ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1884/2018 от 15.05.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-1884/2018

судья Калгина Л.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Погореловой Е.А.

судей краевого суда Подшиваловой Н.С., Чайкиной Е.В.

при секретаре Галицкой Я.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 15 мая 2018 года гражданское дело по иску Пищевой Н. П., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Пищева В. А., Пищевой А. А., к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Ф. Р. по Забайкальскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Пищевой Н.П. и её представителя Котляровой Т.А.

на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 8 февраля 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Пищевой Н. П., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Пищева В. А., Пищевой А. А., к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению ФСИН России по Забайкальскому краю о признании решения комиссии ФСИН России от 22.12.2016 № 113 незаконным, возложении обязанности на комиссию ФСИН России поставить Пищеву Н. П. в составе семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 10 сентября 2014 года отказать полностью.

Заслушав доклад судьи краевого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия

установила:

Пищева Н.П., действуя за себя и как законный представитель своих несовершеннолетних детей Пищева В.А.<Дата> года рождения, Пищевой А.А.<Дата> года рождения, обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав, что является старшим сержантом внутренней службы, младшим инспектором 2 категории корпусного отделения дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, имеет общую продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет. 10 сентября 2014 года она обратилась с рапортом о принятии на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на состав семьи 2 человека: она и сын Пищев В.А. 29 сентября 2014 года её документы были направлены в установленном порядке в соответствующую комиссию ФСИН России. <Дата> она родила дочь Пищеву А.А., в связи с чем, 28 марта 2016 года подала рапорт об изменении состава семьи, внесении изменений в учётное дело. С рапортом были представлены требуемые документы. 10 мая 2016 года указанный рапорт подкомиссией УФСИН России по Забайкальскому краю с приложенными документами был направлен в комиссию ФСИН России. 22 декабря 2016 года решением комиссии ФСИН России ей было отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты на основании пункта 5 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, а именно, в связи с отсутствием в учётном деле заявителя сведений о месте регистрации сына в период с рождения по 5 декабря 2013 года. Указанное решение было направлено истцу УФСИН России по Забайкальскому краю 2 октября 2017 года, получено ею 9 ноября 2017 года. С данным решением комиссии ФСИН России она не согласна, считает его незаконным, необоснованным, поскольку к рапорту наряду с другими документами были приложены документы, подтверждающие проживание её семьи, в том числе сына Пищева В.А., по адресу: <адрес>, пом. 6, по которому они имеют временную регистрацию с 1 мая 2007 года. Требования о предоставлении сведений о регистрации заявителя либо членов его семьи за весь период жизни закон не содержит, только за последние 5 лет до подачи заявления. Тем более, что в соответствии со статьёй 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних детей, не достигших четырнадцати лет, признается место жительство их законных представителей - родителей. Просила признать решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом № 113 от 22 декабря 2016 года, об отказе в постановке её на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, обязать ФСИН России поставить её на учёт в составе семьи из 3 человек, включая сына Пищева В.А., дочь Пищеву А.А., для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта, а именно с 10 сентября 2014 года.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Пищева Н.П. и её представитель Котлярова Т.А. просят решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Указывают, что выводы суда противоречат материалам дела, поскольку не установлены юридически значимые для дела обстоятельства. Приведенные в решении выводы направлены исключительно на анализ справки о регистрации от 8 сентября 2014 года без учета иных предоставленных стороной истца доказательств, тогда как проверке подлежало соблюдение сотрудником требований п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 в целях определения нуждаемости сотрудников в жилье. В судебном заседании представителем ответчика не оспаривался тот факт, что соискателям на получение социальной выплаты необходимо предоставлять сведения о регистрации по месту жительства заявителя и членов его семьи не за весь период жизни, а только за последние 5 лет до подачи рапорта. Пищевой Н.П. в подтверждение регистрации по месту проживания в общежитии на основании срочных договоров коммерческого найма по адресу: <адрес>, были предоставлены следующие документ: выписка из домовой книги от 8 сентября 2014 года, справка о регистрации её и сына от 8 сентября 2014 года, справка о регистрации её и её детей от 28 марта 2016 года, лицевой счет квартиросъемщика, свидетельство о регистрации по месту пребывания истицы и её сына на срок с 5 декабря 2013 года по 5 декабря 2014 года, срочные договоры коммерческого найма жилого помещения, заключенные истцом за период с 2007 по 2014 годы сроком на 1 год. В каждом из указанных документов в качестве члена семьи указан её сын Пищев В.А. Соглашаясь с доводами ответчика о том, что справка о регистрации от 8 сентября 2014 года, выданная ООО «Веснянка», не является свидетельством о регистрации её сына по месту жительства или пребывания, поскольку ООО «Веснянка» полномочиями по осуществлению регистрации не обладало, суд не учел, что истцом помимо указанной справки были предоставлены и иные документы, содержащие сведения о регистрации её сына в период с 10 сентября 2009 года по 10 сентября 2014 года. В частности суд не дал какой-либо оценки выписке из домовой книги, как документу, содержащему сведения о регистрации её сына, лицевому счету. Действительно ООО «Веснянка» не является регистрационным органом, однако в соответствии с Административным регламентом, Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, оно является лицом, которое осуществляет прием и передачу документов для регистрации, осуществляет учет лиц, зарегистрированных по адресу: <адрес>, хранит и ведет домовую книгу, поквартирные карточки, соответственно вправе выдать справку о зарегистрированных лицах, тем более, что в полномочия ОВД (ранее УФМС) выдача таких справок не входит. Считает, что выводы суда об отсутствии сведений о регистрации её сына в период с 10 сентября 2009 по 5 декабря 2013 года не основаны на имеющихся в деле доказательствах. Представленные ею документы прямо предусмотрены п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 и не могут являться основанием для отказа в постановке на учет для получения жилья. Указывает, что она имеет выслугу в органах УИС более 10 лет, одна воспитывает двоих детей, которые проживают с ней в комнате общежития по договору коммерческого найма, не имеет и не имела в собственности либо по договору социального найма жилых помещений, ранее социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения ей не предоставлялась. Исходя из норм, предусмотренных Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по предоставлению сотрудникам учреждений и членам их семей указанной единовременной социальной выплаты, территориальная подкомиссия Управления могла предложить ей предоставить дополнительные документы, необходимые для установления регистрации её и членов её семьи, однако этого не сделала. Напротив, на заседании подкомиссии Управления 29 сентября 2014 года был сделан вывод о том, что необходимые документы предоставлены в полном объеме и пакет документов подлежит направлению в ФСИН России. Таким образом, не имея возможности полагать, что предоставленных ею документов недостаточно, она была лишена возможности своевременно дополнить предоставленный пакет документами, которые, по мнению ответчиков, необходимы для разрешения вопроса о постановке на учет для получения единой социальной выплаты.

В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истицу Пищеву Н.П., ее представителя по Котлярову Т.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков ФСИН РФ и УФСИН РФ по Забайкальскому краю Рыбакова В.А., считавшего решение законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Пищева Н.П. с 28 октября 2008 по настоящее время является действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы, в том числе с 15.02.2012 - в должности младшего инспектора 2 категории корпусного отделения дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, проходит службу в звании старшего сержанта внутренней службы, что подтверждается послужным списком (л.д. 41-48). Выслуга лет составляет более 10 лет в календарном исчислении.

Пищева Н.П. имеет сына Пищева В.А., <Дата> года рождения и дочь Пищеву А.А., <Дата> года рождения.

10 сентября 2014 года в целях реализации своего права на получение единовременной социальной выплаты Пищева Н.П., с учётом совместно проживающего с ней сына Пищева В.А., обратилась в подкомиссию УФСИН России по Забайкальскому краю с заявлением (рапортом) о постановке её на учёт для получения единовременной социальной выплаты с приложением требуемых документов.

В связи с рождением второго ребёнка - дочери Пищевой А.А., истцом был подан рапорт об изменении состава семьи, внесении изменений в учётное дело от 28 марта 2016 года, были дополнительно представлены документы, в том числе свидетельство о регистрации несовершеннолетней Пищевой А.А. по адресу: <адрес>, пом. 6, на срок с 16 февраля 2016 года по 30 ноября 2016 года, а также выданные ООО «Веснянка» выписка из домовой книги, лицевой счёт квартиросъёмщика, справка о регистрации от 28 марта 2016 года.

Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчинённых ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным выпиской из протокола № 113 от 22 декабря 2016 года, Пищевой Н.П. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Отказ комиссии мотивирован тем, что в учётном деле заявителя отсутствуют сведения о месте регистрации сына в период с рождения по 5 декабря 2013 года.

Разрешая спор и отказывая в иске Пищевой Н.П. о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить истца членов её семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлен не полный перечень документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, либо документов, подтверждающих невозможность их получения, в частности документов, подтверждающих регистрацию сына истца по месту жительства или пребывания в спорный период по 5 декабря 2013 года, что препятствовало проверке нуждаемости сотрудника в жилье на основании предоставленных документов.

Такой вывод судебная коллегия полагает ошибочным, противоречащим обстоятельствам дела и нормам материального права. Доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания судебной коллегии.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название - в редакции от 6 марта 2015 г., действующей на момент рассмотрения комиссией ФСИН России 2 февраля 2016 г. рапорта Кучменова В.Б. о принятии его с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты).

Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункты "б" и "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Копии документов, указанных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

На момент подачи рапорта Пищева Н.П. и её сын проживали в жилом помещении (общежитии), состоящем из двух комнат, общей площадью 25,6 кв. м, по адресу: <адрес>, пом. 6, принадлежащем на праве общей долевой собственности наймодателю Макарову А.Н., постоянной регистрации по месту жительства не имели, в связи с чем, истец представила свидетельства о регистрации по месту пребывания № 1571 и 1572 от 5 декабря 2013 года, из которых следует, что Пищева Н.П. и её сын зарегистрированы по указанному адресу на срок с 5 декабря 2013 года по 5 декабря 2014 года.

Кроме того, истцом были представлены выданные ООО «Веснянка» справка о регистрации от 8 сентября 2014 года, согласно которой Пищева Н.П. зарегистрирована вместе с сыном временно с 1 мая 2007 года по адресу: <адрес>, пом. 6, по договору краткосрочного найма от указанной даты, договоры краткосрочного найма жилой комнаты в общежитии «Веснянка» от 1 мая 2007 года, 1 августа 2008 года, 2 ноября 2009 года, договоры найма жилого помещения от 1 декабря 2010 года, 13 декабря 2011 года, 7 июля 2012 года, 1 июля 2013 года, 1 июля 2014 года, выписка из домовой книги от 8 сентября 2014 года, согласно которой Пищева Н.П. и её сын с 1 мая 2007 года зарегистрированы по адресу: <адрес>, пом. 6, ком. <данные изъяты> на основании договора краткосрочного найма жилой комнаты в общежитии, лицевой счёт квартиросъёмщика .

Вышеперечисленные документы, представленные истицей в комиссию ФСИН РФ, подтверждают факт регистрации сына истицы по месту пребывания в период с 1 мая 2007 года по настоящее время.

Факт регистрации Пищева В.<Дата> года рождения также по месту пребывания по адресу: <адрес> пом. 6 подтвержден принятой в качестве нового доказательства справкой Отделения по вопросам миграции Отдела Полиции «Черновский» Управления Министерства внутренних дел РФ по городу Чите. При этом в справке указано, что представить свидетельства о регистрации по месту пребывания истицы и ее сына за период с 1 мая 2007 г. по декабрь 2013 г. не представляет возможным, в связи с внедрением в 2013 г. нового программного обеспечения.

При таком положении отказ ответчика в постановке на учет в связи с тем, что истицей не представлены документы, подтверждающие факт регистрации ее сына по месту пребывания являет незаконным, поскольку сведения о регистрации по месту пребывания сына истицы за последние 5 лет до подачи ею рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, как это предусмотрено пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, подтверждены документально.

В связи с этим вывод суда о том, что на момент подачи рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты истицей не были представлены все необходимые документы ошибочен, так как сделан без учета имеющихся в деле доказательств.

Иных оснований для отказа Пищевой Н.П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в решении комиссии ФСИН России не содержится и ответчиком не указано.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.

В силу п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ингодинского районного суда г. Читы от 8 февраля 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Пищевой Н. П., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Пищева В. А., Пищевой А. А., к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению ФСИН России по Забайкальскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать решение Комиссии ФСИН России, оформленное протоколом заседания Комиссии № 113 от 22 декабря 2016 года, об отказе Пищевой Н. П. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.

Обязать ФСИН России поставить на учёт Пищеву Н. П. в составе семьи из 3 человек, включая сына Пищева В. А.<Дата> года рождения и дочери Пищевой А. А.<Дата> года рождения, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 10 сентября 2014 года.

Председательствующий

Судьи