Председательствующий: Шепелина Е.В. Дело № 33-1894/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 27 марта 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей Омского областного суда Подвязниковой Н.А., Шукеновой М.А.
при секретаре Г.Н.В.
с участием прокурора Биенко Н.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным жалобам Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства образования Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, апелляционному представлению прокурора Большереченского района
на решение Большереченского районного суда Омской области от 09 января 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Большереченского района Омской области в интересах ФИО1 удовлетворить.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке площадью не ниже установленных социальных норм».
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Большереченского района в интересах ФИО1 обратился в суд с иском о предоставлении последней жилого помещения во внеочередном порядке, ссылаясь на то, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: ее мать умерла в 2002 году, отец на основании решения Тарского городского суда Омской области от 22.12.2004г. лишен родительских прав. За ФИО1 не было закреплено жилое помещение, она была поставлена на регистрационный учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения в 2005г., по состоянию на 01.01.2012г. значится в очереди под № 6.
Просил обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Администрацию Большереченского муниципального района Омской области предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В судебном заседании прокурор Троян А.С. исковые требования поддержал в полном объеме.
ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Администрацию Большереченского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимали, в представленных отзывах указывали, что не являются надлежащими ответчиками по делу.
Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, будучи надлежащим образом извещенными, в судебном заседании участия не принимали, явку представителей не обеспечили, отзывы на иск не представили.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Большереченского района просил решение суда изменить, исключив из числа ответчиков Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, ввиду того, что последнее не является надлежащим ответчиком по делу; кроме того, жилое помещение может быть представлено ФИО1 только по договору найма специализированного жилого помещения; также указал на то, что суд применил закон, не подлежащий применению, в частности, на момент вынесения решения Постановление Правительства Омской области № 56-п от 16.03.2012г., на которое ссылался суд, утратило силу.
В апелляционной жалобе Минимущество Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенное судом нарушение норм материального права, указывая на то, что предоставление жилого помещения во внеочередном порядке ФИО1 нарушает права лиц на его получение, которые стоят в очереди раньше ее; кроме того, действующее законодательство не позволяет предоставлять детям-сиротам и приравненным к ним категориям жилые помещения по договорам социального найма, а лишь только по договорам найма специализированных жилых помещений.
В апелляционной жалобе Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и в дополнениях к ней просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, указывая на то, что министерство не является уполномоченным органов по вопросам предоставления детям-сиротам и приравненным к ним категориям жилых помещений в порядке их социальной поддержки. Также указывает на то, что решение суда не может быть исполнено в установленный срок. Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области имеют один источник финансирование и увеличение числа ответчиков не приведет к дополнительным гарантиям при исполнении решения суда.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, указывая на то, что действующее законодательство не позволяет предоставлять детям-сиротам и приравненным к ним категориям жилые помещения по договорам социального найма, а лишь только по договорам найма специализированных жилых помещений; также постановленное решение суда не позволяет определить конкретные обязанности каждого из ответчиков по его исполнению. Кроме того, Минобразования Омской области не является уполномоченным органом по вопросам предоставления детям-сиротам и приравненным к ним категориям жилых помещений в порядке их социальной поддержки
В возражениях на апелляционную жалобу Минобразования Омской области, прокурор Большереченского района указывает на несостоятельность доводов, приведенных апеллянтом, в частности, Минобразования Омской области формирует сведения о лицах, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в связи с чем, Минобразования Омской области является уполномоченным органам по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам, к ним приравненным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поддержавшего доводы жалобы, прокурора просившего об изменении решения суда в части касающейся статуса предоставляемого жилого помещения, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 названного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.
Удовлетворяя требования истца, суд при рассмотрении спора ошибочно применил нормы права, которые на момент постановления решения утратили силу.
Так, согласно положениям п. 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в аб. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с приведенными изменениями в Законе, было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен п.2 ч.2 статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст.4 Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений ст.8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С учетом приведенного, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, апелляционного представления о том, что жилое помещение истцу не может быть предоставлено по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что ФИО1 родилась ……1987г. в г. … Омской области. Ее мать, ФИО2, умерла ….….2002г., решением Тарского городского суда Омской области от 22.12.2004г. отец ФИО1 .- ФИО3 (л.д 5, 7, 8).
Постановлением Главы Администрации Тарского муниципального образования № 393 от 05.11.2004г. опекуном ФИО1 назначена ФИО4, жилое помещение не закреплялось.
ФИО1 с 12.01.2005г. состоит на учете и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по Большереченскому муниципальному району Омской области, по состоянию на 22.11.2012г. в очереди значится под № 6 (л.д. 9).
В 2010 г. ФИО1 окончила Омский аграрный университет.
Согласно письмам Управления Росреестра по Омской области от 11.12.2012г. сведения о правах ФИО1 на недвижимое имущество в реестре отсутствуют (л.д. 11).
Суд первой инстанции, исследовав представленные истцом доказательства, обоснованно пришел к выводу о том, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, вправе ставить вопрос о предоставлении ей жилого помещения.
Вместе с тем, суд ошибочно, руководствуясь нормами материального права, которые утратили силу, обязал предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма и в данной части решение, согласно п.2 ч.2 ст.330 ГПК РФ (применение закона, не подлежащего применению), подлежит изменению.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в материалах дела документов, судебная коллегия находит возможным изменить решение суда первой инстанции, указав на обязанность Министерства образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в резолютивной части решения отсутствует ссылка на Порядок предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 г. № 284-П (далее Порядок), что не позволяет определить конкретные обязанности для каждого из ответчиков, несостоятельны.
В резолютивной части суда содержится указание на то, что ответчики обязаны предоставить истцу жилое помещение.
В настоящем Порядке подробно изложены полномочия уполномоченных органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в связи с чем, необходимость перечисления определенных действий каждого из ответчиков, которые им необходимо выполнить для обеспечения истца жильем, отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и апелляционного представления о том, что в соответствии с п.2 Порядка данное Министерство исключено из уполномоченных органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, в связи с чем, суд необоснованно включил Минстрой Омской области в число ответчиков, подлежат отклонению.
Порядком предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области урегулированы отношения, связанные с предоставлением жилых помещений указанной выше категории лиц.
Определенные действия в части исполнения данной меры социальной поддержки возложены и на Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области: приобретение жилых помещений - п.3 Правил; принятие заявок - п.4 Правил; направление в Министерство имущества Омской области письма о включении жилого помещения в специализированный фонд - п.8.
Таким образом, исключение данного Министерства из числа ответчиков, являлось бы необоснованным.
Кроме того, судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы Министерства образования Омской области о том, что оно не является уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений, поскольку согласно п. 2 Порядка Министерство образования Омской области является уполномоченным органом по обеспечению детей сирот жилыми помещениями. Кроме того, согласно п. 3 Порядка, приобретение жилых помещений осуществляется непосредственно на основании заявок Министерства образования Омской области. Таким образом, действия последнего являются необходимой причиной приобретения жилых помещений в целях их дальнейшей передачи по договорам найма. В приведенной связи довод о технической работе Министерства является несостоятельным.
Также доводы Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о том, что решение суда не может быть исполнено в установленный срок, а также то, что два министерства имеют один источник финансирование и увеличение числа ответчиков не приведет к дополнительным гарантиям при исполнении решения суда, судебной коллегией во внимание не принимаются как не подлежащие рассмотрению в рамках настоящего дела ввиду того, что они не относятся к предмету иска, а касаются непосредственно исполнения решения суда.
Помимо этого, судебная коллегия полагает, что постановленное решение не нарушает права лиц на получение жилого помещения, находящихся выше ФИО1 в очереди, поскольку постановленное решение по своему существу направлено на реализацию права последней на получение жилого помещения в рамках исполнения органами государственной власти своих обязательств по социальной защите и поддержке определенной категории граждан. Указанные лица постановленным решением суда не лишены права требовать от государства исполнения взятых на себя социальных обязательств.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012г. № 284-п, установлен один механизм передачи жилых помещений указанным лицам — путем заключения договора найма специализированного жилого фонда (п. 9 Порядка). Вопрос о том, каким образом жилые помещения приобретают статус специализированного жилого фонда: путем участия в строительстве Министерством строительства или путем заключения договора-купли продажи Минимуществом (п. 7 Порядка) — не относится к предмету настоящего судебного рассмотрения ввиду того, что он не пересекается с кругом охраняемых законом прав и интересов ФИО1 Указанный вопрос подлежит разрешению непосредственно лишь в ходе исполнения решения суда. И обоснованное включение судом в число ответчиков Министерства образования Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерства имущественных отношений Омской области направлено в первую очередь, на соблюдение принципа исполнимости судебного акта, а также на защиту права ФИО1 на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Большереченского районного суда Омской области от 09 января 2013 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, в соответствии с «Порядком, предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области», утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 г. № 284-П, предоставить ФИО1, ….….ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающей по адресу: г. … Томской области, ул. … д. 69 кв. 23, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения».
Председательствующий:
Судьи областного суда: