Судья: Желдакова В.П. Дело № 33-18813/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 29 августа 2013 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей: Казакова Д.А., Перовой М.В.,
по докладу судьи Казакова Д.А.,
с участием прокурора Шаповаловой О.Ю.,
при секретаре Иванове П.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Пронина Л.В. на решение Туапсинского городского суда от 16 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Пронин Л.В. обратился в суд с заявлением о признании решения территориальной избирательной комиссии Туапсинская городская от (дата обезличена) (номео обезличен) «Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Туапсинского городского поселения Туапсинский район», решений от (дата обезличена) (номео обезличен) «О количестве подписей избирателей представляемых в территориальную избирательную комиссию Туапсинская городская и количестве подписей необходимых для регистрации кандидата на должность главы Туапсинского городского поселения Туапсинского района», (номео обезличен) «Об утверждении Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов главы Туапсинского городского поселения Туапсинского района», (номео обезличен) «Об утверждении текста информационного сообщения для собственников, владельцев помещений, предоставляющим помещения зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам с избирателями», (номео обезличен) «Об исполнении Регламента использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации по контролю избирательных фондов при проведении выборов главы Туапсинского городского поселения Туапсинского района (дата обезличена)» незаконными, отмене, устранении нарушений.
В обоснование требований указал, что (дата обезличена) в ТИК Туапсинская городская им поданы документы для регистрации в качестве кандидата на должность главы Туапсинского городского поселения Туапсинского района, с приложением необходимых документов. (дата обезличена) сданы подписные листы, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, заявление об уточнении и дополнении сведений о кандидате. (дата обезличена) ему стало известно о выявленных ТИК нарушениях, в представленных документах. В связи с чем, (дата обезличена) подано заявление о продлении срока для сбора подписей до (дата обезличена); и для предоставления необходимых документов. Однако, (дата обезличена) ему отказано в регистрации кандидатом на должность главы. Считает отказ незаконным, поскольку согласно решению Совета Туапсинского городского поселения №15.1 от 17.06.2013 года назначены выборы главы Туапсинского городского поселения на (дата обезличена), которое опубликовано (дата обезличена), и вступило в силу со дня официального опубликования. При этом ТИК (дата обезличена) издает решения под № (адрес обезличен) относительно вопросов, касающихся выборов, которые фактически изданы до вступления в законную силу решения о назначении даты выборов, т.е. являются незаконными. Указал, что ТИК нарушен срок принятия решения, поскольку оно датировано (дата обезличена), тогда как установленный законом 10-дневный срок проверки истек (дата обезличена). В силу закона, и пропуска ТИК срока, он считается зарегистрированным в кандидаты на должность главы. Кроме того, указал, что длительное время не мог подготовить необходимые и соответствующие требованиям закона документы, поскольку отсутствовала правовая база, и типовые бланки ему не предоставлены, данная помощь и не оказана со стороны председателя ТИК, что, по его мнению, противоречит закону о выборах. Считает, что ошибки при подаче и заполнении документов в кандидаты главы поселения образовались не по его вине, а фактически из-за отсутствия надлежащей информации со стороны ТИК.
В судебном заседании суда первой инстанции Пронин Л.В. и его представитель по ходатайству Витишко Е.Г. заявленные требования поддержали и настаивали на их удовлетворении.
Представители Территориальной избирательной комиссии Туапсинская городская по доверенности Вербицкая Е.А. и Бондарь А.Н. в судебном заседании суда первой инстанции с доводами и требованиями заявления Пронина Л.В. не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Старший помощник Туапсинского межрайонного прокурора Сульдин В.В. в судебном заседании суда первой инстанции просил в удовлетворении требований Пронина Л.В. отказать в полном объеме.
Решением Туапсинского городского суда от 16 августа 2013 года в удовлетворении заявления Пронина Леонида Владимировича о признании незаконными решения территориальной избирательной комиссии Туапсинская городская от (дата обезличена) (номео обезличен) об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Туапсинского городского поселения Туапсинский район, решений от (дата обезличена) (номео обезличен), отмене, устранении нарушений отказано.
В апелляционной жалобе Пронин Л.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Пронин Л.В., поддержавшего доводы жалобы, просившего решение суда отменить, представителя Территориальной избирательной комиссии Туапсинская городская по доверенности Вербицкую Е.А. возражавшую против удовлетворения жалобы, просившую решение суда оставить без изменения, прокурора Шаповалова О.Ю., возражавшую против удовлетворения жалобы, просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.2-3 ст.23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Гарантии избирательных прав граждан, при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Для реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подготовки и проведения выборов постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от (дата обезличена) (номео обезличен) «О формировании территориальной избирательной комиссии Туапсинская городская» была сформирована Территориальная избирательная комиссия Туапсинская городская, осуществляющая свою деятельность в пределах компетенции, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, Законом Краснодарского края от 08.04.2003 № 571-КЗ "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае", иными законами Краснодарского края, уставом муниципального образования Туапсинское городское поселение.
Согласно ч.2 ст.3 Закона Краснодарского края от 08.04.2003 № 571-КЗ "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае" решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и сроки, которые установлены настоящим Законом, иными законами о выборах и референдумах.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы главы Туапсинского городского поселения Туапсинского района назначены решением Совета Туапсинского городского поселения от (дата обезличена) (номео обезличен).1 по истечению срока полномочий главы, избранного (дата обезличена), в установленные сроки: не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, информация о назначении выборов главы Туапсинского городского поселения Туапсинского района доведена до избирателей средствами массовой информации (дата обезличена), то есть в день принятия решения.
Решение Совета Туапсинского городского поселения о назначении выборов главы Туапсинского городского поселения впервые доведено до сведения населения Туапсинского городского поселения по средством радио МУП «Туапсинская радиопрограмма» (эфирная справка от (дата обезличена)), телевидением «МУП «ИТРК «Туапсе» (эфирная справка от (дата обезличена)), что не запрещено действующим законодательством РФ.
Повторно указанное решение опубликовано в газете «Черноморье сегодня» № 66(1664) от (дата обезличена), на странице Совета Туапсинского городского поселения официального сайта администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, что также не запрещено законом.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно не приняты доводы Пронина Л.В. относительно даты публикации и вступления в законную силу решения.
Согласно ч.10 ст.16 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".
Территориальная избирательная комиссия Туапсинская городская сформирована (дата обезличена) Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края (номео обезличен) «О формировании территориальной избирательной комиссии Туапсинская городская», срок полномочий территориальной комиссии в соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ составляет пять лет.
В период с 17 по (дата обезличена) с целью подготовки и проведения избирательных компаний на территории Туапсинского городского поселения выборов депутатов Совета муниципального образования Туапсинский район и главы Туапсинского городского поселения на основании пп. «а»,«в» ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ территориальной избирательной комиссией в пределах полномочий приняты вышеуказанные обжалуемые решения, направленные на реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что законодательством не установлена обязательная последовательность принятия решений о назначении даты выборов и иных решений, принимаемых в рамках избирательной компании.
В связи с чем, обжалуемые Прониным Л.В. решения приняты в пределах полномочий территориальной избирательной комиссии, и с учетом рекомендаций Постановления избирательной комиссии Краснодарского края от (дата обезличена) (номео обезличен) «Об утверждении Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению муниципальных выборов в Краснодарском крае».
В соответствии со ст. 32 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Согласно ч. 3 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи (о согласии выдвинутого лица баллотироваться по соответствующему избирательному округу), в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
Как установлено судом, (дата обезличена) Пронин Л.В. представил в территориальную избирательную комиссию Туапсинская городская документы на выдвижение в качестве кандидата на должность главы Туапсинского городского поселения Туапсинского района путем самовыдвижения: уведомление, заявление и копии документов, подтверждающих сведения, указанные о себе.
(дата обезличена) Пронин Л.В. представил документы для регистрации в качестве кандидата: первый финансовый отчет и подписи избирателей в количестве 108 штук на 18 листах.
В соответствии с ч.18 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Согласно ч.1 ст.22 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" избирательная комиссия, организующая выборы, в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, который в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Закона должен представить подписи избирателей, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, который в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Закона должен представить подписи избирателей требованиям настоящего Закона, а также проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата, который в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Закона должен представить подписи избирателей.
Таким образом, судом первой инстанции верно указано, установленный законом срок (10 дней) начинает исчисляться с момента предоставления уведомления о регистрации, необходимых документов, в том числе подписных листов, в связи с чем правомерно не принял доводы Пронина Л.В. относительно течения срока проведения проверки, поскольку указанный срок должен исчисляться с (дата обезличена) с 18-00 часов, и соответственно срок для принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата истек только (дата обезличена).
Территориальная избирательная комиссия Туапсинская городская рассмотрела представленные Прониным Л.В. документы (дата обезличена) и уведомила кандидата о недостатках в представленных документах.
(дата обезличена) рабочей группой по проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, в присутствии Пронина Л.В. проведена проверка представленных подписных листов с 108 подписями избирателей.
В результате проверки, составлена выбраковочная ведомость и подписан итоговый протокол о признании недействительными 108 подписей.
Согласно ч.8 ст.20 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз - в поддержку выдвижения одного и того же кандидата. Избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата. Указанные данные вносятся рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
В соответствии с ч.9 ст.20 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения. Заверенный лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, подписной лист с подписями избирателей в поддержку соответствующего выдвижения, также заверяется кандидатом, указанным в части 5 статьи 72 настоящего Закона.
В силу п.5 ч.2 ст.74 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
На заседании территориальной избирательной комиссии Туапсинская городская (дата обезличена) рассмотрен вопрос о регистрации Пронина Л.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность главы Туапсинского городского поселения Туапсинского района.
В решении об отказе ТИК ссылается на неполноту сведений об адресе места жительства кандидата в уведомлении о выдвижении; неверное указание наименования муниципального образования, на должность главы которого баллотируется кандидат; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах, ценных бумагах представлены по форме не соответствующей приложению №1 к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; отсутствие сведений в первом финансовом отчете по учету всего поступивших и всего израсходованных средств избирательного фонда кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Данные нарушения являются существенными, поскольку действующим избирательным законодательством установлены четкие требования как к форме подписных листов, так и к содержанию отдельных записей в них, несоблюдение таких требований означает нарушение закона и влечет за собой недействительность соответствующих подписей.
В соответствии с ч. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются в том числе наличие на день, предшествующий дню заседания на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для выдвижения и регистрации документов, оформленных с нарушением требований закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Таким образом, судом первой инстанции пришел к верному выводу о решение территориальной избирательной комиссии Туапсинская городская от (дата обезличена) (номео обезличен) «Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Туапсинского городского поселения Туапсинский район» принято в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых решений избирательной комиссии.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному – неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не нуждаются в дополнительной проверке.
Юридически значимые обстоятельства судом определены верно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Туапсинского городского суда от 16 августа 2013 года законным, обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Туапсинского городского суда от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пронина Л.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: