Судья Соломина Т.В. дело № 33-18874/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Екатеринбург 24.10.2017
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю., судей Сорокиной С.В. и Редозубовой Т.Л., при секретаре Цыпиной Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 24.10.2017 гражданское дело
по иску ФИО1 к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району о признании незаконным отказа в компенсации расходов по изготовлению надгробного знака, о взыскании компенсации расходов по изготовлению надгробного знака,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 24.08.2017.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.В., объяснения истца, его представителя ФИО2 судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указала, что 08.03.2017 умерла ДИМ, которая при жизни была признана реабилитированным лицом в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Истец, являясь лицом, имеющим право на компенсацию расходов на погребение умершего реабилитированного лица, обратилась к ИП ( / / )12. для оформления услуг по захоронению умершей ФИО3 Оплата произведена истцом в день захоронения 14.03.2017 в полном объеме в размере 102920 руб., что подтверждается квитанцией. В услуги по захоронению вошло: стоимость гроба – 23500 руб.; стоимость венка – 620 руб.; стоимость надгробного знака – 66600 руб.; погребение тела – 9700 руб.; перевозка тела умершего на кладбище – 2500 руб. После погребения истец обратилась к ответчику с заявлением и необходимыми документами для оплаты понесенных расходов на погребение. Однако ответчик произвел компенсацию частично, в компенсации расходов понесенных на изготовление и установку надгробного знака в размере 66600 руб. было отказано по причине не соответствия фактически установленного знака эскизу. С данным отказом ответчика истец не согласна. Услуги по изготовлению надгробного знака, соответствующего заявленным характеристикам, на момент погребения были оплачены в полном объеме; закон не содержит каких-либо ограничений, связанных со сроками предоставления и доставки надгробного знака на могилу реабилитированного. Указывает, что установка надгробного знака в день погребения была невозможна по причине погодных условий (промерзлая земля, снег, снеготаяние). Кроме того, согласно общепринятым правилам в день погребения умершего на место его захоронения устанавливается временный крест с табличкой. Установка креста с табличкой не оплачивались и при расчете суммы компенсации не учитывалась. Надгробный знак устанавливается после того как земля на могиле даст усадку и будет статична (с учетом погодных условий).
Просит суд признать отказ Управления социальной политики по Артемовскому району в компенсации расходов понесенных на погребение реабилитированного лица в части изготовления и установки надгробного знака незаконным, взыскать с ответчика компенсацию расходов на погребение реабилитированного лица в части изготовления надгробного знака в размере 66600 руб. и установки надгробного знака в размере 9 700 руб.
Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 24.08.2017 иск ФИО1 удовлетворен частично. Признан незаконным отказ территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району в компенсации расходов по изготовлению надгробного знака. Взыскана с ответчика в пользу ФИО1 компенсация по изготовлению надгробного знака в размере 66 600 руб., расходы по оплате государственной пошлины 2198 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик решение суда просит отменить и принять новый судебный акт об отказе ФИО1 в иске. В обоснование жалобы указывает, что компенсация расходов по изготовлению надгробного знака, взысканная судом, не входит в перечень гарантированных услуг по погребению, предусмотренный ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». При обращении с заявлением о выплате компенсации ФИО1 пояснила, что указанный в квитанции надгробный знак установлен не был. 22.03.2017 и 27.06.2017 специалистами Управления проведены обследования места захоронения, в ходе которых установлено, что на месте захоронения ДИМ установлен деревянный крест. Их данных ответа ИП ( / / )6, приложенного к нему эскиза следует, что фактически установленный надгробный знак на месте захоронения не соответствует представленному эскизу. При таких обстоятельствах полагает, что отказ ответчика в компенсации расходов на погребение в части изготовления и установки надгробного знака, является законным. Документы, представленные ФИО1, полностью не подтверждают расходы на оплату услуг по погребению. Компенсации подлежат расходы на оплату услуг непосредственно при погребении. Компенсация расходов, произведенных после погребения, в том числе по изготовлению и замене надгробного знака, законодательством не предусмотрена.
Истец ФИО1, ее представитель ФИО2 в заседании суда апелляционной инстанции просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении жалобы ответчика отказать.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 08.03.2017 умерла ДИМ, ( / / ) г.р., приходившаяся матерью истцу ФИО1 (свидетельство о смерти – л.д. 4).
При жизни ДИМ была признана лицом, подвергшимся политической репрессии и реабилитированным, что подтверждается свидетельством серии В № от 21.08.2002, выданным Управлением соцзащиты г. Артемовского (л.д. 5).
17.03.2017 истец обратилась в Управление с заявлением о возмещении понесенных ею расходов на погребение ДИМ, представив в подтверждение квитанцию № 000108 от 14.03.2017 на сумму 102 920 руб., выданную ИП ( / / )8 (л.д. 6). Согласно представленной квитанции истцом понесены расходы по следующим видам услуг: гроб 23500 руб., надгробный знак 66600 руб., венок 620 руб., погребение тела 9700 руб., перевозка тела умершего на кладбище 2500 руб.
Как следует из материалов дела, не оспаривалось сторонами, вышеуказанные расходы компенсированы истцу решением Управления от 28.03.2017 в сумме 29923,41 руб. (за вычетом социального пособия на погребение). Таким образом, истцу не были компенсированы расходы по приобретению надгробного знака в сумме 66600 руб.
Отказ Управления в возмещении спорной суммы обоснован тем, что заявленные истцом расходы понесены ею после осуществления захоронения реабилитированного лица и не могут быть отнесены к расходам по оплате предметов, необходимых для погребения. Кроме того, эскиз надгробного знака не соответствует фактически установленному на месте захоронения (л.д.8).
Частично удовлетворяя при изложенных обстоятельствах иск ФИО1, суд исходил из наличия у истца права на возмещение спорных расходов по изготовлению надгробного знака, поскольку факт несения таких расходов истцом подтвержден надлежащими доказательствами, а действующее законодательство не ставит возмещение расходов на погребение реабилитированного лица в зависимость от того, когда (в момент погребения либо спустя какое-то время после погребения) надгробный знак был изготовлен и установлен на могиле реабилитированного лица.
Судебная коллегия вывод суда о правомерности заявленных истцом требований полагает неправильным, основанным на неверном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 № 191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» в случае смерти реабилитированного лица, лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, выплачивается компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом.
Перечень услуг по погребению, оказание которых супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется на безвозмездной основе, установлен ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и включает в себя следующие услуги:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ под погребением понимаются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Во исполнение Областного закона от 25.11.2004 № 191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 № 1178-ПП утвержден «Порядок рассмотрения заявлений о компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплаты этой компенсации» (далее по тексту Порядок).
Указанный порядок регулирует отношения, связанные с рассмотрением заявлений о компенсации 100 % расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, поданных лицами, указанными вчасти третьей пункта 2 статьи ... от ( / / )№-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в ...», принятием решения о назначении (об отказе в назначении) и организацией выплаты компенсации 100 % расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом.
Согласно п. 6 Порядка Управление социальной политики отказывает в назначении компенсации расходов на оплату услуг по погребению в случае, если:
1) заявление подано позднее чем через шесть месяцев со дня смерти реабилитированного лица;
2) документы, представленные заявителем, не подтверждают понесенные им расходы на оплату услуг по погребению реабилитированного лица;
3) расходы, понесенные заявителем, не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом;
4) установлена недостоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, и (или) заявителем представлены заведомо подложные документы;
5) не представлены документы в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 4 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-ОЗ в течение пяти дней со дня подачи заявления, подписанного простой электронной подписью.
Таким образом, в силу приведенных положений законодательства лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего реабилитированного лица, осуществляется компенсация 100% расходов на оплату только тех услуг по погребению, которые включены в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».
Исходя из положений законодательства к другим предметам, необходимым для погребения согласно п.2 ч.1 ст.9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» относится надгробный знак. При этом, под надгробным знаком понимается предмет, который в силу сложившихся обычаев и традиций является необходимым для осуществления процедуры погребения и устанавливается на месте захоронения (могиле) в день погребения умершего.
Как следует из материалов дела, а также не оспаривалось истцом, в день погребения на могиле ДИМ был установлен надгробный знак в виде деревянного креста (л.д.24-27).
Согласно акта приема-сдачи работ по изготовлению и установке надгробного памятника, 18.07.2017 на могиле ДИМ установлен памятник умершему согласно договора от 14.03.2017 № 108 и договора от 18.07.2017 № 115 (л.д.59-61).
Вопреки ошибочному выводу суда в решении, заявленные истцом к возмещению расходы по изготовлению на могиле ДИМ надмогильного сооружения (надгробного памятника) в размере 66 600 руб., подтвержденные квитанцией № 000108 от 14.03.2017, выданной ИП ВИВ, к расходам на погребение, подлежащим возмещению за счет средств бюджета в соответствии с ч. 3 п.2 ст. 2 Областного закона от ( / / )№-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» и Порядком, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 № 1178-ПП, не относятся, поскольку фактически оплата 66600 руб. по квитанции от 14.03.2017 произведена ФИО1 не за изготовление надгробного знака, который в силу сложившихся обычаев и традиций является необходимым для осуществления процедуры погребения и устанавливается на месте захоронения (могиле) в день погребения умершего, а изготовление надгробного памятника, который и бал фактически установлен на могиле ДИМ 18.07.2017.
Устанавливаемый на могиле надгробный памятник в отличие от надгробного знака является надмогильным сооружением, одной из форм сохранения памяти об умершем, расходы по установке памятника относятся к разряду необходимых расходов в целях обеспечения достойного, в соответствии с обычаями, содержания места погребения.
Надгробный памятник не относится к предметам, необходимым для погребения, предоставление и доставка которых входит в перечень гарантированных услуг по погребению в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».
Правильность вывода о невозможности отнесения расходов на изготовление и установку надгробного памятника к расходам, необходимым для погребения, а сам надгробный памятник – к надгробному знаку, подтверждается Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 19.04.2017 № 454-ПА «О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на территории Артемовского городского округа, принятым в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и вступившим в силу с 01.02.2017. Согласно названному Постановлению услуга по предоставлению и доставке гроба и других предметов, необходимых для погребения, включает в себя изготовление гроба, надгробного знака, их доставку в пределах населенного пункта (гроб стандартный, нестроганый, изготовленный из пиломатериалов (из древесноволокнистых плит и пиломатериалов); табличку металлическую с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, даты смерти и регистрационного номера; стойку металлическую; погрузку гроба в транспортное средство; доставку гроба в место нахождения умершего в пределах муниципального образования, выгрузку гроба в месте нахождения умершего.
Таким образом, надгробный знак, предоставляемый в МО Артемовский городско округ в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, - это устанавливаемая на могиле на металлической стойке металлическая табличка с указанием необходимой информации об умершем.
Как следует из материалов дела и пояснений истца в день погребения ДИМ на ее могиле был установлен надгробный знак в виде деревянного креста. То обстоятельство, что расходы, связанные с приобретением и установкой данного надгробного знака (деревянного креста), истцом к возмещению не заявлялись, само по себе не влечет возникновение у нее права на возмещение расходов на установку на могиле умершего реабилитированного лица надмогильного сооружения (надгробного памятника) в соответствии с Законом Свердловской области от 25.11.2004 № 191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области».
С учетом изложенного, поскольку заявленные истцом к возмещению расходы в сумме 66600 руб. не связаны с приобретением и установкой надгробного знака, а понесены на изготовление и установку надгробного памятника (надмогильного сооружения), не являются необходимыми для осуществления процедуры погребения (захоронения) и не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом, оснований для вывода о наличии у истца права на возмещение указанных расходов в соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 № 191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» у суда первой инстанции не имелось, отказ Управления в удовлетворении заявления истца о компенсации данных расходов являлся правомерным.
В этой связи обжалуемое решение суда как постановленное с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ) в части удовлетворения требований о признании незаконным отказа в компенсации расходов по изготовлению надгробного знака, взыскании компенсации расходов по изготовлению надгробного знака подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска ФИО1 в указанной части.
Отказ в удовлетворении заявленного иска лишает истца права на возмещение судебных расходов, понесенных ею в связи с рассмотрением настоящего дела (п. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 24.08.2017 в части удовлетворения исковых требований ФИО1 отменить, принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО1 к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артемовскому району о признании незаконным отказа в компенсации расходов по изготовлению надгробного знака, о взыскании компенсации расходов по изготовлению надгробного знака отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий: | Волкова Я.Ю. |
Судьи: | Сорокина С.В. |
Редозубова Т.Л. |