ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-189/2017 от 23.01.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Рожин Г.И. дело № 33-189/2017(33-6521/2016)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Якутск 23 января 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Дьяконовой З.С., судей Ивановой М.Н., Оконешниковой М.М.,

при секретаре Петровой Н.П.,

с участием представителя ответчика Соркомова Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Нерюнгринского транспортного прокурора на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2016 года по делу по иску Нерюнгринского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности, которым

П О С Т А Н О В Л Е Н О:

В удовлетворении искового заявления Нерюнгринского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности обеспечить постоянную охрану контрольно-пропускного пункта (пост № ...) филиала «Аэропорт Нерюнгри» силами ведомственной охраны Министерства транспорта РФ с установлением срока исполнения решения суда в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу - отказать.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., пояснения представителя ответчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Нерюнгринский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности по обеспечению постоянной охраны контрольно-пропускного пункта (пост № ...) филиала «Аэропорт Нерюнгри» силами ведомственной охраны Министерства транспорта РФ. В обоснование указал, что в филиале «Аэропорт Нерюнгри» была проведена проверка соблюдения законодательства об авиационной безопасности, в ходе которой было установлено, что по договору на оказание охранных услуг № ... от 01.01.2016 г., заключенному между ФКП «Аэропорты Севера» и ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», охрана КПП (пост № ...) осуществляется лишь в период времени с 08.00 ч. по 20.00 ч. Этот факт свидетельствует о наличии потенциальной угрозы проникновения посторонних лиц на охраняемые объекты в период времени суток с 20.00 ч. по 08.00 ч.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, прокурор направил апелляционное представление, в котором просит об отмене решения и принятии нового – об удовлетворении исковых требований. Считает, что действующим законодательством установлена императивная обязанность лица, эксплуатирующего аэропорт, осуществлять охрану периметра аэропорта подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ. Считает, что суд не верно определил юридически значимые обстоятельства по делу, не дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным доказательствам, постановив решение с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Согласно ч. 4 ст. 84 ВК РФ требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные Приказом Министра транспорта РФ от 28.11.2005 г. № 142 (далее – Требования), устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

Согласно п.3 Требований, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

В соответствии с п. 4. Требований авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Положение о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 897 от 30.07.1994 г. «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» ( п. 1 Приложения «Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности») предусматривает, что территория аэропорта, включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, авиатопливообеспечения и коммерческие склады должны иметь ограждение по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны.

В контролируемой зоне аэропорта, на объектах авиатопливообеспечения и на коммерческих складах устанавливаются дополнительные ограждения, а также вводится пропускной режим.

Пункт 2.1 Федеральных авиационных правил «О введении в действие Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта», утвержденных Приказом Министра транспорта России № 76 от 17.10.1994 г., предусматривает, что служба авиационной безопасности аэропорта обязана обеспечить защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. При этом одной из основных задач службы авиационной безопасности аэропорта является обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов.

Разрешая спор, исходя из анализа во взаимосвязи п. 4 и п. 5 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. № 42, (далее - Правила) которые предусматривают, что охрана границ территории (далее - периметр) не международного аэропорта осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации (п.4), а также охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями вневедомственной охраны полиции и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации (п.5), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что лица, осуществляющие эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры, вправе выбирать порядок их охраны, как силами службы авиационной безопасности аэропорта, так и иными подразделениями согласно заключенным с ними договорам. То есть, указанные правила не обязывают филиал «Аэропорт Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера» заключать отдельные договоры с подразделениями ведомственной охраны Минтраса России в части охраны КПП круглосуточно.

Кроме того, как установлено в п. 2.3. Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму на объекте транспортной инфраструктуры (IV категории) филиала «Аэропорт Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера», досмотр и пропуск физических лиц и автотранспортных средств через КПП осуществляют сотрудники ведомственной охраны с 08-00 ч. до 20-00 ч. во взаимодействии с инспекторами службы безопасности аэропорта с 08-00 ч. до 08-00 ч.(л.д.141). Указанные положения согласуются с приведенным выше п. 2.1 Федеральных авиационных правил «О введении в действие Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта», утвержденных Приказом Министра транспорта России № 76 от 17.10.1994.

При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить постоянную (круглосуточную) охрану контрольно-пропускного пункта аэропорта Нерюнгри исключительно силами подразделений ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации основан на правильном установлении обстоятельств по делу и применении норм материального права.

Ошибочное толкование прокурором норм материального права на правильность принятого решения не влияет.

Суд первой инстанции дал правильную правовую оценку всем собранным по делу доказательствам и верно применил к установленным правоотношениям нормы материального права, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и по существу направлены на иное толкование норм права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения.

Нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2016 года по делу по иску Нерюнгринского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Председательствующий З.С. Дьяконова

Судьи М.Н. Иванова

М.М. Оконешникова