ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1895/2022 от 11.08.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Плескова В.А. УИД 65RS0001-02-2021-003832-50

Докладчик Калинский В.А. Дело № 33-1895/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Южно-Сахалинск 11 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Калинского В.А.,

судей Качуры И.О., Портнягиной А.А.,

при помощнике судьи Марченко Э.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска к обществу с ограниченной ответственностью «СНВ» о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детскую площадку, по апелляционной жалобе представителя ООО «СНВ» ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 31 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Калинского В.А., судебная коллегия

установила:

Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее – Департамент) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СНВ» (далее – ООО «СНВ») о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детскую площадку.

Заявленные требования обоснованы тем, что в целях реализации на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 29.08.2014 № 1623-па утверждена муниципальная программа «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2015-2021 годы», в рамках которой Департаментом городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска, на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...> д. №№ 7, 9, на основании муниципального контракта № 153/14 от 18.09.2017 выполнены работы по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, а именно – обустройство детской площадки, в составе 17 единиц малых игровых форм, в том числе: скамья – 8 шт., урна круглая металлическая – 4 шт., качалка-балансир – 1 шт., игровой комплекс – 1 шт., качалка на пружине – 1 шт., карусель – 1 шт., качеля двойная – 1 шт. В соответствии с нормами действующего законодательства ответственность за содержание прилегающей территории, в том числе, расположенных на ней детских площадок, возлагается на управляющие организации и лиц, оказывающих услуги при непосредственном управлении многоквартирным домом. Управляющей компанией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенные по адресу: <...> и № 9, является ООО «СНВ». В связи с указанным просили возложить на ООО «СНВ» обязанность включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов №№ 7 и 9 по ул. Крымская в г. Южно-Сахалинске детскую площадку в составе 17 единиц малых игровых форм, в том числе: скамья – 8 шт., урна круглая металлическая – 4 шт., качалка-балансир – 1 шт., игровой комплекс – 1 шт., качалка на пружине – 1 шт., карусель – 1 шт., качеля двойная – 1 шт., расположенные на придомовой территории многоквартирных домом №№ 7 и 9 по ул. Крымская в г. Южно-Сахалинске.

Определением суда от 23 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация г. Южно-Сахалинска.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 31 марта 2022 года исковые требования удовлетворены. На ООО «СНВ» возложена обязанность включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов № 7 и № 9 по ул. Крымской в г. Южно-Сахалинске детскую площадку, в составе 17 единиц малых игровых форм, в том числе: скамья – 8 штук, урна круглая металлическая – 4 штуки, качалка-балансир – 1 штука, игровой комплекс – 1 штука, качалка на пружине – 1 штука, карусель – 1 штука, качели двойные – 1 штука, расположенную на придомовой территории домов № 7 и № 9 по ул. Крымская в г. Южно-Сахалинске. С ООО «СНВ» в доход городского округа «город Южно-Сахалинск» взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Не согласившись с решением суда, представителем ООО «СНВ» ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что поскольку заявленные требования решаются между юридическими лицами при осуществлении ими видов хозяйственной деятельности, вытекают из экономических отношений данных субъектов, то в силу установленных процессуальным законодательством правил распределения юрисдикционных полномочий судов подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Отметил, что истцом детские игровые площадки, расположенные в районе многоквартирных домов в управление и содержание управляющей компании, либо иным лицам не передавались, доказательств этому истцом не представлено. Кроме того, судом не учтено, что земельные участки возле спорных домов не сформированы, детские площадки находятся на муниципальной земле. Между тем, согласно жилищному законодательству только собственники имеют право включать в состав общего имущества детские площадки. Отметил, что ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрена обязанность управляющей организация по включению или исключению из состава общего имущества спорных площадок. Указал, что управляющая организация обязана надлежащим образом осуществлять только обслуживание общего имущества, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

В поступивших возражениях представитель Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО1 апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Представитель истца ФИО3 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель администрации города Южно-Сахалинска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.

Судебная коллегия полагает возможным, в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), рассмотреть дело в отсутствие указанного участника процесса.

Выслушав представителя ответчика ФИО1 представителя истца ФИО3, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и видно из дела, в целях реализации на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», паспорт которого утвержден протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 ноября 2016 года № 10, постановлением администрации города Южно-Сахалинска 29 августа 2014 года № 1623-па утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на 2018 - 2025 годы» на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (утратила силу с 01 января 2020 года в связи с принятием постановления администрации города Южно-Сахалинска от 27 января 2020 года № 306-па «Об утверждении муниципальной программы «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020-2025 годы»).

Мероприятия Программы направлены на развитие городской среды городского округа «Город Южно-Сахалинск», а именно: благоустройство общественных территорий городского округа «Город Южно-Сахалинск», благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов данного городского округа.

В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входило, в том числе устройство детских и (или) спортивных площадок (п. 2.4.2 Программы).

В рамках Программы администрацией города Южно-Сахалинска на придомовых территориях многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...> и д. № 9 на основании муниципального контракта № 153/14 от 18 сентября 2017 года, заключенного с ООО «СахГород», выполнены работы по обустройству детской площадки в составе 17 единиц малых игровых форм, в том числе: скамья – 8 шт., урна круглая металлическая – 4 шт., качалка-балансир – 1 шт., игровой комплекс – 1 шт., качалка на пружине – 1 шт., карусель – 1 шт., качеля двойная – 1 шт.

Управляющей компанией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенных по адресу: <...> и д. № 9, является ООО «СНВ».

Письмом от 25 июня 2021 года (исх. № 010-01351/ИДГХ) Департамент сообщил руководителю ООО «СНВ» о необходимости проведения общего собрания собственников указанных многоквартирных домов по вопросу принятия решения о включении в состав общего имущества указанного объекта в целях осуществления последующего его содержания, однако до настоящего времени вопрос не разрешен.

Земельные участки под многоквартирными домами № 7 и № 9 по ул. Крымской в г. Южно-Сахалинске образованы и поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами и соответственно.

Согласно выписки из ЕГРП от 28.03.2022, между указанными земельными участками образован земельный участок с кадастровым номером 65:02:0000039:3126 с видом разрешенного использования: «территории общего пользования», правообладателем которого является администрации города Южно-Сахалинска, и в границах которого размещена спорная детская площадка.

Разрешая по существу спор, суд первой инстанции исходил из того, многоквартирные дома №№ 7, 9 по ул. Крымской находятся в управлении ответчика, который и должен содержать общее имущество указанных домов, поэтому учитывая фактическое пользование жильцами спорным участком возложил на ООО «СНВ» обязанность включить детскую площадку в состав общего имущества указанных домов.

Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неправильном установлении обстоятельств по делу и применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании части 5 статьи 16 указанного Федерального закона со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно подп. «е» и «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, « детские » и спортивные « площадки », расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, включаются в состав общего имущества.

В соответствии с подп. «ж» пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений:

- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Из системного анализа приведенных законоположений следует, что земельный участок под многоквартирным домом, сформированный и поставленный на кадастровый учет, объекты благоустройства, расположенные на таком земельном участке, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, являются общей собственностью собственников помещений данного многоквартирного дома, в связи с чем ответственность за содержание такого земельного участка, а также расположенных на нем объектов благоустройства, несут собственники помещений данного МКД, а при заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - соответствующая управляющая организация.

Вместе с тем, как указано выше судом установлено, что спорная детская площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером 65:02:0000039:3126 с видом разрешенного использования: «территории общего пользования» и ее правообладателем является орган местного самоуправления.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под «территориями общего пользования» понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, что не исключает возможности размещения на них элементов благоустройства, включая и детские площадки.

Кроме того, в соответствии с Порядком предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении в проект мероприятия «Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 895 от 29 марта 2017 года, предложения о рассмотрении и оценки предложений заинтересованных лиц о включении в мероприятие муниципальной программы дворовых территорий многоквартирных домов подаются уполномоченными собственниками помещений в многоквартирных домах, собственниками каждого здания и сооружения, образующих дворовую территорию.

Таким образом, необходимыми условиями для включения в проект мероприятия муниципальной программы являются протоколы общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение собственников каждого здания и сооружения, образующих дворовую территорию, содержащее согласие на участие в мероприятии муниципальной программы; на определение лица, уполномоченного на подачу заявки на участие в отборе; на определение уполномоченных лиц из числа собственников помещений, зданий и сооружений для участия в обследовании дворовой территории, приемке выполненных работ по благоустройству дворовой территории, в том числе подписании соответствующих актов приемки выполненных работ.

Однако, доказательств проведения собственниками многоквартирных домов № 7 и № 9 по ул. Крымской г. Южно-Сахалинска для разрешения указанных вопросов общего собрания истцом не представлено, следовательно, намерение собственников помещений на участие в муниципальной программе «Формирование современной городской среды на 2018-2025 годы» не выражено.

Вместе с тем, работы по обустройству детской площадки в составе 17 единиц малых игровых форм осуществлены в рамках указанной муниципальной программы посредством заключения муниципального контракта № 153/14 от 18 сентября 2017 года с ООО «СахГород».

При таком положении, а также учитывая расположение спорной детской площадки не на земельных участках под многоквартирными домами, сформированными и поставленными на кадастровый учет в установленном законом порядке, судебная коллегия приходит к выводу о том, что она не может быть отнесена к общей собственности собственников помещений многоквартирных домов, не входит в состав общего имущества собственников помещений и не подлежит включению управляющей компанией в состав данного имущества, в том числе, с целью его надлежащего содержания.

Доводы апелляционной жалобы о подсудности настоящего гражданского дела арбитражному суду являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы на определение суда о передаче дела по подсудности и были отклонены.

Согласно ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права.

Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Департамента о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детскую площадку.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 31 марта 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска отказать в удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственностью «СНВ» о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детскую площадку.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 августа 2022 года.

Председательствующий В.А. Калинский

Судьи И.О. Качура

А.А. Портнягина