Судья Кучина Е.А. | Дело № 33-1898 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«23» сентября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.
судей Лукьяновой С.Б., Ивановой О.А.
при секретаре Черемухиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Костериной Ирины Евгеньевны на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 04 июля 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований Костериной Ирины Евгеньевны к Федеральному казенному учреждению Главное управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний России о возложении обязанности по включению в выслугу лет периода обучения, перерасчету выслуги, внесении изменений в приказ, признании права на социальные льготы и выплаты, исходя из увеличенного размера выслуги лет в соответствии с законодательством РФ, отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав объяснения Костериной И.Е. и её представителя Горбанева А.В., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения относительно апелляционной жалобы представителей ФКУ Главное управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний России Тихоновой А.О. и Чикина С.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Костерина И.Е. обратилась в суд с иском (впоследствии уточненным) к Федеральному казенному учреждению Главное управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний России о признании незаконным приказа № 29-ЛС от 20 декабря 2018 года начальника Управления по Костромской области ФКУ ГУОДОП ФСИН России в части календарного исчисления выслуги лет на день увольнения 20 января 2019 года, обязании произвести перерасчет выслуги лет и включении в стаж службы в органах уголовно-исполнительной системы периода обучения в Костромском учебно-производственном комплексе «ПТУ-техникум» АО «Костромакоопцентр» с 01.09.1994 года по 24.05.1996 года из расчета два месяца обучения за один месяц службы, то есть 10 месяцев 11 дней с внесением изменений в приказ, изменив выслугу лет на день увольнения в календарном исчислении на 20 лет 4 месяца, в льготном исчислении на 30 лет 25 дней, признать право истца на предоставляемые социальные льготы и выплаты, исходя из размеров измененной выслуги лет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования обоснованы не включением в календарную выслугу лет времени учебы истца в Костромском учебно-производственном комплексе «ПТУ-техникум» АО «Костромакоопцентр», а именно 10 месяцев 11 дней, до поступления на службу в уголовно-исполнительную систему. Истец указывает, что с 1 августа 1999 года по 20 января 2019 года она проходила службу в органах УИС, 20 января 2019 года приказом № 29-ЛС от 20 декабря 2018 года она была уволена по достижению предельного возраста пребывания на службе. Ссылаясь на п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ и их семьям в РФ», указывает, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Представитель Управления не отреагировал на обращение истца и оставил ранее рассчитанную выслугу лет без изменений.
К участию в деле в качестве третьего лица судом привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России по Костромской области.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Костерина И.Е. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Считает, что суд ошибочно применил к спорным правоотношениям статью 38 Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ, ст. 63 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 г. №1142-О, руководствуясь которыми сделал вывод о том, что законодательство не предполагает включение в выслугу лет сотрудникам УИС время обучения в образовательных учреждениях по заочной форме обучения. Отмечает, что другим работникам учреждения, уволившимся до истца, такое время обучения было включено, в связи с чем выплаты при увольнении им произведены больше, чем истице. Считает, что судом нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в том, что в судебном решении суд не указал, что истец изменил основание иска, что ответчик признал включение времени обучения по заочной форме обучения в выслугу лет свидетеля Шаповаленко, суд не дал оценки представленным истцом доказательствам: письмам и телетайпограмме руководства ФСИН России, в которых содержались указания о том, что в выслугу лет включается время обучения по различным формам. Указывает, что в других субъектах РФ такое время обучения включается в выслугу лет. Считает, что приведенные обстоятельства свидетельствуют о проявлении дискриминации к ней со стороны ответчика.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ФКУ ГУОДОП ФСИН России Сердюченко И.Н. просит в удовлетворении апелляционной жалобы Костериной И.Е. отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено, что с 01 августа 1999 года по 20 января 2019 года Костерина И.Е. проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы, последняя занимаемая должность – старший оперуполномоченный по особо важным делам, в звании подполковника внутренней службы.
Приказом от 20 декабря 2018 года Костерина И.Е. уволена со службы по п. 2 ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ» (по достижении предельного возраста пребывания на службе). Выслуга лет по состоянию на 20 января 2019 года в календарном исчислении – 19 лет 05 месяцев 19 дней, в льготном исчислении – 29 лет 02 месяца 14 дней.
В период с 01.09.1994 года по 24.05.1996 года, то есть до поступления на службу, истица обучалась по заочной форме обучения в Костромском учебно-производственном комплексе «ПТУ-Техникум» по специальности «бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности». В это же время работала на Автобазе областного управления здравоохранения бухгалтером.
При увольнении при подсчете выслуги лет ответчик не включил период обучения истицы по заочной форме обучения.
Проанализировав положения п. 10 ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», п. 63 Положения о службе в органах внутренних дел РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1, Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", а также толкования норм права, содержащееся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2013 года № 1142-О, суд пришел к выводу о том, что ни ранее действовавшее, ни действующее в настоящее время законодательства, не позволяют включить сотруднику уголовно-исполнительной системы в выслугу лет период учебы, имевший место до поступления в уголовно-исполнительную систему, по заочной форме обучения.
Судебная коллегия находит этот вывод основанным на правильном толковании норм материального права. Доводы апелляционной жалобы этого вывода не опровергают.
В п.10 части 2 и п.1 части 4 статьи 38 ФЗ от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включатся: время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы ( ч.2 п.10). В стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении) ( п.1 ч.4).
Как следует из буквального толкования ч.2 этой статьи, в выслугу лет в предусмотренном ею случае включается только время учебы по очной форме обучения.
Ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" также не предусматривает включение в выслугу лет истицы учебы по заочной форме обучения. В этой норме сказано, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона может засчитываться время учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В абз.2 п. 2 Постановления Правительства от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1533) предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы. И только в отношении лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы и национальной гвардии в этом пункте предусмотрена возможность включения в выслугу лет периода их обучения до поступления на службу по заочной форме обучения в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования.
Оснований для толкования данной нормы как допускающей включение в выслугу лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы периода их обучения по заочной форме и распространение на них льгот, установленных для работников органов внутренних дел, национальной гвардии и федеральной противопожарной службы не имеется.
В действующей до 2016 года редакции данная норма не предполагала возможность включения ни одной из перечисленных в ней категорий лиц, имеющих право на пенсию по выслуге лет, периода обучения по заочной форме в выслугу лет. Этот вывод сделан судом на основании анализа этого пункта в предыдущей редакции в совокупности со ст. 63 Положения о службе в органах внутренних дел, с учетом толкования этой нормы, приведенной в Определении Конституционного Суда Российской федерации от 16 июля 2013 года № 1142-О.
Включение в выслугу лет периода обучения по заочной форме некоторым лицам, уволенным со службы в органах уголовно-исполнительной системы, не свидетельствует о нарушении конституционного принципа равенства граждан, поскольку не означает, что закон допускает такой подсчет выслуги лет. Кроме того, как пояснила в заседании судебной коллегии представитель ФКУ Главное управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний России Тихонова А.О., включение в выслугу лет периода обучения по заочной форме Шаповаленко С.В. было обусловлено предоставлением неполных сведений, в частности, в справке с места учебы не была указана форма обучения.
Телетайпограмма Заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний от 28 августа 2006 года и письмо заместителя начальника УКПО ФСИН России от 22 ноября 2005 года, на которые ссылается истец в обоснование своей позиции по делу, не являются нормативными документами, регламентирующими порядок исчисления выслуги лет, кроме того, они не являются и актами официального толкования нормативных документов, в связи с чем применению при рассмотрении настоящего дела не подлежат.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 04 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Костериной Ирины Евгеньевны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: