Судья Смирнов А.Г. Дело № 33-187/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ауловой Т.С., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Вакулинской М.Н.,
рассмотрела в судебном заседании 21 января 2013 года дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Эбингарда А.О. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2012 года, которым постановлено:
Признать организацию ИП Эбингардом А.О. регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту "Сыктывкар-Микунь-Сыктывкар" незаконной.
Возложить на ИП Эбингарда А.О. обязанность прекратить организацию регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту "Сыктывкар-Микунь-Сыктывкар".
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения прокурора Чершкуте Я.В. судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском к ИП Эбингарду А.О. о признании организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на заказном маршруте "Сыктывкар-Микунь-Сыктывкар" незаконной, обязании прекратить организацию перевозок пассажиров автомобильным транспортом на заказном маршруте "Сыктывкар-Микунь-Сыктывкар", указав в обоснование иска, что организованные ответчиком заказные перевозки пассажиров по указанному маршруту имеют признаки регулярных, тогда как права на осуществление регулярных перевозок ИП Эбингард А.О. не имеет.
В судебном заседании прокурор, представитель Дорожного Агентства РК иск поддержали.
ИП Эбингард А.О. участия в судебном заседании не принял.
Управление государственного автодорожного надзора по РК своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ИП Эбингард А.О. не согласен с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.
В силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
На основании пункта 5 Постановления Правительства РК от 16.04.2007 № 63 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Республике Коми" организация перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляется путем проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.
В соответствии со статьями 5, 19, 27 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно разделу 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Согласно разделу 3 указанных Правил перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон. Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
В случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии). Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок.
В силу части 5 статьи 27 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ в случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.
Проанализировав приведенные нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что характерным признаком, отличающим заказные перевозки от регулярных является оплата фрахта исключительно фрахтователем, в связи с чем введен запрет на взимание при заказных перевозках платы с пассажиров, поскольку иное противоречит смыслу договора фрахтования транспортного средства как предоставления транспортного средства за плату во временное владение и пользование арендатора. Также согласно части 2 статьи 27 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта существенным условием договора фрахтования является наличие в нем сведений о фрахтователе. В свою очередь, регулярные перевозки отличает особый порядок допуска пассажиров в транспортное средство - по предъявлению проездного билета.
Из материалов дела следует, что ИП Эбингард А.О. использует арендуемые им у ООО "Клининг-Норд" 4 автобуса ... категории ... в целях осуществления предпринимательской деятельности по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам, в том числе по маршруту "Сыктывкар-Микунь-Сыктывкар" с использованием услуг инфраструктуры автовокзала по договору с ООО "Автоперевозчик" от <Дата обезличена>.
Установив, что при осуществлении ответчиком перевозок в отношении неопределенного круга лиц по маршруту "Сыктывкар-Микунь-Сыктывкар" производится взимание платы за проезд с каждого из пассажиров, проезд пассажиров на автобусе осуществляется по билетам, суд пришел к правильному выводу о том, что фактически ИП Эбингард А.О. под видом перевозок по заказу осуществляет регулярные перевозки, не имея на то соответствующего права.
Согласно ст. 49 ГК Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Руководствуясь приведенной нормой, суд обоснованно признал организацию ИП Эбингардом А.О. перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту "Сыктывкар-Микунь-Сыктывкар" незаконной, обязав ответчика прекратить деятельность, осуществляемую им без соответствующей лицензии.
Обстоятельства дела установлены судом полно и правильно, материальный закон применен верно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с каждым из пассажиров ответчиком составляется отдельный договор фрахта в виде проездного билета, не могут быть приняты во внимание, поскольку имеющиеся в материалах дела билеты не отвечают признакам договора фрахтования, поскольку не содержат обязательных условий такого договора, предусмотренных частью 2 статьи 27 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Ссылка в жалобе на то, что регулярные перевозки осуществляются на основе публичного договора и, следовательно, признаком их осуществления является распространение информации о проведении перевозок и существующем расписании, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании закона, поскольку данный признак не отнесен законом к существенным условиям публичного договора.
Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: