 и его представителя – ФИО5, действующего на основании доверенности

представителя третьего лица - действующей на основании доверенности Партизанского лесничества МО РФ – филиал ФГКУ УЛХиП МО РФ – ФИО6

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа Закрытого территориального образования Фокино Приморского края о понуждении к заключению договора аренды

по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Фокинского городского суда Приморского края от 01 ноября 2017 года, которым исковые требования ФИО1 к администрации городского округа Закрытого территориального образования Фокино Приморского края о понуждении к заключению договора аренды – оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи ФИО7, мнение участников процесса, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что 03.11.2016 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:35:030101:6 площадью 23200 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для ведения фермерского хозяйства. Ему было отказано в предоставлении в аренду земельного участка, т.к. его разрешенное использование не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Считает данный отказ незаконным, т.к. земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием «под объекты обороны». Полагает, что указанный вид использования написан ошибочно. Ссылка ответчика на то, что участок находится в зоне специального назначения – незаконна. Просил признать действия главы администрации ЗАТО Фокино по отказу в предоставлении земельного участка незаконным, обязать ответчика заключить с ним договор аренды земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством деятельности по выращиванию сельскохозяйственных культур, овощеводства и сенокошения, изменить вид разрешенного использования с установленного вида «под объекты обороны» на вид «овощеводство».

В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали.

Ответчик администрация Фокинского городского округа ЗАТО Фокино иск не признал, пояснив, что спорный земельный участок распложен в зоне специального назначения, вид разрешенного использования – под объекты обороны. Участок был поставлен МО РФ на кадастровый учет 13.11.2003 года с указанным видом разрешенного использования. 07.02.2014 года участок перешел в собственность ГО ЗАТО Фокино и вид разрешенного использования не был изменен. Участок находится в запретной зоне военного объекта – Партизанское лесничество МО РФ, использование его в целях, указанных истцом, не предусмотрено действующим законом. Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2017 года отказано в удовлетворении заявления администрации ГО ЗАТО Фокино, администрации Находкинского городского округа к МО РФ о признании незаконным действий МО РФ по установлению запретной зоны Партизанского лесничества МО РФ и о возложении обязанности на МО РФ отменить приказ заместителя МО РФ от 08 декабря 2015 года № 1202 дсп о запретных зонных Партизанского лесничества МО РФ. В настоящее время администрацией ЗАТО Фокино принимаются меры по внесению изменений в ПЗЗ. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица – Партизанского лесничества МО РФ – филиал ФГКУ УЛХиП МО РФ считал, что иск удовлетворению не подлежит, т.к. спорный земельный участок входит в состав земель, закрепленных за Партизанским лесничеством МО РФ. Ограничение в распоряжении землями обороны возможно и необходимо в целях обеспечения обороноспособности страны при реализации и применении положений постановления Правительства РФ от 05 мая 2017 года № 405. Участки лесов, расположенных в границах лесничества МО РФ исключены из состава земель лесного фонда РФ и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02 февраля 1998 года № 135 переданы МО РФ в целях размещения, маскирования и функционирования ряда объектов военной инфраструктуры.

01 ноября 2017 года Фокинским городским судом Приморского края вынесено указанное выше решение. Суд при вынесении решения, руководствовался нормами ст.ст. 18, 31, 33-35 Градостроительного кодекса РФ, которыми закреплено первичность градостроительного плана городского округа как основополагающего стратегию градостроительного развития территории перед ПЗЗ. Также указал, что земельный участок находится в зоне специального назначения, сослался на выписку из ЕГРН, из которого следует, что земельный участок расположен в зоне земель сельскохозяйственного использования, в собственности ЗАТО Фокино с ограничением прав на земельный участок, предусмотренных ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ и постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 года № 405. установлена ошибка проектировщиками и при подготовке ПЗЗ ГО ЗАТО Фокино спорный земельный участок в нарушение генерального плана включен в зону с/х использования. Проводятся работы по внесению изменений в ПЗЗ. Кроме того, участок находится в границах земель Партизанского лесничества МО РФ, которое внесено в Перечень лесничеств МО РФ, в границах которых установлены зоны с особыми условиями использования территории.

С принятым решением не согласился истец, его представителем подана апелляционная жалоба, просил решение отменить, по мотиву его незаконности. Не приведено выводов, отклоняющих доводы истца. Полагает, что суд неверно оценил доказательства по делу, считает, что суд должен был приостановить производство по делу до устранения противоречий между Генеральным планом и ПЗЗ ГО ЗАТО Фокино. Полагает, что нахождение земельного участка в запретной зоне военного объекта не является основанием к отказу в иске, т.к. установление границ запретных зон не влечет запрет на ведение фермерского хозяйства. Полагает, что администрация ГО ЗАТО ФИО2 должна была обратиться за согласованием в МО РФ в целях определения создает ли такая деятельность угрозу безопасности военного объекта, в отношении которого установлена запретная зона. Он обращался в адрес Партизанского военного лесничества МО РФ о согласовании заключения договора аренды земельного участка, возражений не имеется.

Из возражений на апелляционную жалобу от администрации ГО ЗАТО Фокино следует, что с решением она согласна. Доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, т.к. земельный участок находится в зоне специального назначения, вид использования – под объекты обороны. Участок находится в запретной зоне военного объекта, использование в целях, указанных истцом не предусмотрено законом.

В судебном заседании истец и его представитель полностью поддержали доводы апелляционной жалобы, пояснив, что решение необоснованное. Земли сельскохозяйственного назначения, суд не указал категорию земельного участка. Земельный кодекс РФ не содержит оснований для отказа в предоставлении земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственной деятельности. Статус земли не изменен. Вся южная часть острова ФИО3 находится в зоне сельскохозяйственного назначения. Имеются противоречия между генеральным планом и ПЗЗ.

Представитель третьего лица полагал, что решение законное и обоснованное.

Представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствами дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» и ст. 195 ГПК РФ решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такие нарушения допущены судом первой инстанции.

Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым номером 25:35:030101:6 относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид использования указан «под объекты обороны» правообладатель Городской округ ЗАТО город Фокино (т.д. 1 л.д. 14).

ФИО1 зарегистрирован в ФНС в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства (т.<адрес> л.д. 13).

03.11.2016 года ФИО1 обратился в администрацию городского округа ЗАТО Фокино Приморского края с заявлением о представлении в аренду земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйство его деятельности, в котором просил предоставить земельный участок с кадастровым номером 25:35:030101:6 площадью 23200 кв.м., расположенный по адресу: Приморский край, ЗАТО г. Фокино о-в ФИО3 южная часть, примерно 700 м юго-восточнее горы с отметкой 90,3 м для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством деятельности по выращиванию сельскохозяйственных культур, овощеводства и сенокошения (т.<адрес> л.д. 9).

Ответом от 25.11.2016 года было отказано в предоставлении земельного участка (т.<адрес> л.д. 12). А также было отказано об изменении вида разрешенного использования (т.<адрес> л.д. 16).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2017 года по иску администрации городского округа ЗАТО города Фокино, администрации Находкинского городского округа к Министерству обороны РФ о признании незаконными действий МО РФ по установлению запретной зоны Партизанского лесничества МО РФ и о возложении обязанности на МО РФ отменить приказ заместителя МО РФ от 08.12.2015 года № 1202 дсп о запретных зонных Партизанского лесничества МО РФ, дана оценка установлению границ данных запретных зон, указано, что поскольку в силу п. 12 Постановления № 405 на территории запретной зоны запрещается не любое строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, а лишь создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества (т.д. 1 л.д. 52).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Как следует из ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии со ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Под уклонением понимается действие (бездействие) стороны, с которой заключается договор, направленное на незаключение договора, в том числе непредставление подписанного ей договора, иных документов, требуемых при заключении договора.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 указанной статьи.

Согласно п. 12 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: 12) земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 1).

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения;

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. 2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с ПЗЗ ЗАТО Фокино, утвержденных решением Думы городского округа ЗАТО г. Фокино от 06.11.2015 года № 286-МПА, земельный участок с кадастровым номером 25:35:030101:6 находится в зоне сельскохозяйственных объектов.

Согласно положению ст. 40 ПЗЗ вида разрешенного использования «под объекты обороны» не содержится.

При таких обстоятельствах, у ответчика не было законных оснований для отказа в заключении договора аренды с истцом.

Согласно положению ст. 9 ПЗЗ ЗАТО г. Фокино изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования на территории городского округа ЗАТО город Фокино осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Согласно положению ст. 33 Градостроительному кодексу РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

2. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Таким образом, в данной части исковое заявление удовлетворению не подлежит, т.к. необходимо соблюдение проведения специальной процедуры, предусмотренной законом для изменения разрешенного вида использования.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что для восстановления нарушенного права истца на ответчика следует возложить обязанность рассмотреть заявление истца о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:35:030101:6 в соответствии с действующими нормативными правовыми актами является законным и обоснованным.

В связи с чем, судебная коллегия полагает, что принятое решение судом первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения.

Руководствуясь ст. 327 - ст. 330 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Фокинского городского суда Приморского края от 01 ноября 2017 года – отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к администрации городского округа ЗАТО Фокино Приморского края о понуждении к заключению договора аренды, признании незаконным действий главы администрации ГО ЗАТО Фокино по отказу в предоставлении земельного участка незаконным, изменении вида разрешенного использования – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия главы администрации ГО ЗАТО Фокино по отказу в предоставлении земельного участка в аренду с кадастровым номером 25:35:030101:6 ФИО1.

Возложить обязанность на администрацию городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:35:030101:6 в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

В остальной части требований – отказать.

Председательствующий:

Судьи: