Судья: Чирцова Е.А. Дело 33-1892
Докладчик: Молчанова Л.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 февраля 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего судьи Молчановой Л.А.,
судей: Першиной И.В., Казачкова В.В.,
ч участием прокурора Тверикиной Н.Н.,
при секретаре Ботиной Т.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Молчановой Л.А. гражданское дело по апелляционному представлению прокурора г.Междуреченска Тюрина С.Г. на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 20 октября 2014 года
по делу по заявлению прокурора г. Междуреченска в защиту интересов Российской Федерации о признании не законным бездействия Администрации Междуреченского городского округа, выразившегося в не проведении проверки достоверности сведений, предоставленных ФИО1. при поступлении на муниципальную службу
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Междуреченска обратился с заявлением в защиту интересов Российской Федерации о признании незаконным бездействия Администрации Междуреченского городского округа, выразившегося в не проведении проверки достоверности сведений, предоставленных ФИО1 при поступлении на муниципальную службу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Междуреченска в соответствии с указанием прокуратуры Кемеровской области от 18.02.2014 г. № проведена проверка по обращению ФИО8, ФИО6 о нарушении должностными лицами Администрации Междуреченского городского округа, руководителями муниципальных предприятий федерального законодательства при распоряжении муниципальной собственностью и по другим вопросам.
Установлено, что распоряжением главы Междуреченского городского округа от 19.12.2011 г. № принят на должность муниципальной службы муниципального образования «Междуреченский городской округ» - ДОЛЖНОСТЬ 1 ФИО1, распоряжением от 23.05.2013 г. № он переведен на должность ДОЛЖНОСТЬ 2, в которой работает по настоящее время.
В нарушение требований п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» ФИО1 при поступлении на муниципальную службу, назначении на должность ДОЛЖНОСТЬ 1 предоставил в отдел кадровой работы и муниципальной службы администрации Междуреченского городского округа недостоверные сведения о награждении его орденом №.
22.04.2014 г. по названным фактам Главе Междуреченского городского округа прокуратурой города вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений закона, в удовлетворении которого прокуратуре города незаконно отказано.
20.05.2014 г. прокуратура города обратилась к главе Междуреченского городского округа с требованием вернуться к рассмотрению представления, в удовлетворении которого также отказано.
Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Междуреченского городского округа, выразившееся в не проведении проверки по факту предоставления ФИО1 при поступлении на муниципальную службу в Администрацию Междуреченского городского округа 19.12.2011 г. на должность ДОЛЖНОСТЬ 1 сведений о награждении его орденом №, и не рассмотрении вопроса о дисциплинарной ответственности виновных лиц. Обязать Администрацию Междуреченского городского округа в течение одного месяца с момента вступления в силу решения Междуреченского городского суда провести проверку по факту предоставления ФИО1 при поступлении на муниципальную службу в Администрацию Междуреченского городского округа 19.12.2011 г. на должность заместителя ДОЛЖНОСТЬ 1 недостоверных сведений о награждении орденом № и рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности виновных лиц.
В судебном заседании помощник прокурора г. Междуреченска Майоров В.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал.
В судебном заседании представитель Администрации Междуреченского городского округа Владимирова Н.С. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 20 октября 2014 года в удовлетворении требований прокурора г.Междуреченска отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор г. Междуреченска Тюрин С.Г. просит отменить судебное решение, принять новое.
Полагает, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права.
Считает ошибочными выводы суда о том, что проверка достоверности сведений, представленных ФИО1 при поступлении на муниципальную службу в Администрацию Междуреченского городского округа, является в рассматриваемых судом обстоятельства правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя), приводит положения и оценку ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем администрации ФИО9 принесены возражения.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Кемеровской области Тверикина Н.Н. настаивала на отмене решения по доводам апелляционного представления и удовлетворении требований.
Представитель Администрации Междуреченского городского округа в суд апелляционной инстанции не явился.
Согласно ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, возражениях, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права, и несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены и изменения решения.
Из материалов дела следует, что согласно записей в трудовой книжки ФИО1 с июля 1993 г. по февраль 2008 г. работал в Администрации г. Междуреченска на разных должностях.
С 19.12.2011 г. поступил на муниципальную службу в должности ДОЛЖНОСТЬ 1 (л.д. 61-66), что подтверждается распоряжением Главы Междуреченского городского округа от 19.12.2011 г. № (л.д. 15).
В дальнейшем распоряжением Главы Междуреченского городского округа от 23.05.2013г. № ФИО1 переведен на должность ДОЛЖНОСТЬ 2, в которой работает по настоящее время (л.д. 16), что также подтверждается трудовой книжкой (л.д. 61-66).
Прокуратурой г. Междуреченска в соответствии с указанием прокуратуры Кемеровской области от 18.02.2014г. № в апреле 2014 г. проведена проверка по обращению ФИО8, ФИО6 о нарушении должностными лицами администрации Междуреченского городского округа, руководителями муниципальных предприятий федерального законодательства при распоряжении муниципальной собственностью и по другим вопросам.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований п.9 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» ФИО1 при поступлении на муниципальную службу - назначении на должность ДОЛЖНОСТЬ 1 предоставил в отдел кадровой работы и муниципальной службы администрации Междуреченского городского округа недостоверные сведения о награждении его орденом №, что подтверждается имеющимися в отделе кадровой работы сведениями: анкетой, ксерокопией орденской книжки, личным листком по учету кадров, а также материалами до следственной проверки №.
22.04.2014 г. в соответствии с указанием прокуратуры Кемеровской области, прокурором г. Междуреченска вынесено представление от 22.04.2014 № Главе Междуреченского городского округа ФИО7 с изложением установленных фактов с требованием проведении проверки по ним и решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц (л.д. 9-10).
В удовлетворении данного представления прокурору г.Междуреченска отказано в связи с тем, что проведение проверки сведений, предоставляемых при поступлении на муниципальную службу, является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, что федеральными законами не определен порядок проведения проверки сведений указанных гражданином собственноручно в заполненной и подписанной им анкете, а также тем, что органы местного самоуправления Междуреченского городского округа не вправе рассматривать правомочность награждения государственными наградами того или иного лица и оценивать законность представления к награждению государственными наградами (л.д. 11).
20.05.2014 г. прокурор г. Междуреченска обратился к Главе Междуреченского городского округа ФИО7 с требованием вернуться к рассмотрению представления от 22.04.2014г. № (л.д. 12-13), в удовлетворении которого также отказано, по тем же основаниям (л.д. 14).
Постановлением дознавателя Отдела МВД России по г.Междуреченску ФИО5 от 02.05.2014г. по отказному материалу № в возбуждении уголовного дела по ст. ст. 324, 327УК РФ в отношении ФИО1 отказано на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ (л.д. 135-138).
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в силу ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» сведения, представленные в соответствии с данным Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном в федеральными законами порядке, и пришел к выводу о том, что проведение проверки является правом органа местного самоуправления, но не обязанностью.
Кроме того, суд сделал вывод о том, что у лица, оформляющего поступление гражданина на муниципальную службу, отсутствуют обязанности проверять сведения, указанные в анкете, учитывая, что федеральными законами не определен порядок проведения проверки сведений, указанных гражданином в собственноручно заполненной и подписанной анкете.
В обоснование отказа в иске суд сослался также на то, что вопросы оценки законности представления к награждению государственными наградами не относятся к вопросам местного значения и не переданы в ведение органов местного самоуправления в установленном законом порядке, что в действующем федеральном законодательстве отсутствуют полномочия по проверке награждения государственными наградами и органы местного самоуправления Междуреченского городского округа не вправе рассматривать правомочность награждения государственными наградами того или иного лица.
С такими выводами суда первой инстанции, аналогичными позиции ответчика, изложенной в отказах прокурору г. Междуреченска в рассмотрении представления и письменном отзыве на иск, судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном толковании и применении норм материального права.
В представлении прокурора г. Междуреченска на имя Главы Междуреченского городского округа не ставится вопрос о проверке законности награждения ФИО1 орденом №, а содержится требования о проверке достоверности сведений, представленных ФИО1 при поступлении на муниципальную службу в декабре 2011 г. в отношении одной из наград – ордена №.
Выводы суда в обоснование отказа в иске о том, что вопросы оценки законности представления к награждению государственными наградами не относятся к вопросам местного значения, что органы местного самоуправления Междуреченского городского округа не вправе рассматривать правомочность награждения государственными наградами того или иного лица, не относятся к предмету заявленных прокурором требований и эти обстоятельства не могли быть основанием к отказу в иске.
Согласно положению № 1 к Закону Кемеровской области от 30.06.2007г. № 103-03 «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» ДОЛЖНОСТЬ 1 относится к высшей должности муниципальной службы.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Законом РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ.
В соответствии со ст. 13 и ст. 14 указанного Закона установлены ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой.
В соответствии с ч.3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при поступлении на муниципальную службу гражданин должен предоставить, в том числе, собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.2)
Форма анкеты утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р и содержит п. 12 - Государственные награды, иные награды и знаки отличия.
Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ сведения, представленные в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном в федеральными законами порядке.
В соответствии с п.6 ст. 15 Федерального закона РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции"» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя, в том числе, организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу (п.11); организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены ст. 13 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами (п. 12).
Совокупность указанных правовых норм Федерального закона РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. свидетельствует о том, что назначение гражданина на муниципальную службу является основанием проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданином при назначении на муниципальную должность, которая должна проводиться кадровой службой соответствующего муниципального органа.
Суд первой инстанции не учел совокупности данных норм и принял решение, которое нельзя признать законным и обоснованным.
Иск прокурора обоснован, в том числе, тем, что ФИО1 нарушил требования п.9 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Выявленные нарушения в ходе прокурорской проверки обращений граждан, свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля за муниципальными служащими со стороны работодателя - Администрации Междуреченского городского округа.
Как следует из материалов дела, проверка достоверности сведений не проводилась, что не отрицал представитель ответчика, и подтверждено пояснениями допрошенных судом свидетелей – работников кадровой службы Администрации Междуреченского городского округа ФИО4, ФИО3, ФИО2 о том, что сведения, представленные ФИО1 при поступлении на муниципальную службу, в частности о награждениях, сомнений не вызывали и не проверялись по запросам.
Отсутствие утвержденного Порядка проверки соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, проверки достоверности сведений, предоставляемых муниципальными служащими, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципального образования, не освобождает ответственных за проведение проверки лиц от исполнения такой обязанности, предусмотренной и Федеральным законом РФ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г.
В связи с изложенным требования прокурора г.Междуреченска о признании незаконным бездействия Администрации Междуреченского городского округа, выразившееся в не проведении проверки по факту предоставления ФИО1 при поступлении на муниципальную службу в Администрацию Междуреченского городского округа 19.12.2011 г. и возложении на Администрацию Междуреченского городского округа обязанности проверку по данному факту, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц является следствием и результатом проведенной проверки и такая обязанность не может быть возложена на ответчика судебным решением, поэтому в указанной части требования прокурора г. Междуреченска удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 20 октября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Удовлетворить частично иск прокурора г. Междуреченска Кемеровской области в защиту интересов Российской Федерации к Администрации Междуреченского городского округа.
Признать незаконным бездействие Администрации Междуреченского городского округа, выразившееся в не проведении проверки по факту предоставления ФИО1 при поступлении на муниципальную службу в Администрацию Междуреченского городского округа 19.12.2011 г. на должность ДОЛЖНОСТЬ 1 сведений о награждении его орденом №.
Обязать Администрацию Междуреченского городского округа в течение одного месяца с момента вступления в силу решения провести проверку по факту предоставления ФИО1 при поступлении на муниципальную службу в Администрацию Междуреченского городского округа 19.12.2011 г. на должность ДОЛЖНОСТЬ 1 о награждении орденом №.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Председательствующий Молчанова Л.А.
Судьи: Першина И.В.
Казачков В.В.