ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18902/18 от 09.11.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Пивоварова Е.В. Дело № 33-18902/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 09 ноября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,

судей Кокшарова Е.В., Федина К.А.,

при секретаре Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Коноваловой А.Л. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Камышлове Свердловской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности назначить выплату досрочной трудовой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Буньковой И.В. (начальник Управления) на решение Богдановичского городского суда Свердловской области от 01.08.2018.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Коновалова А.Л. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Богданович Свердловской области о защите пенсионных прав. Определением Богдановичского городского суда от 10.07.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Богданович Свердловской области надлежащим ответчиком ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Камышлове Свердловской области (межрайонное) (далее по тексту Управление, ответчик).

В обоснование заявленных требований истец указала, что 07.02.2018 обратилась в Управление с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста). Решением Управления № 218624/2018 от 20.02.2018 в назначении пенсии отказано по мотиву отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Необоснованно, как полагает истец, не приняты к зачету в специальный стаж следующие периоды ее трудовой деятельности:

- с 31.08.1992 по 31.08.1994 – руководитель физического воспитания в Коменском ясли-саду Богдановичского районного управления образования;

- с 01.09.1994 по 13.07.1998 – руководитель физического воспитания в Коменском социально-образовательном комплексе;

- с 14.07.1998 по 17.01.1999 – руководитель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении «Коменский детский сад комбинированного вида»;

- с 01.01.2017 по 31.12.2017 – преподаватель организатор основ безопасности жизнедеятельности в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Коменская средняя общеобразовательная школа».

На основании изложенного, истец просила признать решение Управления об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части невключения в специальный стаж указанных спорных периодов работы незаконным и обязать ответчика назначить выплату досрочной пенсии с 07.02.2018.

Ответчик возражал против удовлетворения иска в части включения в специальный стаж спорных периодов работы истца в должности руководителя физического воспитания, указывая, что, действительно, Список должностей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, содержит наименование должности «руководитель физического воспитания», однако согласно информации Министерства образования РФ такие учреждения для детей как детские сады, ясли-сады и иные для воспитания детей дошкольного возраста не имеют в штатном расписании должности «руководитель физического воспитания», предусмотрена должность «инструктор по физической культуре», работа в которой не дает права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». В штатных расписаниях Коменского детского сада № 17 в спорный период имелась ставка «инструктор по физической культуре», ставка «руководитель физического воспитания» отсутствовала.

Решением Богдановичского городского суда от 01.08.2018 иск Коноваловой А.Л. удовлетворен частично: решение Управления № 218624/2018 от 20.02.2018 в части отказа во включении в специальный стаж спорных периодов работы истца признано незаконным, на Управление возложена обязанность назначить Коноваловой А.Л. трудовую пенсию с даты обращения, т.е. с 07.02.2018. С ответчика в пользу истца взыскано в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 руб.

На указанное решение суда ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой начальник Управления Бунькова И.В. просит решение отменить в части включения в специальный стаж периодов работы истца руководителем физического воспитания и назначении досрочной пенсии, настаивая на том, что фактически Коновалова А.Л. работала инструктором по физической культуре, однако работа в указанной должности не подлежит включению в льготный стаж и не дает права на досрочное назначение пенсии по старости.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, полагая несостоятельными доводы апеллянта.

В заседание судебной коллегии ответчик своего представителя не направил, извещался о месте и времени апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом – путем размещения 02.10.2018 и 22.10.2018 (после объявления перерыва в судебном заседании 19.10.2018) соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 Постановления от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»).

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Решение Богдановичского городского суда Свердловской области от 01.08.2018 в части включения в специальный стаж истца периода ее работы с 01.01.2017 по 31.12.2017 в должности преподавателя организатора основ безопасности жизнедеятельности в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Коменская средняя общеобразовательная школа» никем из сторон не обжалуется, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является (ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части исходя из этих доводов, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Коновалова А.Л. 07.02.2018 обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 20.02.2018 № 218624/18 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Зачтенный пенсионным органом специальный стаж истца на момент ее обращения за назначением пенсии составил 17 лет 5 месяцев 11 дней при требуемом 25 лет. При этом в специальный стаж не включены, в том числе, периоды трудовой деятельности истца в качестве руководителя физического воспитания с 31.08.1992 по 31.08.1994 в Коменском ясли-саду Богдановичского районного управления образования, с 01.09.1994 по 13.07.1998 - в Коменском социально-образовательном комплексе, с 14.07.1998 по 17.01.1999 - в дошкольном образовательном учреждении «Коменский детский сад комбинированного вида».

Разрешая спор и удовлетворяя иск Коноваловой А.Л. о признании незаконным решения Управления об отказе во включении указанных спорных периодов ее работы руководителем физического воспитания в стаж педагогической работы, необходимый для досрочного назначения пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды истец осуществляла работу в должности и в образовательном учреждении, поименованных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Судебная коллегия полагает указанный вывод суда правильным, основанным на верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Закон № 400-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Пунктами 1 (подп. «м») и 3 (абзац 1) постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список № 781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее Правила № 781).

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Спорные периоды работы истца имели место в период действия Списка № 463 от 06.09.1991, в раздел «Наименование учреждений» которого включены детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), однако раздел «Наименование должностей» не содержит такой должности как «руководитель физического воспитания».

Между тем, Списком № 781 предусмотрены и дошкольные образовательные учреждения, в том числе, детские сады всех наименований (п. 1.8), и должность «руководитель физического воспитания» (п. 1).

Как следует из уточняющей справки МКУ «Управление образования городского округа Богданович» от 30.01.2018 № 01-08/24, Коменский ясли-сад № 17 по 21.07.1994 являлся структурным подразделением МКУ «Управление образования ГО Богданович», 01.09.1994 на основании постановления Главы администрации г. Богданович от 22.07.1994 № 491 реорганизован в муниципальное учреждение «Коменский социально-образовательный комплекс» (школа, детский сад, дом культуры) и находился в структуре данного учреждения, 12.09.1997 Дом культуры был выделен из состава МУ «Коменский социально-образовательный комплекс» на основании постановления мэра Богдановичского района от 12.09.1997 № 666, 14.07.1998 МУ «Коменский социально-образовательный комплекс» реорганизовано в дошкольное образовательное учреждение «Коменский детский сад комбинированного вида», которое по 12.05.1999 являлось структурным подразделением МКУ «Управление образования городского округа Богданович».

Ответчиком в ходе рассмотрения дела не отрицалось, что учреждения, в которых истец в спорные периоды работала руководителем физического воспитания, относятся к учреждениям, предусмотренным п. 1.8 Списка № 781. Как следует из решения Управления № 218624/2018 от 20.02.2018, основанием для отказа во включении спорных периодов в специальный стаж явилось то, что должность истца не предусмотрена Списком № 781, а также отсутствие сведений о льготной работе в системе индивидуального (персонифицированного) учета в отношении периода с 14.07.1998 по 17.01.1999.

Между тем, должность «руководитель физического воспитания» прямо предусмотрена п. 1 Списка № 781.

Доводы ответчика в жалобе о том, что фактически истец в спорные периоды осуществляла работу в должности инструктора по физической культуре, которая отсутствует в Списке № 781, проверялись судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку опровергаются письменными доказательствами в материалах дела.

Так, согласно записям в трудовой книжке истца, которая в силу ст. 66 Трудового кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности лица, уточняющей справке МКУ «Управление образования городского округа Богданович» от 30.01.2018 № 01-08/24, а также предоставленной Управлением образования по запросу судебной коллегии книге приказов № 43-к истец была переведена с 03.08.1992 на должность руководителя физического воспитания в Коменский ясли-сад на основании приказа ГорУНО № 258-к от 30.07.1992 и проработала в данной должности по 12.05.1999, при этом работа осуществлялась ею постоянно, полный рабочий день при полной рабочей неделе, с выполнением педагогической нагрузки за ставку заработной платы.

Оснований сомневаться в достоверности указанных доказательств не имеется, поскольку они ничем не опровергнуты.

Ссылка апеллянта в обоснование приведенных доводов на типовые штаты Коменского детского сада № 17 за период 1995-1998 гг., в которых имеется ставка инструктора физического воспитания и нет ставки руководителя физического воспитания, не может быть признана состоятельной, поскольку наименование должности работника определяется приказом работодателя о приеме на работу, в котором указано, что истец была принята в порядке перевода на должность именно руководителя физического воспитания. Отсутствие в штатном расписании должности руководителя физического воспитания свидетельствует лишь о том, что истец работала вне утвержденных типовых штатов образовательного учреждения, однако данное обстоятельство не является основанием для невключения спорного периода в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Также не являлось препятствием для включения спорных периодов в специальный стаж и отсутствие в лицевом счете застрахованного лица сведений об особых условиях труда истца (не указан код льготной работы), на что сослался ответчик в своем решении от 20.02.2018, поскольку, во-первых, ответчиком суду не представлено выписки по лицевому счету истца, сведения в которой подтверждали бы указанное обстоятельство, во-вторых, даже при доказанности данного обстоятельства, оно не может являться препятствием для реализации истцом пенсионных прав, поскольку Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ. Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд, кода особых условий труда в спорный период работы истца, не влечет для нее неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периода работы в специальный стаж, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда своих работников возложена на работодателя.

Поскольку с учетом периодов, которые суд включил в специальный стаж истца, продолжительность такого стажа на дату обращения истца в Управление (07.02.2018) являлась достаточной для назначения страховой пенсии по старости, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию с даты обращения.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Богдановичского городского суда Свердловской области от 01.08.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Кокшаров Е.В.

Федин К.А.