ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1898/19 от 01.04.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Айгунова З.Б.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 апреля 2018 года по делу

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующей судьи Сидоренко М.И.,

судей Абдулаева М.М. и Гаджиева Б.Г.,

с участием прокурора Алиевой Ф.Д.,

при секретаре Ибрагимовой Т.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МКУ «Управление по жилищной политике г. Махачкалы» к ФИО1 о выселении собственника из аварийного жилья с предоставлением другого о выселении собственника из аварийного жилья с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения

по апелляционной жалобе МКУ «Управление по жилищной политике г. Махачкалы» на решение Ленинского районного суда г.Махачкала от <дата>, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении исковых требований МКУ « Управление по жилищной политике г. Махачкалы» к ФИО1 о выселении из <адрес>, с представлением другого благоустроенного жилого помещения 2-комнатную <адрес> по ул.МКР <адрес><адрес> ».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Абдулаева М.М., заключение прокурора Алиевой Ф.Д., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия

установила:

МКУ «Управление по жилищной политики г. Махачкалы» обратилось в суд с иском к ФИО1 о выселении из <адрес>, с представлением другого благоустроенного жилого помещения 2-комнатную <адрес> по ул.МКР <адрес><адрес>, корп.П, указав при этом, что в целях обеспечения исполнения ФИО2 от 07.05.2012 года «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» на территории г. Махачкалы постановлением Администрации г. Махачкалы от 24 апреля 2014 года была утверждена и в настоящее время реализуется программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории « города Махачкалы» на 2013 -2017 г.г.

По этапу программы переселения 2015-2016 г.г. предусматривалось переселение граждан из аварийного жилого дома по <адрес>, г.Махачкалы, который был в установленном порядке признан аварийным, подлежащим сносу, и включен в программу переселения.

Основанием для включения указанного дома в программу переселения явилось постановление администрации г. Махачкалы от <дата> изданное на основание заключения межведомственной комиссии администрации г. Махачкалы по признанию данного многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания от 14 декабря 2011 года.

Постановлением администрации г.Махачкалы ФИО1 из <адрес> переселяется в 2-комнатную <адрес>, по ул.МКР <адрес><адрес>, корп.П г.Махачкалы.

В судебном заседании ответчик - ФИО1, возражал против удовлетворения исковых требований, указав при этом, что администрация г.Махачкалы не предлагала ему выкупить у него квартиру в которой он проживает. Предварительный договор он не подписывал. Кроме того, решением суда заключение межведомственной комиссии г.Махачкалы от <дата> о признании многоквартирного дома по <адрес> непригодным для постоянного проживания, акт обследования помещения межведомственной комиссии г.Махачкалы от 14.12.2011, признаны незаконными.

Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит представитель МКУ «Управление по жилищной политике г. Махачкалы» по доводам апелляционной жалобы.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, заключение прокурора Алиевой Ф.Д., просившей решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение суда указанным требованиям закона отвечает в полном объеме.

Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, принял предусмотренные законом меры для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, полно и всесторонне проверил доводы истца, положенные в обоснование заявленных исковых требований, возражения ответчика, правомерно руководствовался положениями закона, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (ч. 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).

В развитие названных конституционных положений ч. 10 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Для применения этих норм е учетом разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 14)", необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств; изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.

В силу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Согласно пп. "и" п. 20 Постановления Пленума N 14 требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи н разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума N 14, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную пену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ЖК РФ, в том числе его ст. 32, указывает и Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, определяющий правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда (ст. ст. 2, 14, 16 названного Закона).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что многоквартирный дом по адресу: г. Махачкала, <адрес> признан непригодным для проживания и подлежит сносу.

Согласно акту обследования помещения от 14 декабря 2011 года межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы города от 1 ноября 2011 года, пришла к заключению о том, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Махачкала, <адрес>, не пригоден для проживания и подлежит сносу.

Согласно постановлению администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата> о переселении собственников и нанимателей жилых помещений из аварийных домов по <адрес>, в связи с принятием в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <...> <адрес><адрес> оформления права муниципальной собственности администрации города принято решение о переселении собственников и нанимателей жилых помещений из аварийных домов в жилые помещения вновь построенного многоквартирного дома по ул. МКР <адрес><адрес>.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно решению Советского районного суда г.Махачкалы вступившим в законную силу <дата> заключение межведомственной комиссии г.Махачкалы от 14.12.2011 о признании многоквартирного дома по <адрес> непригодным для постоянного проживания признано незаконным; акт обследования помещения межведомственной комиссии г.Махачкалы от 14.12.2011 признано незаконным.

Принимая во внимание, что документы послужившие основаниям для выселения ответчика из спорной квартиры признаны незаконными, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для удовлетворения исковых требований МКУ «Управление по жилищной политике г. Махачкалы» о выселении из <адрес>, с представлением другого благоустроенного жилого помещения 2-комнатную <адрес> по ул.МКР <адрес><адрес>, отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении иска МКУ «Управление по жилищной политике г. Махачкалы» к ФИО1 о выселении нанимателя с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы также были предметом оценки суда первой инстанции, оснований для иной оценки собранных по делу доказательств и выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, поскольку принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к спорным правоотношениям, в решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.

Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Махачкала от 15 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: