ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1894/16 от 09.03.2016 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Белокопытов А.П. Дело № 33-1894/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 9 марта 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего Минаева Е.В.,

судей Муратовой Н.И. и Переверзевой В.А.,

при секретаре Богдановой Т.А.,

с участием истца ФИО1 и его представителя в лице адвоката Бондякова В.В., представившего ордер № 16С 012401 от 1 марта 2016 года,

представителей администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края в лице главы ФИО2 и адвоката Скалдиной В.В., представившей ордер № 16С 003955 от 9 марта 2016 года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края о признании решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – заместителя главы администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края незаконным, признании незаконным и отмене приказа о назначении на должность

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 23 декабря 2015 года.

Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края о признании решения конкурсной комиссии от 27 октября 2015 года по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы - заместителя главы администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края незаконным со дня его принятия, признании приказа главы муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края о назначении ФИО3 на должность заместителя главы администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета незаконным со дня его подписания и отменить его.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что распоряжением главы Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края № 156-р от 29 сентября 2015 года назначен конкурс на замещение вакантной высшей должности муниципальной службы - заместителя главы муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края. Информация о проведении конкурса размещена на официальном сайте администрации в сети «Интернет» с подробными разъяснениями порядка обращения и проведения заседания конкурсной комиссии. Истец, в соответствии с вышеуказанными требованиями собрал необходимый пакет документов и обратился с заявлением в администрацию муниципального образования Григорополисского сельсовета на участие в конкурсе. Конкурс состоял из двух этапов: в первом этапе подача документов, второй этап заседание комиссии. Кроме него к участию в конкурсе были допущены еще два кандидата Я. и ФИО3 Проведение заседания конкурсной комиссии состоялось 27 октября 2015 года. По результатам проведения конкурсной комиссии ему 29 октября 2015 года вручено извещение № 1016 от 28 октября 2015 года, в котором указано, что он был не признан победителем конкурса без какого-либо описания оснований принятого решения. Победителем конкурса признан ФИО3, в связи с чем последний назначен на должность заместителя главы администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края.

С результатами проведенного конкурса он не согласен, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Требования о необходимости определенного стажа при поступлении на гражданскую службу закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а конкретные требования о продолжительности стажа установлены Указом президента РФ от 27 сентября 2005 года № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы «государственной службе иных видов» или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

Истец имеет высшее юридическое образование, с 1 августа 2002 года принят на работу в муниципальное образование Григорополисского сельсовета на муниципальную должность уполномоченного представителя главы муниципального образования Григорополисского сельсовета и работал там, замещая муниципальные должности до 18 июня 2007 года, что составляет более четырех лет, а с 19 июня 2007 года по 11 февраля 2013 года на государственной гражданской службе в Новоалександровском районном суде Ставропольского края в должности помощника судьи, что составляет более пяти лет. И в одной, и в другой организациях работал по специальности. Считает, что именно он должен быть признан победителем конкурса на замещение вакантной высшей должности муниципальной службы - заместителя главы администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края, однако победителем комиссия признала человека, который ни дня не работал ни на муниципальной, ни на гражданской службе.

Решением Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 23 декабря 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано. Этим же решением с ФИО1 в пользу администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, указывая, что у победителя конкурса уровень образования и стаж не соответствуют установленным законодательством и иными нормативно-правовыми актами требованиям и рекомендациям для замещения высшей должности муниципальной службы. Конкурс проведен с нарушением порядка, установленного законодательством. Полагает, что дело должно было быть рассмотрено в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ. Кроме того, считает необоснованным и неправомерным взыскание с него судебных расходов по оплате услуг представителя.

В возражениях на апелляционную жалобу глава администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии истец ФИО1 и его представитель адвокат Бондяков В.В. поддержали апелляционную жалобу, просили ее удовлетворить.

Представители администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края ФИО2 и адвокат Скалдина В.В., а также третье лицо ФИО3 просили решение суда оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что 29 сентября 2015 года распоряжением главы муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края № 156-р объявлен конкурс на замещение вакантной высшей должности муниципальной службы - заместителя главы муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края. Этим же распоряжением утвержден состав конкурсной комиссии для проведения указанного конкурса, календарный план подготовки и проведения конкурса.

Информация о проведении конкурса размещена на официальном сайте администрации в сети «Интернет» с подробными разъяснениями порядка обращения и проведения заседания конкурсной комиссии. Кроме того, сообщение о конкурсе опубликовано в местной станично - хуторской газете «Григорополисская правда», где указаны предъявляемые квалификационные требования, перечень представляемых документов, место и сроки приема документов, предполагаемые дата и место проведения конкурса.

Согласно протокола заседания конкурсной комиссии по допуску кандидатов для участия во втором этапе конкурса на замещение вакантной высшей должности муниципальной службы - заместителя главы муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края от 20 октября 2015 года, на участие в конкурсе поданы документы от пяти кандидатов, в том числе от истца ФИО1 и от третьего лица - ФИО3

В результате проверки полноты и достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности, членами комиссии ко второму этапу для участия в конкурсе допущены три претендента: ФИО1, ФИО3, Я.С.А.

Конкурсная комиссия по проведению конкурса на замещение вакантной высшей должности муниципальной службы - заместителя главы муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края согласно протокола заседания от 27 октября 2015 года по итогам голосования конкурсной комиссии приняла решение считать победителем конкурса ФИО3

28 октября 2015 года ФИО1 по итогам заседания конкурсной комиссии сообщено о том, что он не признан победителем конкурса на замещение вышеуказанной вакантной высшей должности муниципальной службы.

Распоряжением главы муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края ФИО2 от 2 ноября 2015 года № 61-к ФИО3 принят на работу на должность заместителя главы муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края с 2 ноября 2015 года (трудовой договор № 218 от 2 ноября 2015 года), согласно поданного заявления.

Принимая решение в части об отказе в удовлетворении исковых требований о признании решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – заместителя главы администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края незаконным, признании приказа о назначении на должность незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что квалификационные требования к участникам конкурса об образовании и стаже трудовой деятельности по специальности были соблюдены, нарушений процедуры проведения конкурса, повлекших нарушение прав истца на равный доступа к муниципальной службе и повлиявших на результат конкурса, допущено не было.

С данным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Статья 10 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает, что муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Согласно ст. 9 указанного Федерального закона для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно ст. 17 вышеуказанного закона при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

В соответствии с Методическими рекомендациями по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки на соответствие указанным требованиям, утвержденными Минтрудом России, в стаж работы по специальности, направлению подготовки включаются периоды осуществления деятельности по специальности (направлению подготовки), соответствующей направлению деятельности, необходимой для надлежащего исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей.

Для определения стажа работы по специальности (направлению подготовки) предлагается сопоставить специальность (направление подготовки) с наименованиями должностей, ранее замещаемых претендентом (муниципальным служащим), а также характером выполняемых им должностных обязанностей.

Наименование должностей и продолжительность их замещения муниципальным служащим определяются посредством изучения записей в трудовой книжке, анкете, заполняемой претендентом (муниципальным служащим) при поступлении на муниципальную службу, а также должностных

Таким образом, соответствие имеющегося у претендента стажа предъявляемым требованиям подтверждается, если имеющаяся у него специальность (направление подготовки), указанная в дипломе, предполагает наличие уровня и характера знаний и навыков, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, осуществляемых в целях реализации функций органа местного самоуправления.

В ином случае претенденту требуется обучение по образовательной программе дополнительного профессионального образования, содержание которой предполагает получение знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующих направлению деятельности.

Статьей 6 Закона Ставропольского края от 24 декабря 2007 года №78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» установлено, что для замещения должностей муниципальной службы в Ставропольском крае квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Ставропольском крае, являющихся приложением 1 к настоящему Закону.

Согласно п. 3 вышеуказанных Типовых квалификационных требований квалификационным требованием к замещению должностей муниципальной службы высшей, главной, ведущей и старшей групп должностей муниципальной службы является наличие высшего образования.

В соответствии с п. 5 Типовых квалификационных требований к стажу муниципальной службы для муниципальных служащих устанавливаются следующие квалификационные требования: для замещения высших должностей муниципальной службы - наличие стажа муниципальной службы не менее четырех лет или не менее пяти лет стажа работы по специальности.

Аналогичные требования содержатся в Положении об отдельных вопросах муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края.

Для лиц, имеющих диплом специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи такого диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу муниципальной службы для замещения ведущих должностей муниципальной службы - не менее одного года стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности (п. 5.1 Типовых квалификационных требований).

Материалами дела установлено, что победитель конкурса ФИО3 имеет высшее профессиональное образование, что подтверждается дипломом бакалавра, выданного ГГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» 29 октября 2013 года, по направлению подготовки - строительство, с присвоением специального звания бакалавр-инженер.

В соответствии с копией диплома о среднем профессиональном образовании ФИО3 окончил ГОУ Кабардино-Балкарский лицей «Строитель» 9 июня 2009 года, согласно которому ему присвоена квалификация - техник по специальности - «строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов».

Согласно записям в трудовой книжке серии АТ-1Х № 3072396 на имя ФИО3 2 декабря 2009 года он принят в обособленное подразделение ООО «Север-строй» г. Сочи в арматурно - сварочный цех сварщиком арматурных сеток и каркасов 4 разряда (вахтовый метод); 1 мая 2010 года переведен в обособленное подразделение г. Сочи в отдел технического контроля контролером бетонных и железобетонных изделий и конструкций 5разряда (вахтовый метод), 30 ноября 2011 года трудовой договор прекращен в связи с истечением срока; 1 декабря 2011 года принят в ООО «Строительные машины» в обособленное подразделение в отдел технического контроля бетонных и железобетонных изделий, 29 декабря 2012 года трудовой договор прекращен в связи с истечением срока; 6 мая 2012 года принят в ООО«Строительные машины» в обособленное подразделение «Производственная база в Толбино» в отдел технического контроля контролером бетонных и железобетонных изделий и конструкций, 19 ноября 2012 года трудовой договор прекращен в связи с истечением срока; 22 февраля 2013 года принят слесарем в ООО «УПТК», 1 апреля 2013 года переведен стенным мастером, 20 мая 2013 года уволен по собственному желанию; 29 мая 2013 года принят в службу контроля качества (г. Москва) на должность инженера по контролю качества СМР, 16 марта 2015 года трудовой договор расторгнут по соглашению сторон.

Таким образом, на основании изложенных норм права и обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу, что у ФИО3 на момент проведения конкурса не имелось пятилетнего стажа работы по специальности, поскольку данный стаж следует исчислять с 29 мая 2013 года, когда последний принят на работу инженера, требующую наличие высшего профессионального образования.

Предыдущие должности сварщика, контролера бетонных и железобетонных изделий и конструкций, слесаря, которые занимал ФИО3, не требовали наличие высшего образования, и их нельзя отнести к стажу работы по специальности, соответствующей направлению деятельности, необходимой для надлежащего исполнения заместителем главы администрации муниципального образования должностных обязанностей.

Выводы суда о наличии у ФИО3 необходимого стажа работы по специальности основаны на неправильном применении норм материального права.

При этом суд апелляционной инстанции считает, что получение ФИО3 среднего профессионального образования с присвоеной квалификацией - техник по специальности - «строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» и наличие стажа работы по данной специальности не давало ему право претендовать на замещение вакантной должности муниципальной службы, поскольку выше приведенные квалификационные требования предполагают наличие у претендента высшего образования и стажа работы именно по специальности, полученной по программе высшего профессионального образования.

Кроме того, по смыслу Закона Ставропольского края от 24 декабря 2007года №78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае», принятому субъектом Российской Федерации в пределах своих полномочий, понятие «стаж работы по специальности», необходимый для занятия должности муниципальной службы, неразрывно связано с наличием высшего профессионального образования, в связи с чем этот стаж должен быть выработан после завершения обучения в высшем учебном заведении и именно по специальности. Исчисленный подобным образом стаж работы по специальности требуемой продолжительности у ФИО3 отсутствует.

Поскольку необоснованное допущение ФИО3 для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы уже являлось достаточным основанием для удовлетворения требований С.В.ЮБ., то решение суда об отказе о признании решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – заместителя главы администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края незаконным, признании распоряжения о назначении на должность незаконным подлежит отмене с принятием нового решения в этой части об удовлетворении иска.

Выводы суда о том, что ФИО1 не вправе предъявлять вышеуказанные исковые требования, так как его субъективные права не нарушены, также являются ошибочными, поскольку в данном конкурсе победителем был признан именно ФИО3 Неправомерное допущение последнего для участия в конкурсе повлекло принятие незаконного решения конкурсной комиссии, нарушило право истца на объективную оценку его профессионального уровня и соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы, ограничило право на равный доступ к муниципальной службе.

Поскольку трудовой договор подлежит заключению только с победителем конкурса на замещение должности муниципальной службы, истец имеет право на оспаривание распоряжения о назначении данного победителя на должность, поскольку данное распоряжение принимается на основании решения конкурсной комиссии и затрагивает субъективные права ФИО1

Вместе с тем доводы апелляционной жалобы истца об отмене оспариваемого распоряжения являются необоснованными, поскольку суд вправе только признать данный акт незаконным, а вопрос его отмены находится в компетенции администрации соответствующего муниципального образования.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции формы судопроизводства являются ошибочными, поскольку суд правильно рассмотрел данное дело в порядке гражданского процессуального законодательства, так как данные правоотношения связаны с защитой права на труд и не регулируются Кодексом административного судопроизводства РФ.

Таким образом, апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда

определила:

решение Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 23 декабря 2015 года отменить.

Принять новое решение, которым исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края о признании решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – заместителя главы администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края незаконным, признании незаконным и отмене приказа о назначении на должность удовлетворить частично.

Признать решение конкурсной комиссии от 27 октября 2015 года по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы - заместителя главы администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края, а также распоряжение главы муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края от 2 ноября 2015 года № 61-к о принятии ФИО3 на работу на должность заместителя главы администрации муниципального образования Григорополисского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края - незаконными.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Апелляционную жалобу истца ФИО1 удовлетворить частично.

Председательствующий:

Судьи: