В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №
Строка №г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
<адрес> 13 марта 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Бабкиной Г.Н.,
судей Батищевой Л.В., Шабановой О.Н.,
при секретаре Тарасове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Батищевой Л.В.
гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «АЭРОФЛОТ – РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ» о возмещении убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, судебных расходов
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
(судья ФИО4),
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «АЭРОФЛОТ – РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ», просила взыскать с ответчика в ее пользу стоимость аннулированных билетов на сумму 97846 рублей, стоимость переплаты по всем маршрутам на общую сумму 17960 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от 97846 рублей, что составило 6634 рубля, моральный вред - 100000 рублей, а также судебные расходы - 30000 рублей. Заявленные требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она через веб. сайт ПАО «Аэрофлот» забронировала три билета на 21.01. 2017 года на рейсы Аэрофлота по маршруту Воронеж-Москва (Шереметьево) - Женева и обратно по такому же маршруту ДД.ММ.ГГГГ, оплатив за все билеты 97846 рублей. Регистрацию на рейс она провела заранее через интернет и, имея на руках посадочные талоны, прибыла со своей семьей на посадку в аэропорт <адрес> за 33 мин. до вылета судна, однако, сотрудники аэропорта сообщили, что регистрация на рейс окончена. Поскольку регистрация на рейс ею была оформлена заранее, это обстоятельство позволяло истцу и членам ее семьи пройти на посадку в самолет, но наличие багажа в виде трех комплектов лыж и трех чемоданов требовало прохождения процедуры его оформления, которое к тому времени уже закончилось, а лететь на отдых без багажа не имело смысла, в связи с чем они отказались от данного предложения. Последовав совету представителя Аэрофлота, находящегося у зоны контроля вылета, предложившего им купить билеты на следующий рейс, который улетал в Москву через пол часа, они приобрели билеты до Москвы на следующий рейс. По прилету в аэропорт Шереметьево при регистрации на рейс SU2384 Москва-Женева им сообщили, что в системе как пассажиры они числятся, но зарегистрировать на рейс программа не позволяет, по причине не посадки на борт первого рейса Воронеж-Москва SU1353 все билеты на остальные перелеты Воронеж-Москва-Женева и обратно аннулированы, а их стоимость возврату не подлежит, так как при покупке билетов через интернет они дали на это согласие. Они вынуждены были повторно покупать билеты на ранее оплаченные места в самолете на рейс SU2384 Москва-Женева, а уже находясь за территорией РФ на все обратные рейсы из Женевы в Москву и из Москвы в Воронеж. Всего повторная покупка билетов по маршруту Воронеж-Москва-Женева и обратно обошлась в 115806 рублей. Полагая, что, поскольку сотрудники колл центра Аэрофлота по телефону 88004445555 неоднократно были информированы о сложившейся ситуации и о дальнейших намерениях воспользоваться всеми последующими участками маршрута, действия ответчика ПАО «Аэрофлот» свидетельствуют о грубом нарушении условий договора перевозки, а так же нарушении Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей". ДД.ММ.ГГГГ истец направила курьером в ПАО «Аэрофлот» претензию с требованием оплатить стоимость повторно купленных билетов на общую сумму 120000 рублей и компенсировать моральный вред в размере 100000 рублей, претензия оставлена без удовлетворения. В связи с чем, истец считая свои права нарушенными, обратилась в суд.
Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано (л.д.132-137).
Не согласившись с решением суда, ФИО1 обратилась в суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении иска (л.д.140-141).
ФИО1, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке, о причине не явки суду не сообщили, заявления об отложении дела слушанием не поступали, в связи с чем судебная коллегия на основании ч.1 ст. 327 и ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом ст. 310 ГК РФ предусматривает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Федеральными Авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 82 (далее по тексту - ФАП), установлено, что закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза (п. 8). Бронирование места предполагает перевозку пассажира в дату, рейсом и по маршруту, на которые оно было произведено (п. 11).
Пассажир для осуществления бронирования может обратиться к перевозчику или уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи перевозок либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место и провозную емкость самостоятельно через информационные системы (п. 13 ФАП).
Согласно п. 27 ФАП, если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.
Согласно п. п. 45 и 50 ФАП на каждого пассажира оформляется отдельный билет. Билет может быть оформлен в электронной форме или на бумажном носителе.
Пунктом 75 ФАП предусмотрено, что перевозка пассажиров, багажа и груза выполняется между указанными в перевозочном документе в установленной последовательности аэропортами (пунктами) отправления, трансфера (остановки) и назначения (далее - маршрут перевозки).
По договору перевозки, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения по избранному им маршруту с указанием определенной последовательности аэропортов (пунктов) отправления и трансфера, перевозчик обязан обеспечить предоставление пассажиру места на соответствующих воздушных судах, совершающих указанные в билете рейсы по этому маршруту.
Перевозка пассажира может состоять из нескольких рейсов, оформленных одним билетом. Изменение указанной в перевозочном документе последовательности аэропортов (пунктов) отправления и трансфера (остановки) является изменением условий такого договора и, по общему правилу, допускается по соглашению сторон. Соответственно, отказ от какого-либо пункта перевозки является изменением условий договора перевозки, заключенного между пассажиром и перевозчиком.
Согласно п.п. 80, 81 Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 82 в редакции, действующей на юридически значимый период (далее - ФАП), пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.
Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка.
В соответствии с п.п. 90. 91 данных Правил пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.
Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру.
В соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Согласно части 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете.
Согласно части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами или договором.
Пункт 230.1 ФАП детализирует процедуру добровольного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки, в том числе в виде отказа от полета на одном или нескольких участках маршрута перевозки.
В силу статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за перевозку сумму. При отказе пассажира от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Таким образом, из указанных положений следует, что пассажир вправе изменить договор перевозки в одностороннем порядке, отказавшись от полета на любом участке избранного им маршрута лишь с уведомлением перевозчика в установленном порядке.
Исходя из положений приведенных норм, а также ст. ст. 13, 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", следует, что пассажир (потребитель) и перевозчик несут взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заключенного договора воздушной перевозки.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела доводы истца ФИО1 о бронировании ею ДД.ММ.ГГГГ через веб. сайт ПАО «Аэрофлот» трех билетов на ДД.ММ.ГГГГ на рейсы Аэрофлота по маршруту Воронеж - Москва (Шереметьево) - Женева и обратно по такому же маршруту ДД.ММ.ГГГГ, а также оплате данного заказа своей банковской пластиковой картой на сумму 97846 рублей подтверждаются материалами дела, в частности, копией электронного билета (л.д. 18-19), копиями маршрутных квитанций электронного билета (л.д. 23-25-обор. сторона, 33-35), выпиской по операции клиента (л.д. 36) и сомнений не вызывают, ответчик данное обстоятельство не оспаривал.
Также документально подтвержден факт регистрации истца, ее мужа и ребенка на рейс SU1353 со временем вылета ДД.ММ.ГГГГ в 06 час. 10 мин. через интернет и получения посадочных талонов (л.д. 32).
Действия истца ФИО1, совершившей оплату предварительно забронированных авиабилетов по ранее указанному маршруту, свидетельствуют о ее присоединении к публичному договору воздушной перевозки с ПАО «Аэрофлот».
К моменту прибытия истца регистрация на рейс была окончена, следовательно, прибытие имело место менее чем за 40 мин. до вылета самолета, но еще до завершения посадки на самолет, то есть более чем за 20 мин. до вылета.
Сотрудники аэропорта, ввиду наличия у пассажиров предварительной регистрации на рейс № SU1353, предложили им пройти на посадку на борт самолета и воспользоваться своим правом на перелет по ранее запланированному маршруту, поскольку наличие посадочных талонов давало им такое право, несмотря на окончание регистрации, но без багажа ввиду опоздания на его оформление.
ФИО1, а также летевший с ней совместно ФИО5 добровольно отказались от перелета по рейсу SU1353 со временем вылета ДД.ММ.ГГГГ в 06 час. 10 мин. по маршруту Воронеж – Москва (Шереметьево), приняв такое решение самостоятельно и приобрели билеты по тому же маршруту Воронеж-Москва на следующий рейс.
При приобретении единого электронного билета истец была уведомлена об условиях перевозки по выбранному тарифу, что является составляющей частью электронного бронирования.
Согласно пункту 9 договора перевозки (л.д. 103-104), являющегося договором присоединения, имеющего публичный характер и размещенного на официальном сайте ПАО «Аэрофлот» в сети Интернет, следует, что если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то он должен сообщить перевозчику об изменении условий договора перевозки и своих намерениях продолжить перевозку на последующих участках маршрута. Для этого пассажир должен обратиться по месту бронирования или в кассу ПАО "Аэрофлот" для внесения необходимой информации в бронирование. Если пассажир не предпринял указанных мер, то система бронирования автоматически, без уведомления пассажира, аннулирует последующие сегменты полета по перевозке.
Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая, что отказ истца от перелета на одном из сегментов избранного маршрута перевозки является изменением условий всего договора перевозки, порядок изменения соблюден не был, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, отсутствии одного из составляющих признаков (вина) при взыскании убытков в порядке статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, об отсутствии в действиях ПАО "Аэрофлот", аннулировавшего бронирование, нарушений прав потребителя ФИО1.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, находит их обоснованными и соответствующими материалам дела.
Обстоятельства дела, доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении, доводы жалобы, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
В ходе рассмотрения дела по существу истица в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ каких-либо достаточных и допустимых доказательств, бесспорно свидетельствующих о надлежащем извещении перевозчика об изменении договора перевозки, обязанность которого лежит именно на пассажире, в установленный срок и порядке суду не представила, не представлены такие доказательства и апелляционной инстанции.
Таким образом, факт нарушения прав истца действиями ответчика не доказан.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении и при рассмотрении дела судом первой инстанции. Эти доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, подробно изложенная в решении суда, с которой согласилась судебная коллегия. Они не опровергают выводы суда первой инстанции, в жалобе не содержатся обстоятельства, которые нуждались бы в дополнительной проверке, доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Тот факт, что суд не согласился с доводами истца, иным образом оценил доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены.
Выводы суда являются правильными, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам, изложенным в жалобе, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: