Судья Киракосян Т.Т. № 33-1887/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Стальмахович О.Н.
судей Мелентьевой Ж.Г., Остапенко Д.В.
при секретаре Голосовой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Кам-чатском 18 августа 2016 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 декабря 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Камчатской таможне о признании незаконными: при-каза ФТС России от 10 августа 2015 года № 2572-К «Об увольнении ФИО1», приказа Камчатской таможни от 30 марта 2015 года № 131 «Об организационно-штатных мероприятиях в Камчатской та-можне» незаконным, в части исключения из штатного расписания должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни, приказа Кам-чатской таможни от 12 августа 2015 года № 207-К «О ФИО1», восстановлении на службе в таможенных органах и взыскании с Камчатской таможни за незаконное увольнение из таможенных орга-нов компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, за при-нуждение к труду в период с 30 июня 2015 года по 14 августа 2015 года компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, за принуждение к написанию заявления на увольнение из таможенных органов 29 июля 2015 года компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, за непринятие мер к назначению на должность начальника правового отдела Камчатской таможни компенсации мо-рального вреда в размере <данные изъяты> рублей, за непринятие мер к назна-чению на должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский Камчатской таможни ком-пенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, денежного до-вольствия за время вынужденного прогула в период с 15 августа 2015 года по 14 декабря 2015 года в размере <данные изъяты> рублей, недополучен-ной компенсации за неиспользованный отпуск в год увольнения в размере <данные изъяты> рублей, недополученной в августе 2015 года премии в размере <данные изъяты> рублей, недоначисленной заработной платы в период исполнения обязанностей главного государственного таможенного инспектора правового отдела с 30 июня 2015 года по 18 августа 2015 года в размере <данные изъяты>, взыскании с Дальневосточ-ного таможенного управления ФТС России и Федеральной таможен-ной службы Российской Федерации за незаконное увольнение из та-моженных органов компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей с каждого, отказать.
Дополнительным решением этого же суда от 31 мая 2016 года ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований к Камчатской таможне об обязании заключения контракта о службе в таможенных органах на срок не менее одного года.
Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г., объяснения ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителей Федеральной таможенной службы России, Камчатской таможни, Дальневосточного таможенного управ¬ления Федеральной таможенной службы России ФИО3, Свечнико¬вой И.К., ФИО4, заключение прокурора Федорук И.Ю., полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральной таможенной службе Российской Федерации (далее ФТС России), Камчатской таможне, Дальнево-сточному таможенному управлению ФТС России о признании незаконными приказов, восстановлении на службе, возложении обязанности заключить с ним контракт о службе в таможенных органах, взыскании премии, денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации за неиспользован-ный отпуск и компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что в период с 15 августа 2012 года по 29 июня 2015 года проходил службу в Кам-чатской таможне в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции. Приказом Камчатской таможни № 131 от 30 марта 2015 года на основании приказа ФТС России № 468от 18 марта 2015 года одна из трех должностей оперуполномоченного по особо важным делам исключена из штатного расписания с 30 июня 2015 года. Пола¬гал, что издание приказа в части исключения из штатного расписания замеща¬емой им должности сделало невозможным впоследствии заключение с ним контракта о службе в таможенных органах на новый срок. До исключения указанной должности из штатного расписания ему предложены вакантные должности только сотрудников таможенных органов, вакантные должности работников и государственных гражданских служащих, в том числе нижесто¬ящие, ему не предлагались. 27 мая 2015 года он выразил свое желание о назначении на вакантную должность начальника правового отдела Камчат¬ской таможни, однако до настоящего времени его согласие не рассмотрено. 22 июня 2015 года истец был предупрежден о возможности увольнения из тамо¬женных органов в связи с проведением организационно-штатных мероприя¬тий. Приказом Камчатской таможни № 154-К от 29 июня 2015 года ему, как сотруднику таможенного органа, находящемуся в распоряжении Камчатской таможни с 30 июня 2015 года по 14 августа 2015 года, определены обязанно¬сти по двум должностям одновременно – оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции и главного государ¬ственного таможенного инспектора правового отдела Камчатской таможни. Приказом Камчатской таможни № 172-К от 10 июля 2015 года в приказ № 154-К от 29 июня 2015 года внесены изменения, согласно которым ему опре¬делены должностные обязанности, соответствующие обязанностям главного государственного таможенного инспектора правового отдела Камчатской та-можни, при определении которых его согласие не отбиралось, предваритель¬ной беседы не проводилось, что является, по его мнению, незаконным и при¬вело к существенному нарушению его конституционных и трудовых прав, причинило моральный вред. 29 июля 2015 года в ходе проведения собеседова¬ния он, рассмотрев предложенные вакантные должности, согласился с назна¬чением на должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский. Однако 30 июля 2015 года он уведомлен, что представлен к увольнению из таможенных органов в соответствии с п.п. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах» № 114-ФЗ от 21 июля 1997 года (по окончанию срока службы, предусмотренного кон¬трактом). Указал, что произвольно изменяя основания его увольнения, с це¬лью принуждения его к написанию заявления на увольнение, Камчатская та¬можня, злоупотребляя своими правами, причинила ему материальный ущерб, выразившийся в неполучении компенсации за неиспользованный в год уволь-нения отпуск и премии за август 2015 года.
С учетом измененных в ходе судебного разбирательства исковых требо-ваний просил признать незаконными и отменить: приказ ФТС России № 2572-Кот 10 августа 2015 года о его увольнении, приказ Камчатской таможни № 131 от 30 марта 2015 года «Об организационно-штатных мероприятиях в Камчатской таможне» в части исключения из штатного расписания должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни, приказ Камчатской таможни № 207-К от 12 августа 2015 года; восстановить его на службе в Камчатской таможне в ранее занимаемой должности; обязать ФТС России заключить с ним контракт о службе в таможенных органах на срок не менее одного года; взыскать с Кам-чатской таможни компенсацию морального вреда: за незаконное увольнение из таможенных органов в размере <данные изъяты> рублей, за принуждение к труду в период с 30 июня по 14 августа 2015 года в размере <данные изъяты> рублей, за при-нуждение к написанию заявления на увольнение 29 июля 2015 года – <данные изъяты> рублей, за непринятие мер к назначению на должность начальника правового отдела Камчатской таможни – <данные изъяты> рублей, за непринятие мер к назначению на должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Пет-ропавловск-Камчатский – <данные изъяты> рублей; взыскать с Дальневосточного тамо-женного управления ФТС России и ФТС России за незаконное увольнение из таможенных органов компенсацию морального вреда в размере по <данные изъяты> руб-лей с каждого; недоначисленную заработную плату в период исполнения обя-занностей главного государственного таможенного инспектора правового от-дела в период с 30 июня по 14 августа 2015 года в размере <данные изъяты>; заработную плату за время вынужденного прогула за период с 15 ав-густа по 14 декабря 2015 года в размере <данные изъяты> рублей; компенсацию за неис-пользованный в год увольнения отпуск в размере <данные изъяты> рублей; неполучен¬ную в августе 2015 года премию в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции ФИО1 исковые тре-бования поддержал.
Представители Камчатской таможни, Дальневосточного таможенного управления ФТС России и ФТС России ФИО5 и ФИО6 иско¬вые требования не признали.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, в апелляционной жалобе ФИО1 просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме. Полагает невер-ными, противоречащими требованиям ст. 14 Трудового кодекса Российской Федерации выводы суда относительно правильности увольнения его 14 авгу¬ста 2015 года, тогда как контракт о службе с ним заключен на один год 15 ав¬густа 2014 года. В связи с тем, что срок действия контракта истекал 15 августа 2015 года, то от¬ветчик мог издать приказ об его увольнении только 17 августа 2015 года. Считает, что ответчиком нарушен порядок его увольнения, так как несмотря на проведение в отношении него процедуры по сокращению чис-ленности штатных должностей, по факту он уволен в связи с истечением срока действия контракта.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность реше¬ния суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пре¬делах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона «О службе в та-моженных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 № 114-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон № 114-ФЗ) служба в таможенных органах явля-ется особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохрани-тельных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в тамо-женных органах составляют Конституция Российской Федерации, законода-тельство Российской Федерации о таможенном деле, названный выше Феде-ральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 114-ФЗ поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществля-ется на условиях контракта о службе в таможенных органах.
Как следует из ст. 10 Федерального закона № 114-ФЗ контракт заклю¬ча-ется в письменной форме между гражданином и соответствующим тамо¬жен-ным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или де¬сять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребы¬ва¬ния на службе з таможенных органах с соблюдением требований настоя¬щего Федерального закона. Контракт может быть заключен на новый срок по со-глашению сторон до истечения срока его действия.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона № 114-ФЗ порядок заключе¬ния контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Феде¬ральной таможенной службы.
Приказом ФТС России от 1 декабря 2008 года № 1504 утверждено По-ложе¬ние о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Россий¬ской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, которое зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2009 №13587 (далее - приказ ФТС № 1504).
Согласно п. 10 Приказа ФТС № 1504 контракт носит срочный характер. Срок действия контракта определяется Сторонами и закрепляется в кон¬тракте. Началом действия контракта является дата, указанная в тексте кон¬тракта.
В соответствии с п. 19 Приказа ФТС № 1504 не позднее чем за три ме¬сяца до истечения срока контракта сотрудник должен быть письменно преду-прежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 ста¬тьи 48 Федерального закона.
Как следует из п. 21 Приказа ФТС № 1504 при решении о незаключе¬нии с сотрудником контракта на новый срок, он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта.
Пунктом 7 Приказа ФТС № 1504 установлено, что в случае окончания срока действия контракта в период нахождения в распоряжении таможенного органа сотрудник должен быть назначен на штатную должность до даты окончания срока действия контракта либо уволен со службы с даты окончания срока действия контракта по подпункту 4 пункта 2 статьи 48 Федерального за-кона или по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей.
Согласно подпункту 4 пункту 2 статьи 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник таможен¬ного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по основа¬нию окончания срока службы, предусмотренного контрактом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 23 июля 2014 года ФТС России издан приказ № 2142-к о заключе¬нии с ФИО1 контракта о службе в таможенных органах Российской Феде-рации с 15 августа 2014 года в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции Камчатской та¬можни сроком на один год. 15 августа 2014 года с истцом был заключен кон¬тракт о службе в таможенных органах Российской Федерации в должности оперу-полномоченного по особо важным делам отделения по противодей¬ствию коррупции Камчатской таможни сроком на один год.
В соответствии с приказом ФТС России от 18 марта 2015 года № 468 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Даль-невосточном федеральном округе» установлено, что с 30 июня 2015 года со-кращается численность таможенных органов, расположенных на террито¬рии Дальневосточного федерального округа, в количестве <данные изъяты> сотруд¬ни¬ков<данные изъяты> федеральных государственных гражданских служащих, <данные изъяты> работников в соответствии с приложением. Раздел 7 приложения к приказу ФТС России от 18 марта 2015 года № 468 содержит наименование ис¬ключаемых из штатного расписания Камчатской таможни должностей и их количество, среди которых должность сотрудника оперуполномоченный по особо важным делам.
Приказом Камчатской таможни от 30 марта 2015 года № 131 «Об орга-низационно-штатных мероприятиях в Камчатской таможне» с 30 июня 2015 года из штатного расписания Камчатской таможни исключена должность опе-руполномоченного по особо важным делам отделения по противодей¬ствию коррупции Камчатской таможни.
Приказом ФТС России от 22 июня 2015 года № 2105-к ФИО1 с 30 июня по 14 августа 2015 года зачислен в распоряжение Камчатской таможни.
Приказом № 207-К от 12 августа 2015 года Камчатской таможни ФИО1 был уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации с 14 августа 2015 года в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона № 114-ФЗ (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).
Проверяя законность увольнения истца по указанному основанию, суд первой инстанции на основании исследованных доказательств и установлен¬ных обстоятельств пришел к выводу, что увольнение ФИО1 по оконча¬нию срока службы, предусмотренного контрактом, произведено в соответ¬ствии с требованиями закона, поскольку у Федеральной таможенной службы России имелись законные основания для его увольнения. При этом суд уста¬новил, что порядок увольнения истца ответчиком соблюден, в связи с чем от¬казал ФИО1 в удовлетворении его исковых требований, полно мотиви¬ровав свои выводы в решении.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах материального права, и соответствующими установленным судом об-стоятельствам дела.
Доводы ФИО1, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования судом первой инстанции и в решении суда им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Так суд первой инстанции правомерно указал, что истец не мог быть уволен в связи с сокращением штата, поскольку в период проведения органи-зационно-штатных мероприятий в связи с сокращением его должности, срок действия заключенного с ним контракта истек, в связи с чем он в соответствии с требованиями п. 7 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФТС РФ от 1 декабря 2008 года N 1504, подлежал увольнению по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом (пп. 4 п. 2 ст. 48 ФЗ N 114-ФЗ).
По указанным основаниям, суд правомерно не принял во внимание до-воды истца о нарушении процедуры проведения организационно-штатных ме-роприятий по сокращению его должности.
Довод истца о незаконности приказа об увольнении, так как дата уволь-нения совпадает с нерабочим днем и он должен был быть уволен в пер¬вый ра-бочий день, то есть 17 августа 2015 года, суд также правомерно счел несосто-ятельным, поскольку контракт был заключен с ФИО1 15 ав¬густа 2014 года сроком на один год, следовательно срок действия контракта истек 14 ав-густа 2015 года.
Судебная коллегия также соглашается с указанным выводом суда, по-скольку прекращение контракта в соответствии с законодательством, регули-рующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, связано с наступлением определенной календарной даты. Так, ка-лендарной датой вступления контракта в силу является день подписания кон-тракта, а прекращается действие контракта в день истечения его срока. Таким образом, в случае окончания срока действия контракта сотрудник должен быть уволен со службы с даты окончания контракта.
При этом требование о продлении срока действия контракта до первого рабочего дня в случае его истечения в выходной или праздничный день спе-циальным законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, не установлено.
А поскольку Трудовой кодекс Российской Федерации не назван среди нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах, то применение к возникшим правоотношениям сторон положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих продление срока действие контракта в случае выпадения даты его окончания на выходной день, на что ссылается ФИО1 в апелляционной жалобе, в данном случае не допускается.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно были судом отклонены как основанные на неверном применении норм материального права.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюде-нии требований гражданского процессуального законодательства.
Изложенные в жалобе доводы сводятся к переоценке исследованных су-дом доказательств по делу, не влияют на правильность принятого судом ре-шения, основаны ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 декабря 2015 года и дополнительное решение этого же суда от 31 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовле-творения.
Председательствующий
Судьи