Судья Сулим С.Ф. Дело № 33-1879 04 июня 2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Аняновой О.П., Маслова А.К.
при секретаре Литвиновой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 июня 2013 года
апелляционное представление Старооскольского городского прокурора
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 05 марта 2013 года по гражданскому делу по иску Старооскольского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным бездействия и обязании создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного обеспечения населения в военное время, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., объяснения истца Старооскольского городского прокурора Ярославцевой В.Ф., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя администрации Старооскольского городского округа Некрасова Е.Л., считавшего решение законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Старооскольской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Старооскольского городского округа законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Утверждая, что в нарушение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379, Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1340 от 10 ноября 1996 года на территории Старооскольского городского округа не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях первоочередного обеспечения населения в военное время, при возникновении чрезвычайных ситуаций, Старооскольский городской прокурор инициировал судебное разбирательство предъявлением иска в интересах неопределенного круга лиц.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации Старооскольского городского округа, выразившееся в непринятии мер по созданию резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного обеспечения населения в военное время, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и обязать администрацию Старооскольского городского округа создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного обеспечения населения в военное время, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявлены нарушения закона в деятельности администрации Старооскольского городского округа. Установлено, что вместо резерва МКУ «Управление по делам ГО и ЧС Старооскольского городского округа» с ООО «Старооскольская нефтебаза», МУП «Аптека № 151», ЗАО «Корпорация «ГРИНН» филиала «Гипермаркет «Линия» г. Старый Оскол, ЗАО «Молочный комбинат «Авида» и другими заключены контракты на поставку топлива, медикаментов, медицинского имущества, продуктов питания и иного имущества. Как следует из данных контрактов поставка «резерва» производится в течение 24-х часов с момента подачи заявки на поставку. Фактически запасы питания, медикаментов, медицинского имущества, топлива и иных средств отсутствуют. Таким образом, бездействие администрации городского округа нарушают права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение материальными ресурсами в военное время, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В судебном заседании помощник прокурора поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика исковые требования прокурора не признал, ссылаясь на то, что в действиях администрации отсутствуют какие-либо признаки бездействия, поскольку на территории округа созданы резервы.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда, считая, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Ответчик в возражениях на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы гражданского дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пп. «д» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1340 от 10 ноября 1996 года, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Согласно п. 4 Порядка, номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Накопление запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств осуществляется на основании Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379. Номенклатура и объем запасов определяется создающим их органом с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Информация о накопленных запасах передается органами местного самоуправления в органы исполнительной власти субъекта Федерации (п.4).
В целях оперативного проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, и во исполнение указанных нормативных актов, 30.12.2008 г. главой администрации Старооскольского городского округа утверждено постановление № 4663 «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Старооскольского городского округа в мирное и военное время», которым утверждены порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории городского округа в мирное и военное время; номенклатура и объемы местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории городского округа; перечень работ и услуг, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанное постановление издано с учетом Методических рекомендаций по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, направленных МЧС России в ГУ МЧС России по Белгородской области 06 июля 2007 года, согласно которым создание резервов осуществляется путем закупки и закладки на хранение материальных ресурсов за счет средств собственного бюджета, а также путем заключения договоров с организациями на экстренную их поставку из текущих запасов.
В настоящее время функции по контролю и методическому руководству за созданием, хранением, использованием и восполнением материальных ресурсов резерва, по заключению договоров (контрактов) от имени и в интересах Старооскольского городского округа на поставку материальных ресурсов возложены на МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Старооскольского городского округа Белгородской области», что подтверждается Постановлением от 29.03.2011 г. № 1135, Уставом МКУ.
Как установлено судом Управлением по делам ГО и ЧС Старооскольского городского округа заключены с организациями и индивидуальными предпринимателями контракты на поставку материальных ресурсов, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи и другие материальные ресурсы, находящиеся в резерве, в объеме, количестве, ассортименте, определенном в контракте, который необходим для проведения мероприятий по ликвидации ЧС, а заказчик принять поставленный ему резерв и произвести его оплату из резервного фонда администрации Старооскольского городского округа.
Наличие резервного фонда подтверждается сообщением Департамента финансов и бюджетной политики от 11.12.2012 г., наличие материальных ресурсов, находящихся в резерве подтверждается гарантийными письмами поставщиков, в которыми заключены контракты.
В период с 26.02.2013 по 01.03.2013 г. комиссией Главного управления МЧС России по Белгородской области проведена проверка Старооскольского городского округа по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, выполнения требований пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах, в том числе по вопросу создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов в целях гражданской обороны и для ликвидации последствий ЧС.
По данному вопросу деятельность городского округа комиссией оценена как соответствующая предъявляемым требованиям, что подтверждено Актом проверки.
При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм и Методических рекомендаций МЧС России, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчиком представлены доказательства, исполнения возложенной на него обязанности по созданию резервов, доказательств нарушения прав либо свобод неопределенного круга лиц на момент вынесения решения не установлено.
Утверждение представителя прокуратуры о том, что Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязательного характера не имеют, судом первой инстанции, обоснованно отвергнуты судом первой инстанции, поскольку Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Довод апелляционного представления, что органы местного самоуправления вправе заключать муниципальные контракты на поставку материальных ресурсов только в дополнение к сформированным и хранящимся ресурсам со ссылкой на
Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (утв. Минэкономразвития России 27.04.2012, МЧС России 23.03.2012 №43-2047-14 во взаимосвязи с пунктом 6 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» основан на неверном толковании норм права, поскольку таких указаний в них не содержится.
Кроме того, из иска прокурора не следует, что он требовал от администрации Старооскольского городского округа создания резерва в «натуральном» виде.
Утверждение апеллятора о том, что в случае неисполнения поставщиками своих обязанностей при чрезвычайной ситуации, обеспечения населения резервами не будет исполнено, является голословным и основано на предположении.
Указание в жалобе отнестись критически к акту проверки Старооскольского городского округа комиссией Главного управления МЧС России по Белгородской области, не состоятельно, поскольку доказательств неправомерности акта истцом не представлено.
Доводы апелляционного представления о несоответствии резервов требованиям законодательных актов, о необходимости создания резерва в «натуральном» виде, а также об отсутствии контроля со стороны ответчика за их созданием, хранением, использованием, судебной коллегией отклоняются, поскольку судом первой инстанции решение было принято в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ по заявленным истцом требованиям.
Как следует из материалов дела истцом заявлялись требования о незаконным бездействие администрации Старооскольского городского округа, выразившееся в непринятии мер по созданию резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного обеспечения населения в военное время, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и обязать администрацию Старооскольского городского округа создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного обеспечения населения в военное время, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Истцу в ходе рассмотрения дела предлагалось уточнить заявленные требования. Предоставленным ст. 35, 39 ГПК РФ правом истец не воспользовался.
Принимая во внимание разъяснения Верховного Суда, изложенные в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума №2 от 10 февраля 2009 года, согласно которым к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), суд пришел к обоснованному выводу, что действия администрации Старооскольского городского округа по изданию постановления № 4663, а также по созданию и поддержанию резерва в форме заключения муниципальных контрактов с юридическими и физическими лицами на поставку материальных ресурсов не подпадают под признаки бездействия.
В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и оценкой представленных сторонами доказательств, не согласиться с которыми у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
При изложенных обстоятельствах оснований к отмене постановленного судом решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 05 марта 2013 года по гражданскому делу по иску Старооскольского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным бездействия и обязании создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного обеспечения населения в военное время, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера оставить без изменения, апелляционное представление Старооскольского городского прокурора без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи