ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1885/2014 от 13.05.2014 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

 Судья Костина О.В.                            Дело 33-1885/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 13 мая 2014 года                                г. Ханты-Мансийск

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

 председательствующего        Александровой Н.Н.,

 судей                    Ахметзяновой Л.Р., Воронина С.Н.,

 при секретаре            Ефимчук А.А.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда»,

 по апелляционной жалобе ответчика на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:

 «Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда» удовлетворить.

 Признать за (ФИО)2 право на присвоение звания «Ветеран труда».

 Обязать Департамент социального развития ХМАО - Югры присвоить (ФИО)1 звание «Ветеран труда».

 Взыскать с Департамента социального развития ХМАО – Югры в пользу (ФИО)1 расходы по оплаченной государственной пошлины в размере 200 рублей».

 Заслушав доклад судьи Александровой Н.Н., объяснения представителя истца (ФИО)5, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 установила:

 (ФИО)1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО - Югры о признании незаконным решения от (дата) (номер) об отказе учесть орден «Родительская слава» в качестве знака отличия, включенного в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Правительства ХМАО – Югры от (дата) № 103-п.

 Дело рассмотрено по правилам ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие истца, представителя ответчика.

 Представитель истца (ФИО)6 в судебном заседании иск поддержала.

 Судом постановлено изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ответчик не согласен с выводом суда о незаконном ограничении законодателем ХМАО-Югры определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможности присвоения этого звания. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

 Указывает на то, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. В связи с чем, считает, что у субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

 Орден «Родительская слава» не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» в ХМАО-Югре, утвержденный постановлением (адрес) от (дата) № 103-п, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда» в ХМАО-Югре.

 Возражая против доводов жалобы, истец считает, что согласно Федеральному закону № 5-ФЗ «О ветеранах» все без исключения ордена и медали, почетные звания СССР или РФ являются основанием для возникновения статуса «Ветеран труда».

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу, возражений на нее, в отсутствие неявившихся лиц.

 Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя истца (ФИО)5, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Судом первой инстанции установлено, что 29 ноября 2010 года Указом Президента Российской Федерации № 1491 истец награжден орденом «Родительская слава».

 В ноябре 2011 года истец обратился в Департамент социального развития ХМАО - Югры с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", ссылаясь на наличие у него необходимого трудового стажа и государственной награды Российской Федерации орден «Родительская слава».

 Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.11.2011 года № 09-01-11628/11 истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что орден «Родительская слава» не входит в перечень наград, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (л.д. 36).

 Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции сослался на то, что законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах».

 Однако с указанной позицией суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

 Согласно статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах, ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса «Ветеран труда», а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 07 сентября 2010 г. N 1099 (с изм.).

 В соответствии с п. «б» ст. 2 Указа установлено, что в государственную наградную систему Российской Федерации входят ордена Российской Федерации, в том числе орден «Родительская слава».

 Согласно ст. 6 Указа Президента РФ «Об учреждении ордена «Родительская слава» от 13.05.2008 года № 775, п. 11 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 07 сентября 2010 г. № 1099 рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ устанавливать для лиц, награжденных орденом «Родительская слава», дополнительные меры социальной поддержки.

 Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств; ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

 Из анализа данной нормы права следует, что обобщая категорию граждан, объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель вместе с тем различает пять категорий, в основу деления которых положены их заслуги перед Отечеством, безупречная военная или государственная служба, продолжительный добросовестный труд.

 Данный критерий, являясь обобщенным при решении вопроса о приобретении лицом статуса ветерана, в то же время играет определяющую роль при назначении льгот и иных социальных гарантий, что прямо вытекает из содержания Закона "О ветеранах", в котором отдельными нормами определены условия и признаки, необходимые для отнесения к соответствующей категории ветеранов и соответствующие этой категории ветеранов меры социальной поддержки.

 Как следует из положений статей 5, 6, 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" одно из условий присвоения звания ветерана военной службы, ветерана государственной службы и ветерана труда является награждение орденами и медалями.

 Однако, решая вопрос о присвоении звания ветерана той или иной категории лиц, необходимо исходить из системного толкования норм вышеназванного закона, с учетом положений статьи 1 Закона "О ветеранах", определяющей общий критерий отнесения граждан к той или иной категории ветеранов, в частности для ветеранов труда - это длительный продолжительный труд.

 Применительно к рассматриваемому спору, с учетом положений ст. 1 и ст. 7 Закона "О ветеранах" награда ФИО1 должна быть именно за трудовые заслуги.

 При таких обстоятельствах, орден «Родительская слава» не подлежал включению в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный Постановлением Правительства РФ ХМАО – Югры от 06 июня 2005 года № 103-п и не мог служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда".

 С учетом изложенного, правовых оснований для присвоения ФИО1 звания "Ветеран труда" не имеется.

 Исходя из изложенного, отказ Департамента социального развития ХМАО – Югры от 30.11.2011 года № 09-01-11628/11 в присвоении истцу звания "Ветеран труда" является правомерным, поскольку правом на присвоение этого звания для получения льгот, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", он не обладает.

 При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

 Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия считает возможным постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и не требуют дополнительной проверки.

 Руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Решение Ханты-Мансийского районного суда от 22 ноября 2013 года отменить и принять новое решение, которым ФИО1 отказать в удовлетворении искового заявления к Департаменту социального развития ХМАО – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда».

 Председательствующий                            Александрова Н.Н.

 Судьи                                    Ахметзянова Л.Р.

 Воронин С.Н.