ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18791/2013 от 02.09.2013 Московского областного суда (Московская область)

Судья Сергеева Л.В. Дело № 33-18791/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Терещенко А.А.,

судей Варламовой Е.А., Чиченевой Н.А.,

при секретаре Гришечкине П.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании от 02 сентября 2013 года   апелляционную жалобу ФИО5

на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 22 августа 2013 года по делу по заявлению ФИО7 ФИО1 об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района о регистрации ФИО6 ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев-Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения ФИО5, представителя ФИО7 – ФИО8, представителя Территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района Московской области ФИО9, представителя ФИО5 – ФИО10,

заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене,

установила:

Решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад Московской области от 19.06.2013 г. № 2-72/369-ГС на 08 сентября 2013 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.

Решением Территориальной избирательной комиссии Сергиево- Посадского района Московской области, сформированной 21.02.2011 года на 5 лет, от 02.08.2013 года ФИО5 выдвинутый Региональным отделением Всероссийской политической партии «ФИО13» в Московской области, зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад по многомандатному избирательному округу № 4.

Решением Территориальной избирательной комиссии Сергиево- Посадского района Московской области от 29.07.2013 года ФИО7 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад по многомандатному избирательному округу № 4.

ФИО7 обратился в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района Московской области от 02.08.2013 года о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад по многомандатному избирательному округу № 4. В представленном избирательным объединением протоколе отсутствует документы, подтверждающие выдвижение кандидата ФИО5 Помимо того, представленные документы оформлены с нарушением требований Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ФИО5 сообщены недостоверные сведения о себе, о месте работы и занимаемой должности.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО7 по доверенности ФИО11 поддержал.

В судебном заседании представитель ТИК Сергиево – Посадского района и ФИО5 против удовлетворения заявления возражали.

Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 22 августа 2013 года требования ФИО7 удовлетворены.

  ФИО5 в апелляционной жалобе просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67 – ФЗ).

Согласно положениям п. 14 ст. 33 того федерального закона, список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.

Как видно из материалов дела, 30.06.2013 года состоялась конференция регионального отделения Всероссийской политической партии «ФИО13» в Московской области.

Согласно подтверждению о получении документов ТИК, в территориальную избирательную комиссию было сдано решение съезда (конференции) о выдвижении кандидатов на 208 листах и иные документы.

Решением ТИК от 23.07.2013 года список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев посад по многомандатным избирательным округам, выдвинутый избирательным объединением «Региональное объединение Всероссийской политической партии «ФИО13»заверен.

Разрешая заявленные требования, суд правильно отверг доводы заявителя о нарушении формы первого финансового отчета, представленного ФИО5 согласно ст. 28 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» от 11.07.2006 года, поскольку представленный первый финансовый отчет соответствует рекомендованной форме, установленной приложением 7 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Московской области, утвержденной Решением Избирательной комиссии Московской области.

Наименование финансового отчета, представленного ФИО12. конкретно, соответствует назначенным выборам, указано в рамках рекомендованной формы, не изменяет смысловую нагрузку документа, не вводит в заблуждение ни избирателя, ни других кандидатов, ни территориальную избирательную комиссию, в связи с чем у суда отсутствуют основания считать финансовый отчет ФИО5 не представленным в территориальную избирательную комиссию. Также ФИО5 представлены сведения о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет, сведения о расходовании денежных средств. При этом суд учитывает, что истребование учета поступления и расходования средств избирательного фонда при регистрации кандидата, законом не предусмотрено.

В материалах личного дела кандидата представлены все листы паспорта.

Доводы заявителя о необходимости предоставления протоколов счетной и мандатной комиссий, бюллетеней для тайного голосования, листа регистрации делегатов конференции в качестве приложения к протоколу конференции от 30.06.2013 года противоречат ст. п. 14.1 ст. 35 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", нормы которого прямо предусматривают только предоставление решения конференции политической партии о выдвижении кандидатов и списка кандидатов.

Судом также обоснованно отвергнуты доводы о непредставлении свидетельства о регистрации некоммерческой организации, поскольку из материалов дела видно, что Региональное отделение политической партии представило в ТИК нотариально удостоверенную копию свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.

Давая оценку доводам о сообщении ФИО5 не соответствующих действительности сведений о месте работы и занимаемой должности, суд установил, что ФИО5 работает в Российской научно- исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева в должности старшего сотрудника.

В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад ФИО5 в качестве места работы указано ФГУ Российской научно-исследовательском институте культурного и природного наследия Министерства культуры РФ, должность: старший научный сотрудник, руководитель межведомственного совета.

Как следует из Устава учреждения, правильное полное наименование учреждения значиться как ФГБУ Научно-исследовательское учреждение «Российский научно исследовательский институт культурного и природного наследия им.Д.С.Лихачева», сокращенное название - Институт наследия.

Согласно штатному расписанию должность ФИО5 значится как «старший научный сотрудник». Приказом учреждения от 23.05.2012 года ФИО5 назначен руководителем Межведомственного совета по сохранению наследия Древнего Радонежа и созданию музея-заповедника «Древний Радонеж».

Наличие указания в заявлении о согласии баллотироваться сведений о наименовании учреждения-работодателя с одновременным предоставлением справке о работе, из которой усматривается правильное наименование работодателя, а также отсутствие сведений о назначении руководителем межведомственного совета свидетельствует о неполноте сведений о кандидате, о которой кандидату не было сообщено в нарушение требований п.1.1. ст. 38 Федерального закона от "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в указанной части, поскольку они соответствуют материалам дела и требованиям избирательного законодательства.

В то же время суд пришел к выводу о нарушении порядка выдвижения кандидата ФИО5, в связи с чем удовлетворил заявление ФИО7

Судебная коллегия согласиться с данным выводом суда не может.

Обозрев подлинник протокола конференции регионального отделения Всероссийской политической партии «ФИО13» в Московской области, прошитый на 96 листах, заверенный подписью руководителя избирательного объединения и печатью регионального отделения, суд указал, что протокол конференции в прошитом виде на 96 листах является полным и не содержит решения о выдвижении списка кандидатов в Совет депутатов городского поселения Сергиев Посад.

По мнению суда, из буквального толкования представленного протокола следует, что вопрос об утверждении протокола счетной комиссии по результатам тайного голосования о выдвижении от избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ФИО13» в Московской области списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад на конференции не разрешен, также не разрешен вопрос о выдвижении ФИО5 кандидатом в депутаты, и у ТИК не имелось оснований для заверения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев посад по многомандатным избирательным округам, выдвинутый избирательным объединением «Региональное объединение Всероссийской политической партии «ФИО13».

Судебная коллегия считает данный вывод ошибочным.

Из подтверждения ТИК о полученных документах видно, что протокол конференции регионального отделения Всероссийской политической партии «ФИО13» в Московской области при сдаче в ТИК состоял из 208 листов.

Осмотр протокола в судебном заседании данное обстоятельство не опровергает, поскольку осмотр состоялся через некоторый промежуток времени.

Более того, суд указал, что согласно повестки дня пятым вопросом рассматривался вопрос о выдвижении тайным голосованием кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления по одномандатному (многомандатному) избирательным округам на выборах. ... в Совет депутатов городского поселения Сергиев Посад третьего созыва (лист протокола 1 оборот). По пятому вопросу (лист протокола 27-115) был оглашен список кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления. В указанном списке кандидат ФИО5 значится.

Конференцией было решено утвердить текст бюллетеней и бюллетени для тайного голосования делегатов конференции регионального отделения Всероссийской политической партии ФИО13. Фамилия ФИО5 в бюллетенях также значится.

Вместе с тем, представленная выписка из протокола конференции содержала сведения о принятии решения конференцией 30.06.2013 года вопроса о выдвижении ФИО5 кандидатом в депутаты Совета.

Суждение суда о неверной нумерации данного решения по сравнению с протоколом не является основанием к выводу об отсутствии решения о выдвижении ФИО5, поскольку выписка из протокола конференции «Региональное отделение Всероссийской политической партии «ФИО13» в Московской области от 30.06.2013 года была представлена в ТИК, оформлена в соответствии с требованиями п.4 ст. 26 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» от 11.07.2006 года.

Недостаток листов в протоколе и нарушение нумерации вопросов в выписке по сравнению с протоколом, по мнению судебной коллеги, являются теми недостатками протокола и представленной выписки из него, соответственно, которые не были своевременно выявлены территориальной избирательной комиссией и о которых не были извещены ни избирательное объединение, ни кандидат.

Следовательно, у суда, по мнению судебной коллегии, не имелось оснований для утверждения о том, что решение о выдвижении списка кандидатов на конференции не принималось, на том основании, что в протоколе на момент разрешения заявленных требований отсутствуют соответствующие листы.

Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2007 года № 203/1272-4 « О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунтов «ВЛ», «В.2» пункта 24, пп. «Б.1»,»Б.2» п. 25, пп. «3», «И» п.26 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" избирательная комиссия обязана предоставить кандидату возможность осуществления действий, по уточнению и дополнению документов, содержащих сведения о нем.

Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документах избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "6.1" и (или) "6.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.

Поскольку избирательная комиссия не известила ФИО5 о выявленных недостатках, судебная коллегия полагает, что решение о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты соответствует требованиям закона (ст. 28 Закона Московской области, ст. 38 ФЗ-67).

В связи с чем вывод суда об удовлетворении заявленных требований несостоятелен.

Решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований ФИО7

руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 22 августа 2013 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления ФИО7 ФИО3 об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района о регистрации ФИО6 ФИО4 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев-Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области отказать.

Председательствующий

Судьи