ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18/19 от 16.01.2019 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Тимиров Р.В.

Дело № 33-18/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 января 2019 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Коневой О.А.,

судей Мудрой Н.Г., Золотаревой Ю.Г.,

при секретаре Сушковой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Паруновой Л. А. на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 18.10.2018, которым постановлено:

В удовлетворении иска Паруновой Л. А. к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о взыскании единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию, процентов, отказать.

Заслушав доклад судьи Мудрой Н.Г., пояснения истца Паруновой Л.А., её представителя Гузмана В.Э., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Парунова Л.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО о взыскании невыплаченного единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию в размере 82 446 рублей, процентов в размере 8 775 рублей.

Требования мотивировала тем, что проходила муниципальную службу в администрации МО «Октябрьский муниципальный район», последняя занимаемая должность - <...>. 31.01.2018 была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, однако единовременное денежное поощрение, положенное при увольнении в связи с выходом на пенсию, ей выплачено не было. В ответе на её письменное заявление от 31.01.2018 сообщено, что постановление от 10.06.2013 № 127, предусматривающее выплату данного вида поощрения, признано утратившим силу на основании постановления администрации от 31.01.2018 № 24.

Считает, что на момент её увольнение данное постановление являлось действующим, поскольку вступило в силу после его официального опубликования, то есть после 31.01.2018. В связи с чем полагает отказ в выплате данного денежного поощрения незаконным.

В судебном заседании истица Парунова Л.А. исковые требования и доводы в их обоснование, изложенные в заявлении, поддержала. Пояснила, что была уволена с муниципальной службы 31.01.2018 в связи с выходом на трудовую пенсию, на момент увольнения имела стаж муниципальной службы 16 лет. Также имела дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Представитель истицы Гузман В.Э. исковые требования поддержал. Пояснил, что постановление от 31.01.2018 № 24 «О признании утратившим силу постановления администрации муниципального района от 10.06.2013 № 127» вступило в силу после его опубликования, следовательно, на момент увольнения истицы являлось действующим. Поскольку единственным основанием для отказа истице в выплате данного денежного поощрения указывалось только утрата силы постановления от 10.06.2013, наличие действующего дисциплинарного взыскания не может служить основанием для отказа в выплате поощрения.

Представитель ответчика администрации МО «Октябрьский муниципальный район» Натапова О.А. исковые требования не признала. Пояснила, что Парунова Л.А. была уволена 31.01.2018. На момент её увольнения Положение, определяющее порядок выплаты единовременного денежного поощрения, утратило силу. В связи с чем данное поощрение истице не выплачено. Считает, что выплата указанного вида поощрения является правом, а не обязанностью работодателя, оно не относится к обязательным выплатам и не носит гарантированный характер.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Парунова Л.А. просила решение суда отменить и вынести новое решение.

Мотивируя жалобу, указала, что суд неправомерно вышел за рамки заявленных ответчиком оснований отказа в выплате единовременного поощрения, указав, что наличие неснятого дисциплинарного взыскания влияет на понятие безупречной службы и не может являться основанием для выплаты данного вида поощрения.

Полагает, что безупречное выполнение муниципальным служащим своих обязанностей учитывается только при выплате видов поощрений, указанных в части 1 статьи 8 закона ЕАО от 25.04.2007 № 127-ОЗ, и не может применяться к другим видам поощрения.

Кроме того, понятие «безупречная служба» указано только в преамбуле положения, определяющего порядок и условия выплаты вышеуказанного поощрения. Сам текст положения не содержит такого ограничения для выплаты поощрения как наличие не снятого дисциплинарного взыскания. Более того, содержащееся в преамбуле указание на безупречную службу противоречит подпункту 3 пункта 2 статьи 8 закона ЕАО от 25.04.2007 № 127-ОЗ.

Решение вопроса о применении поощрения отнесено к исключительной компетенции работодателя. Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что единственным основанием для отказа в выплате поощрения явилась утрата юридической силы постановления от 10.06.2013 № 127.

В суде апелляционной инстанции истица ФИО1 и её представитель ФИО2 поддержали требования и доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика администрации МО «Октябрьский муниципальный район»в апелляционную инстанцию не явился. О времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без его участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 проходила муниципальную службу в администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО с 09.10.2006, в последней должности <...>. Распоряжением главы муниципального района от 31.01.2018 № 36 трудовой договор расторгнут, истица уволена 31.01.2018 по собственному желанию (пункт 3 части 1 статьи 77 ТК РФ) в связи с выходом на пенсию.

Согласно справке ответчика от 14.02.2018 № 18 стаж муниципальной службы ФИО1 составил 16 лет.

31.01.2018 ФИО1 обратилась к главе муниципального района ФИО3 с заявлением о выплате единовременного денежного поощрения в связи с (выходом) на пенсию в соответствии с постановлением администрации муниципального района от 10.06.2013 № 127.

Указанная выплата истице произведена не была, поскольку 31.01.2018 главой муниципального района принято постановление № 24 о признании утратившим силу постановления от 10.06.2013 № 127 «О порядке и условиях выплаты единовременного денежного поощрения муниципальным служащим администрации муниципального района в связи с выходом на трудовую пенсию».

Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что на момент увольнения истицы постановление администрации муниципального района от 10.06.2013 № 127 являлось действующим, поскольку утратило силу только 03.02.2018 - после официального опубликования постановления администрации муниципального района от 31.01.2018 № 24 в газете «Октябрьские зори» от 02.02.2018. В связи с чем пришёл к выводу о том, что истица имела право на выплату единовременного денежного поощрения, предусмотренного указанным постановлением, при условии продолжительной, безупречной муниципальной службы. Поскольку на момент увольнения истица имела действующее дисциплинарное взыскание, суд первой инстанции пришёл к выводу об отказе истице ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации МО «Октябрьский муниципальный район» о взыскании единовременного денежного поощрения, а также компенсации за задержку в её выплате.

Судебная коллегия не согласилась выводом суда в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании единовременного денежного поощрения по следующим основаниям.

Особенности прохождения муниципальной службы в Еврейской автономной области, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения, определены законом ЕАО от 25.04.2007 №127-ОЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Еврейской автономной области».

Согласно статье 6 закона ЕАО от 25.04.2007 № 127-ОЗ денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <...>, в размерах и порядке, определяемых правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется правовыми актами представительных органов муниципальных образований; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока; ежемесячная выплата за классный чин муниципального служащего.

Размер должностных окладов, а также размер ежемесячных и иных выплат и порядок их осуществления устанавливаются представительными органами муниципальных образований.

В соответствии со статьёй 8 закона ЕАО от 25.04.2007 № 127-ОЗ за безупречное выполнение муниципальными служащими должностных обязанностей предусматриваются следующие виды поощрения: объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение ценным подарком; представление к награждению государственными наградами РФ и наградами области; иные виды поощрения, предусмотренные органами местного самоуправления муниципальных образований.

Единовременное денежное поощрение муниципальным служащим может быть выплачено: в связи с юбилеями, начиная с 50 лет со дня рождения и через каждые 5 лет; в связи с юбилейными датами долгосрочной и безупречной муниципальной службы; при выходе на пенсию.

Порядок применения поощрений устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

Постановлением администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО от 10.06.2013 №127 утверждёно Положение о порядке и условиях выплаты единовременного денежного поощрения муниципальным служащим администрации муниципального района в связи с выходом на трудовую пенсию (далее - Положение).

Согласно указанному Положению право на получение единовременного денежного поощрения в связи с выходом на трудовую пенсию (далее - денежное поощрение) в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют муниципальные служащие, замещающие на 01.01.2004 и позднее должности муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в ЕАО и имеющие стаж муниципальной службы не менее 10 лет (п.1).

Решение о денежном поощрении муниципального служащего оформляется правовым актом администрации муниципального района и выплачивается по месту службы муниципального служащего (пункты 6,7).

Из приведённых положений следует, что принятие решения о выплате единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию относится к компетенции и на усмотрение представителя нанимателя (работодателя).

Как следует из ответа главы администрации МО «Октябрьский муниципальный район» единственным основанием для отказа в выплате ФИО1 единовременного денежного поощрения явилась утрата юридической силы постановления администрации муниципального района от 10.06.2013 № 127.

Указанные обстоятельства в судебном заседании также подтвердила представитель ответчика ФИО4

Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 по основанию наличия у истицы на момент увольнения неснятого и непогашенного дисциплинарного взыскания, суд первой инстанции фактически вышел за пределы принятого главой администрации Октябрьского муниципального района решения, в то время как суд не вправе вмешиваться в исключительную компетенцию работодателя, подменяя его и осуществляемые им полномочия.

Поскольку на момент увольнения истицы постановление администрации муниципального района от 10.06.2013 № 127 «О порядке и условиях выплаты единовременного денежного поощрения муниципальным служащим администрации муниципального района в связи с выходом на трудовую пенсию» являлось действующим, других оснований для отказа в выплате данного поощрения у администрации не имелось, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании с ответчика единовременного денежного поощрения нельзя признать правильным.

В связи с чем решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении указанных требований истицы.

Согласно пункту 3 Положения размер денежного поощрения исчисляется с учётом выслуги лет на муниципальной службе в следующих размерах: при стаже муниципальной службы 10 лет - в размере полуторакратного месячного содержания; при стаже муниципальной службы более 10 лет за каждый полный год муниципальной службы денежное поощрение возрастает на 0,1 месячного содержания, но не более трёхкратного месячного денежного содержания.

Как следует из справки от 03.10.2018 № 10, предоставленной ответчиком, месячное денежное содержание ФИО1, работавшей в должности <...>, составляло <...>.

С учётом продолжительности трудового стажа истицы, составляющего 16 лет,размер единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию при увольнении составляет 81 390 рублей 60 копеек (<...> х 1,5 + <...> х 0,6).

В соответствии со статьёй 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно.

Разрешая требование ФИО1 о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты единовременного денежного поощрения на основании статьи 236 Трудового кодекса РФ, судебная коллегия не находит правовых оснований для их удовлетворения, поскольку в силу статьи 6 закона ЕАО от 25.04.2007 № 127-О данная выплата не входит в денежное содержание муниципального служащего, следовательно, не относится к причитающимся ему выплатам.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов и учитывая, что истица и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, эти расходы в силу части 4 статьи 103 ГПК РФ подлежат возмещению за счёт средств местного бюджета.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 18.10.2018 в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о взыскании единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию отменить, в указанной части вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Взыскать с администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области в пользу ФИО1 единовременное денежное поощрение в связи с выходом на пенсию в размере 81 390 рублей 96 копеек.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ФИО1 считать удовлетворённой частично.

Председательствующий О.А. Конева

Судьи Н.Г. Мудрая

ФИО5