ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1881/2024 от 07.02.2024 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Демин А.В. № 33-1881/2024

24RS0052-01-2023-000264-40

2.211

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 февраля 2024 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Макаровой Ю.М.

судей Тихоновой Ю.Б., Потехиной О.Б.

при ведении протокола помощником судьи Симоновой К.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.

гражданское дело по иску прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКДОУ детский сад «Брусничка», администрации Туруханского район Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя управления образования администрации Туруханского района Красноярского края – Потаповой Г.К.,

по апелляционной жалобе представителя администрации Туруханского района Красноярского края – Коноваловой А.О.

на решение судьи Туруханского районного суда Красноярского края от 02 ноября 2023 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКДОУ детский сад «Брусничка», администрации Туруханского район Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МКДОУ детский сад «Брусничка», выразившееся в отсутствии лицензии на осуществление образовательной деятельности до начала осуществления указанной деятельности.

Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Брусничка» (ИНН 2437005540), в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Обязать администрацию Туруханского района Красноярского края (ИНН 2437000340) выделить денежные средства МКДОУ детский сад «Брусничка» в целях совершения действий по устранению допущенных нарушений и получению лицензии на осуществление образовательной деятельности».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Туруханского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МКДОУ детский сад «Брусничка», администрации Туруханского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. Требования мотивированны тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения МКДОУ детский сад «Брусничка» требований законодательства об образовании и лицензировании. Проверкой установлено, в том числе в ходе мониторинга сайта федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в сети «Интернет», отсутствие лицензии на образовательную деятельность в связи с окончанием срока действия (срок ранее выданной лицензии истек 14.07.2021). Выявленные нарушения закона также подтверждаются информацией руководителя учреждения и заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» от <дата>. Учредителем учреждения является администрация Туруханского района. По выявленным нарушениям закона прокуратурой района руководителю учреждения 20.06.2023 внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. Вместе с тем, в нарушение требований Федерального закона № 2202-1, руководителем учреждения представление до настоящего времени не рассмотрено, конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона не приняты. В результате бездействия учреждением нарушаются права неопределенного круга лиц, а именно обучающихся МКДОУ детский сад «Брусничка» на образование, то есть общественные отношения, возникающие в сфере образования, в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование. Таким образом, в нарушение требований законодательства у учреждения отсутствует обязательная лицензия на образовательную деятельность. На основании изложенного, с учетом уточнений, прокурор Туруханского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействия МКДОУ детский сад «Брусничка» выразившихся в отсутствии у МКДОУ детский сад «Брусничка» лицензии на осуществление образовательной деятельности до начала осуществления указанной деятельности; возложить на МКДОУ детский сад «Брусничка» обязанность получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Туруханского района обязанность выделить необходимые и достаточные денежные средства для МКДОУ детский сад «Брусничка» в целях совершения действий по устранению допущенных нарушений и получению лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель управления образования администрации Туруханского района Красноярского края – Потапова Г.К. просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что решение вынесено с нарушением норм материального права, поскольку МКДОУ детский сад «Брусничка» имело лицензию (временную) на осуществление образовательной деятельности сроком до 13.07.2021, что не противоречит требованиям действующего законодательства. Указывает на неисполнимость вынесенного решения в силу объективных причин, поскольку МКДОУ детский сад «Бручничка» располагается в приспособленном здании, введённом в эксплуатацию 11.01.1965, переустройство которого не представляется возможным, кроме того, на территории населенного пункта Келлог, а также на всей межселенной территории Туруханского района отсутствует центральная система водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, вода является привозной. Полагает, что при вынесении судом данного решения с учетом его фактической неисполнимости, не дана оценка соблюдению прав несовершеннолетних обучающихся на получение качественного и достойного дошкольного образования для осуществления полноценной учебной деятельности в начальной школе.

В апелляционной жалобе представитель администрации Туруханского района Красноярского края – Коновалова А.О. просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на аналогичные доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя управления образования администрации Туруханского района Красноярского края – Потаповой Г.К. Кроме того, полагает, что администрация Туруханского района Красноярского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является собственником МКДОУ детский сад «Брусничка».

В письменных возражениях прокурор района Сайфулин Р.Ф. просит оставить решение без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших уважительных причин неявки, не просивших об отложении дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), выслушав пояснения представителя ответчика Коноваловой А.О., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, процессуального истца- прокурора Гераскевич А.С., полагавшую решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В силу ст. 10 Закона об образовании, образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) (ч.2).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование (ч. 4)

В соответствии с ч. 1 ст.21 Закона об образовании образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

В силу положений ст. 12, 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию, которое является необходимым условием осуществления любой образовательной деятельности.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как верно установлено судом и следует из материалов дела, МКДОУ детский сад «Брусничка» является муниципальным казенным учреждением, осуществляющим дошкольное образование по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МКДОУ детский сад «Брусничка» является администрация Туруханского района.

В ходе проведенной прокуратурой Туруханского района проверки от 19.06.2023 по исполнению МКДОУ детский сад «Брусничка» законодательства о лицензировании при осуществлении образовательной деятельности были выявлены нарушения требований федерального законодательства в сфере образования, выразившиеся в отсутствии лицензии.

По данному факту прокуратурой Туруханского района 20.06.2023 в адрес руководителя МКДОУ детский сад «Брусничка» внесено представление с требованием об устранении нарушений действующего законодательства о лицензировании при осуществлении образовательной деятельности, установленных проверкой.

Письмом на требование прокуратуры Туруханского района о предоставлении информации в отношении лицензирования образовательной организации руководитель МКДОУ детский сад «Брусничка» сообщил о том, что для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности проведены следующие мероприятия: заключен контракт от 23.05.2022 с КГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»; проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза образовательной организации; получено заключение от 10.10.2022, согласно которому МКДОУ детский сад «Брусничка» для осуществления образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования не соответствует. В целях устранения нарушений, указанных в заключение проведены мероприятия. В связи с тем, что доставка необходимого оборудования осуществится только водным транспортом в мае текущего года, нарушения будут устранены в июне. Со дня устранения данных нарушений будет подано повторно заявление на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы. В МКДОУ детский сад «Брусничка» наполняемость одной разновозрастной группы составляет 18 воспитанников.

Согласно заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» от 10.10.2022 здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество МКДОУ детский сад «Брусничка», расположенного по адресу: <адрес>, для осуществления образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования не соответствуют п.п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.11.1, 3.1.2,3.2.3, 2.4.13, 2.6.1, 2.6.3, 2.6.5, 2.6.6, 2.8.4, 3.1.1, 3.1.3, 3.1.7 СП 2.4.3648-20, пп. 2.12,2.13 СанПин 2.3/2.4.3590-20, табл. 6.17 р. VI, табл. 3.5 раздела III СанПин 1.2.3685-21, п.п. 2.2, 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из отсутствия доказательств того, что МКДОУ детский сад «Брусничка» в настоящее время, установленные в ходе проверки нарушения требований федерального законодательства о лицензировании при осуществлении образовательной деятельности, выразившиеся в отсутствии лицензии устранены, пришел выводу о правомерности заявленных прокурором Туруханского района требований, возложив на МКДОУ детский сад «Брусничка» обязанность, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, а на Администрацию Туруханского района Красноярского края- профинансировать расходы по устранению допущенных нарушений и получению лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Судебная коллегия полагает, что приведенные выводы суда первой инстанции основаны на неправильно примененных нормах материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Законом об образовании определены критерии, перечень лицензируемых видов деятельности, а также лицензионные требования и условия.

В соответствии с ч.1 ст.91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, выданное юридическому лицу лицензирующим органом.

Защита гражданских прав осуществляется способами, прямо названными в ст. 12 ГК РФ, и иными способами, предусмотренными законом.

По смыслу п. 1 и 2 ст. 49 ГК РФ осуществление юридическим лицом деятельности, подлежащей лицензированию, в отсутствие необходимой лицензии влечет прекращение права осуществлять такую деятельность.

Обращаясь с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о возложении на МКДОУ детский сад «Брусничка», получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, возложении обязанности на администрацию Туруханского района Красноярского края выделить денежные средства МКДОУ детский сад «Брусничка» в целях совершения действий по устранению допущенных нарушений и получению лицензии на осуществление образовательной деятельности, в отсутствие указания на финансирование иных действий по устранению нарушений, кроме как по получению лицензии, прокурор не учел, что обязанность по получению лицензии - специального разрешения для осуществления определенных видов деятельности - установлена законодателем, и, соответственно, не требуется дополнительного принятия судебного решения.

Предъявляя требования о возложении обязанности получить лицензию, и профинансировать получение лицензии, прокурор Туруханского района Красноярского края, тем самым ставит исполнение решения в зависимость от действий и решений лицензирующего органа, что заведомо влечет невозможность принудительного исполнения судебного акта.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об избрании прокурором ненадлежащего способа защиты нарушенного права, поскольку при установленных по делу обстоятельствах надлежащим способом защиты нарушенного права является не возложение на ответчика обязанности в установленный срок получить лицензию на занятие определенной деятельностью, и выделение денежных средств на получение лицензии, при том, что как установлено материалами дела не получение лицензии детским садом не связано с отсутствием денежных средств на ее получение; а прекращение или приостановление деятельности МКДОУ до получения им соответствующей лицензии (ст. 1065 ГК РФ), однако таких требований прокурором заявлено не было.

С учетом изложенного, решение суда первой подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКДОУ детский сад «Брусничка», администрации Туруханского район Красноярского края в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Туруханского районного суда Красноярского края от 02 ноября 2023 года – отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МКДОУ детский сад «Брусничка», администрации Туруханского район Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности - отказать.

Председательствующий: Ю.М. Макарова

Судьи О.Б. Потехина

Ю.Б. Тихонова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 февраля 2024 года