Судья: Цунаева А.А. Дело 33-18869/22
Уникальный идентификатор дела
50RS0043-01-2021-001037-38
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июня 2022 года г. Красногорск
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Рыбкина М.И., Шишкина И.В.,
при помощнике судьи Луговом И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО на решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 01 марта 2022 г. по делу № 2-72/22 по иску ФИО к ГКУ Московской области «Серебряно-Прудский центр занятости населения» об оспаривании приказа от 04.03.2021 № 41/00308 «О прекращении выплаты пособия по безработице»,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с административным иском к ГКУ Московской области «Серебряно-Прудский центр занятости населения» об оспаривании приказа от 04.03.2021г. № 41/00308 «О прекращении выплаты пособия по безработице».
В обоснование иска указал, что истец 12.11.2020 года воспользовался услугами официального сайта службы занятости «Работа в России» для оформления и подачи заявления в ГКУ МО Серебряно-Прудский ЦЗН о поиске работы с постановкой на учет в качестве безработного с выплатой пособия по безработице. В январе 2021 года ответчик уведомил истца о том, что он не представил сведения, по которым ФИО является самозанятым, в связи с этим ЦЗН прекратил выплату пособия по безработице.
Приказом от 04.03.2021г. №41/00308 «О прекращении выплаты пособия по безработице» истцу было оформлено прекращение выплат пособия со снятием с учета в качестве безработного по основанию: попытка получения либо получения пособия по безработице обменным путем.
Определением суда от 08.02.2022 года суд первой инстанции перешел к рассмотрению указанного дела по правилам гражданского судопроизводства.
Истец ФИО и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, пояснил, что на момент обращения ФИО с заявлением о постановке его на учет в качестве безработного им был представлен весь необходимый пакет документов и не было оснований для отказа. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 1 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обжаловал его в апелляционном порядке, просил решение суда отменить.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, учитывая наличие сведений о надлежащем извещении и непредставление доказательств уважительной причины неявки в заседание.
Проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не усматривает.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 12.11.2020г. ФИО на официальном сайте службы занятости «Работа в России» обратился с заявлением в ГКУ МО «Серебряно-Прудский центр занятости населения» с просьбой предоставить ему государственную услугу содействия в поиске подходящей работы, заполнив и представив все необходимые документы.
Приказом руководителя ГКУ МО «Серебряно-Прудский центр занятости населения» № 41/06001 от 20.11.2020г. «О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице», ФИО был признан безработным и ему назначено пособие по безработице.
Приказом руководителя ГКУ МО «Серебряно-Прудский центр занятости населения» № 12-Б от 04.03.2021г. «О возврате незаконно полученного пособия по безработице» прекращена выплата пособия по безработице ФИО с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 12.11.2020г. в связи с получением пособия по безработице обманным путем.
В приказе руководителя ГКУ МО «Серебряно-Прудский центр занятости населения» № 41/00308 от 04.03.2021г. «О прекращении выплаты пособия по безработице» также указано о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина ФИО в связи с «попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем».
08.11.2021г. ОД ОМВД России по г.о. Серебряные Пруды возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 159.2 УК РФ в отношении ФИО, года рождения, в связи с тем, что истец при обращении в ГКУ МО «Серебряно-Прудский ЦЗН» для признания его безработным не сообщил о том, что в соответствии с нормами Закона РФ «О занятости населения в РФ» являлся самозанятым, в связи с чем не мог является безработным.
18.12.2021г. ФИО обратился в Серебряно-Прудский районный суд Московской области с настоящим иском и просит признать незаконным приказ ГКУ МО «Серебряно-Прудский Центр занятости населения» от 04.03.2021г. № 41/00308 «О прекращении выплаты пособия по безработице».
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком было установлено нарушение со стороны истца в том, что в соответствии с нормами Закона РФ «О занятости населения в РФ» истец являлся самозанятым, в связи с чем, не мог является безработным.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, при этом исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом о занятости.
В силу абз. 2 ст. 2 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон о занятости), занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели).
В ст. 3 Закона о занятости закреплены порядок и условия признания гражданина безработным:
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее также - единая цифровая платформа) информацию о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения; не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости; не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 настоящего Закона); осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 16-1/В-87 от 03 марта 2020 года, "самозанятый гражданин" - субъект, осуществляющий приносящую доход деятельность и не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, и данная дефиниция позволяет определить, что понятия "предпринимательство" и "самозанятость" по сути являются однокоренными понятиями, содержанием которых является деятельность, приносящая прибыль (доход), но различающимися по признаку формальной легализации.
Из положений ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ от 27.11.2018 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход»» следует, что физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
Как усматривается из материалов дела, согласно показаниям свидетеля ФИО, на момент обращения ФИО в ГКУ МО «Серебряно-Прудский ЦЗН» с заявлением о постановке на учет в качестве безработного, у ответчика отсутствовали сведения о том, что истец является самозанятым, в связи с чем оснований для отказа в постановке его на учет в качестве безработного не имелось.
По сведениям ПАО Сбербанк в ответ на обращение от 22.01.2021г., содержащимся в личном деле ФИО в ГКУ МО «Серебряно-Прудский ЦЗН», 27.02.2020г. ФИО в мобильном приложении СберБанк Онлайн проведено отключение сервиса «Свое дело», что предусматривает отключение только сервиса «Свое дело» в ПАО «Сбербанк», при этом клиент остается в Федеральной налоговой службе на учете как самозанятый. Для снятия с учета в качестве лица, получающего доход от профессиональной деятельности необходимо обратиться в налоговую службу.
Согласно сведениям, представленным МИФНС № 9 по Московской области ФИО, г.р., был зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в период с 04.11.2019г. по 22.01.2021г.
В ходе проведенной проверки ГКУ МО «Серебряно-Прудский ЦЗН» было установлено, что ФИО зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, в связи с чем приказом от 04.03.2021г. он был снят с учета в качестве безработного и ему прекращены соответствующие выплаты.
Из сведений, представленных налоговым органом и в ходе проверки, проведенной ответчиком, было установлено, что истец имел профессиональный доход.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований ФИО
Суд правильно разобрался в возникшем споре, применил закон, подлежащий применению, а представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку в их совокупности.
Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену постановленного по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 01 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 11.07.2022 года