Судья: Ковалева Т.В. Дело № 33-89/2019
А-209г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Тихоновой Ю.Б.
судей: Харитонова А.С., Авходиевой Ф.Г.,
с участием прокурора Андреева А.И.,
при секретаре: Гавриленко Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Харитонова А.С.,
гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Красноярска о возложении обязанности по строительству (реконструкции) автомобильной дороги,
по апелляционным жалобам представителя администрации г. Красноярска ФИО1, Департамента градостроительства администрации г. Красноярска – ФИО2,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 10 июля 2018 года, которым постановлено:
«Обязать администрацию г. Красноярска обеспечить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приведение автомобильной дороги по ул. ФИО4 от пересечения с Ярыгинским проездом до жилого дома по ул. ФИО4, 13, в соответствии с требованиями (параметрами) проекта планировки и межевания жилого района «Пашенный», утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 № 426, а также требованиями проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833».
Заслушав доклад судьи Харитонова А.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска о возложении обязанности по строительству (реконструкции) автомобильной дороги.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения градостроительного законодательства при строительстве автомобильной дороги по ул. ФИО4 установлено, что строительство указанной дороги осуществлено в нарушение проекта планировки и межевания жилого района «Пашенный», утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 № 426, а также требованиями проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г.Красноярска от 25.12.2015 № 833, которыми предусмотрено строительство 4-х полосной дороги с тротуарами с обеих сторон шириной 2,25 м, газоном шириной 10,25 м, общей шириной красных линий 40 м; поперечный профиль улицы на указанном участке предусматривал симметричное устройство газонов, тротуаров относительно оси улицы, одинаковую ширину указанных элементов в границах красных линий без смещения оси дороги. Фактически же выстроенная дорога не соответствует данным требованиям, является 2-х полосной, имеет смещение относительно своей оси, не симметрична, не выдерживает заложенные ширину элементов проезжей, пешеходной части, зоны благоустройства. С учетом уточнений исковых требований прокурор просит обязать администрацию г. Красноярска выполнить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу строительство (реконструкцию) 4-х полосной магистральной улицы районного значения автомобильной дороги по ул. ФИО4 от пересечения с Ярыгинским проездом до жилого дома по ул. ФИО4, 13, в соответствии с требованиями (параметрами) проекта планировки и межевания жилого района «Пашенный», утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 года № 426, а также требованиями проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 года № 833.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Красноярска – ФИО1, просит решение суда первой инстанции отменить, в иске прокурору отказать, указывая на отсутствие оснований для возложения на администрацию обязанности по строительству спорной дороги в порядке, указанном прокурором. Требования прокурора нарушают исключительную компетенцию органа местного самоуправления на реализацию принятых программ в строгом соответствии с документами территориального планирования в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ. Судом не учтено, что имеется возможность дальнейшей реконструкции дороги до четырех полос в соответствии с проектом планировки и отсутствуют доказательства того, что спорный объект после этапа строительства не может вплоть до его реконструкции эксплуатироваться автономно.
В апелляционной жалобе представитель Департамента градостроительства администрации г. Красноярска – ФИО2, просит решение суда первой инстанции отменить, в иске прокурору отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что утверждение о несоответствии проектной документации требованиям проекта планировки необоснованно. Вывод суда об отсутствии в проекте планировки указаний об этапах строительства конкретного линейного объекта делает строительство по этапам невозможным, противоречит установленным срокам реализации документов территориального планирования. Не обоснованно преимущественное положение и объективная необходимость приведения в соответствие с параметрами проектов планировки именно спорной автомобильной дороги. Кроме того, с учетом установленных судом сроков исполнения судебное решение является неисполнимым.
В возражениях с дополнениями на апелляционные жалобы представитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края – ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционных жалоб (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), выслушав пояснения представителя администрации г. Красноярска – ФИО1, поддержавшей доводы апелляционных жалоб, помощника прокурора Красноярской краевой прокуратуры Андреева А.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 года № 7-107 был утвержден Генеральный план городского округа г. Красноярск в составе, в том числе Положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии с Положением о территориальном планировании утв. Постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 года № 833 «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск», в перечне планируемых объектов капитального строительства местного значения (реализация программы до 2033 года) предусмотрена реконструкция, новое строительство 4-х полосной магистральной улицы районного значения – ул. ФИО4 шириной в красных линиях 37-40м., шириной полосы движения – 3,5 м., шириной тротуаров 2,25 м.
В порядке реализации генерального плана городского округа г. Красноярск, 28.08.2013 года № 426 был утверждён Проект планировки и межевания территории жилого района «Пашенный» в Свердловском районе г. Красноярска, в соответствии с которым было предусмотрено строительство магистральной улицы районного значения – ул. ФИО4, в том числе участка от дома № 175 вдоль «Белых Рос» по ул. ФИО4 и далее до дома № 62 по ул. Судостроительной (4 полосы движения), шириной проезжей части 15 м, красных линиях 40 м. Исходя из поперечного профиля строительство дороги предусматривает симметричное размещение с обеих сторон от проезжей части тротуаров шириной 2,25м, газонов шириной 10,25м, одинаковую ширину указанных элементов в границах красных линий.
Таким образом, строительство спорной дороги предусмотрено Проектом планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, утв. Постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 года № 833, Проектом планировки жилого района «Пашенный», утв. Постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 года № 426.
Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, Проект планировки жилого района «Пашенный» не содержит императивно установленного срока по строительству спорной дороги и с учетом градостроительных норм по территориальному планированию следует судьбе генерального плана города на перспективу развития до 2033 года.
В целях развития дорожно-транспортной инфраструктуры, оптимизации дорожного движения на улично-дорожной сети г. Красноярска, в соответствии со ст. 45 Устава г. Красноярска, распоряжением администрации г. Красноярска от 26.01.2015 года № 4-гх создана рабочая группа по мониторингу улично-дорожной сети г. Красноярска, призванная обеспечить мониторинг и выработать предложения по реализации мероприятий, направленных на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры и оптимизации дорожного движения на улично-дорожной сети г. Красноярска.
С учетом заключения рабочей группы по мониторингу улично-дорожной сети, принято решение о строительстве в 2017 году указанной дороги с 2-х полосным движением, с перспективой реконструкции до 4-х полосной в срок до 2033 года, с учетом Проекта планировки (Протокол № 15 заседания рабочей группы от 17.11.2016 года).
Как следует из материалов дела, в 2016 году ООО «НТЦ КрасноярскГеоИнформПроект» была разработана проектная документация, в соответствии с разделом 2 «Проект полосы отводов» которой предусмотрено строительство 2-х полосного указанного участка дороги «Строительство автомобильной дороги по ул. ФИО4 от пересечения с Ярыгинским проездом до жилого дома по ул. ФИО4, 13» шириной 3,5 (4) м.
12.05.2017 года администрацией г. Красноярска выдано разрешение на строительство указанного объекта в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение КГАУ «ККГЭ».
22.05.2017 года между МКУ г. Красноярска «УКС», действующего от имени МО г. Красноярск и ООО «ПромСтрой» заключен муниципальный контракт № Ф.2017.172324 на выполнение работ по объему «Строительство автомобильной дороги по ул. ФИО4 от пересечения с Ярыгинским проездом до жилого дома по ул. ФИО4, 13» в г. Красноярске.
29.09.2017 года Администрацией г. Красноярска выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 24-308-105-2017 – автомобильной дороги по ул. ФИО4 от пересечения с Ярыгинским проездом до жилого дома по ул. ФИО4, 13 в соответствии с проектной документацией ООО «НТЦ КрасноярскГеоИнформПроект» с шириной полосы движения – 4м, шириной проезжей части – 8м, шириной тротуаров – 2,25м.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что строительство объекта улично-дорожной сети выполнено с нарушением проекта планировки и межевания жилого района «Пашенный», утверждённого постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 года № 426, а также проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 года № 833, которыми предусмотрено строительство 4-х полосной дороги с тротуарами с обеих сторон шириной 2,25м, газоном шириной 10,25м, общей шириной красных линий 40м, симметричное устройство газонов, тротуаров относительно оси улиц, одинаковую ширину указанных элементов в границах красных линий без смещения оси дороги, фактически же выстроенная дорога не соответствует данным требованиям, является 2-х полосной, имеет смещение относительно своей оси, не симметричная, не выдерживает заложенную ширину элементов проезжей и пешеходной части, зоны благоустройства, в связи с чем, спорный участок дороги должен был быть изначально возведен в строгом соответствии с документами территориального планирования.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
В соответствие с п. 6 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.07 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 3, 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
По ч. 9 ст. 6 указанного закона автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа.
Статья 11 указанного Федерального закона предусматривает, что планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления (в рассматриваемом деле городского округа) относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 15 - 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно положений ст. 34 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Положениями ст. 53 того же Федерального закона предусмотрено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 1).
Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 2).
Частью 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Уставом города Красноярска, принятым решением Красноярского городского Совета от 24 декабря 1997 г. N В-62, к вопросам местного значения города Красноярска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 7).
Согласно ч. 1 ст. 45 Устава г. Красноярска, Администрация города в установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и исполняет бюджет города;
2) распоряжается и управляет имуществом, находящимся в городской собственности;
3) разрабатывает и осуществляет планы и программы развития города;
4) осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам городского самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
5) принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод лиц, проживающих на территории города, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями в городе;
6) обеспечивает организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах города;
7) от имени города осуществляет муниципальные внутренние заимствования (в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг) и выдает муниципальные гарантии другим заемщикам для привлечения кредитов (займов), управляет муниципальным долгом;
7.1) осуществляет полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, которые в соответствии с федеральным законом отнесены к компетенции органа регулирования муниципального образования;
7.2) реализует функции органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
7.3) разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном законодательством;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, подзаконными актами, нормативными правовыми актами города.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Частью 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Вмешательство суда в бюджетный процесс не предусмотрено в рамках гражданского процессуального законодательства, кроме как проверка на соответствие нормативного правового акта органа местного самоуправления нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не учел, что Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск утв. Постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 года № 833, Проект планировки и межевания жилого района «Пашенный», утв. Постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 года № 426 не содержит императивно установленного срока по строительству спорной дороги и с учетом градостроительных норм по территориальному планированию следует судьбе генерального плана города на перспективу развития до 2033 года. При этом, обязанность органа местного самоуправления организовать строительство спорного объекта в сроки, установленные прокурором, законом или Проектом планировки не предусмотрена. Функциональное и территориальное зонирование территории, а также размещение объектов транспортной инфраструктуры предусмотрено в составе Генерального плана города.
Реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами административного городского округа, или в установленном местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Проект планировки территории городского округа является нормативно-правовым документом, разработка и утверждение которого относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, реализация которого осуществляется в строгом соответствии с положениями градостроительного законодательства по инициативе органа местного самоуправления.
При этом, стороной истца не представлено доказательств о нарушении органом местного самоуправления порядка подготовки документации по планировке территории, как и оснований для возложения на администрацию обязанности по строительству спорной дороги в том порядке, о котором указывается прокурором.
При таких обстоятельствах возложение на Администрацию г. Красноярска обязанности осуществить строительство автомобильной дороги местного значения в указанных параметрах и в указанные сроки является вмешательством в деятельность и компетенцию Администрации г. Красноярска.
Доводы исковых требований о том, что поэтапное строительство указанного участка дороги нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение объектами транспортной инфраструктуры, не является самостоятельным основанием для возникновения у администрации города Красноярска обязанности по строительству автомобильной дороги в сроки и порядке указанные прокурором, при этом объективных доказательств, свидетельствующих о нарушении стороной ответчика проекта планировки в связи поэтапным строительством вышеуказанного участка дороги стороной истца не представлено.
Кроме того, доводы иска о том, что проект планировки и межевания жилого района «Пашенный», утверждённого постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 года № 426, а также проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 года № 833, не предусматривают поэтапного строительства спорного участка автомобильной дороги, также являются несостоятельными.
Градостроительный кодекс РФ, в редакции, действующей с 01.01.2017 года, предусматривает определение в проекте планировки этапов проектирования, строительства и реконструкции объектов, в то время как проект планировки разрабатывался и утверждался в 2013 году и, соответственно не содержит информации об этапах строительства указанного объекта. Вместе с тем, разработка Проекта планировки на перспективу до 2033 года свидетельствует о возможности его реализации поэтапно. Последующая реализация Проекта планировки в целях получения объекта капитального строительства – автомобильная дорога с 4 полосами движения возможна путем реконструкции построенной автомобильной дороги с 2 полосами движения, что следует из Проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, утв. Постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 года № 833.
Таким образом, учитывая что установленные сроки реализации указанной программы еще не наступили, а также то, что строительство автомобильной дороги с 2 полосами движения на указанном участке произведено, с учетом всей разрешительной документацией, дальнейшая реконструкция дороги до четырех полос будет произведена в соответствии с Проектом планировки в соответствии с установленными сроками, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований прокурора не имелось.
Таким образом, возложение на ответчика в соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ гражданско-правовой обязанности по совершению вышеуказанных действий, не может быть признано законным и обоснованным, поскольку по делу не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц и виновное действие (бездействие) стороны ответчика. Кроме того, это является вмешательством в деятельность муниципального образования.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Красноярска о возложении обязанности по строительству (реконструкции) автомобильной дороги.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора Свердловского района г. Красноярска отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярка от 10 июля 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Красноярска о возложении обязанности по строительству (реконструкции) автомобильной дороги - отказать.
Председательствующий
Судьи