Председательствующий Дмитриенко Д.М.
Дело № 33-1900/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 июля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе истцов ФИО1 и ФИО2 на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 23 мая 2019 года, которым частично удовлетворен их иск к обществу с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи Хлыстак Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (далее – ООО «ХакТЭК») о защите прав потребителя. Требования мотивировали тем, что являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Жилое помещение истцов с ноября 2011 года оборудовано индивидуальным прибором учета тепловой энергии, однако ООО «ХакТЭК» производит начисление платы за отопление, исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, показания индивидуального прибора учета не принимает. С учетом уточнения исковых требований просили обязать ответчика принять показания индивидуального прибора учета тепловой энергии и использовать их при расчете размера платы за отопление, произвести перерасчет платы за отопление с марта 2015 года по июль 2016 года, снять незаконно начисленную по нормативу сумму и пеню в размере 192 руб. 51 коп., начислить плату в соответствии с формулой № 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307), используя среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный по индивидуальному прибору учета 0,07 Гкал, с последующей корректировкой по формуле № 10; обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление с августа 2016 года по март 2019 года, снять начисленную в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, (далее – Правила № 354) сумму в размере 24 107 руб. 83 коп., снять пеню в размере 10 004 руб. 86 коп., начислить плату за фактически принятое истцами количество тепловой энергии, определенное по показаниям прибора учета, переданным ответчику; взыскать с ответчика штраф на основании части 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 настаивали на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения.
Дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, направившего письменные возражения, в которых он иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.
Суд постановил решение, которым иск удовлетворил частично. Обязал ООО «ХакТЭК» произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО1 и ФИО2, за период с 01.03.2015 по 30.06.2016 по формуле № 7 приложения 2 к Правилам № 307 с использованием среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенной по индивидуальному прибору учета, с последующей корректировкой по формуле № 10. Признал незаконным начисление ООО «ХакТЭК» платы за коммунальную услугу по отоплению и пеней в отношении указанного жилого помещения за период с 01.03.2015 по 30.06.2016, исходя из норматива потребления. Взыскал с ООО «ХакТЭК» в пользу ФИО1, ФИО2 компенсацию морального вреда в размере по 2 000 руб. каждому и штраф в размере по 1 000 руб. 00 коп. каждому. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказал. Взыскал с ООО «ХакТЭК» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.
С решением суда не согласны истцы.
В апелляционной жалобе они просят его изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Приводя обстоятельства дела, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 № 30-П, считают, что суд необоснованно отказал в удовлетворении их требований о перерасчете размера платы за отопление за период с августа 2016 года по март 2019 года, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии. Выражают несогласие с присужденным размером штрафа и компенсации морального вреда. Отмечают, что в письме от 27.02.2019, адресованном ответчику, в числе прочих требований имелась ссылка на ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, тем самым ими был соблюден установленный порядок подачи заявления о выплате штрафа.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, ФИО2 на праве общей совместной собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
ООО «ХакТЭК» предоставляет коммунальную услугу по отоплению дома.
Указанный многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, квартира истцов – индивидуальным прибором учета тепловой энергии.
Обращаясь с иском в суд, истцы указывали, что в нарушение действующего законодательства ответчик в период с марта 2015 года по июль 2016 года производил начисление платы за отопление, исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, с августа 2016 года по март 2019 года начисление платы производилось без учета показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении истцов, жилое помещение которых оборудовано индивидуальным прибором учета тепловой энергии, плата за отопление за период с 01.03.2015 по 30.06.2016 подлежала начислению по формуле № 7 приложения 2 к Правилам № 307, в связи с чем признал незаконным начисление ответчиком платы за коммунальную услугу по отоплению и пеней за период с 01.03.2015 по 30.06.2016, исходя из норматива потребления, обязав ООО «ХакТЭК» произвести перерасчет по формуле № 7 с использованием среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенной по индивидуальному прибору учета, с последующей корректировкой по формуле № 10.
В указанной части решение суда сторонами не оспаривается, а потому его законность в силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией не проверяется.
Доводы апелляционной жалобы истцов сводятся к несогласию с решением суда в части отказа в удовлетворении иска об обязании ответчика произвести перерасчет платы за отопление с августа 2016 года по март 2019 года по фактически приятому количеству энергии, определенному по показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд первой инстанции, приняв во внимание, что не все жилые и нежилые помещения многоквартирного дома, в котором проживают истцы, оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания действий ответчика по начислению платы за отопление незаконными.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен при правильном применении норм материального права и основан на имеющихся в деле доказательствах.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами.
Абзац 3 пункта 42(1) Правил № 354 (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) предусматривал, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с формулой 3 (приведенной в пункте 3 приложения № 2 к Правилам № 354) исчислялся размер платы за коммунальную услугу по отоплению при осуществлении оплаты в течение отопительного периода. Данная формула учитывала такие показатели, как объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, соотношение общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме и общей площади всех жилых и нежилых помещений в нем, а также установленный тариф на тепловую энергию.
Формула 3(1), содержащаяся в пункте 3(1) приложения № 2 к Правилам № 354, применялась для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года. Эта формула учитывала: общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; установленный тариф на тепловую энергию.
Формула 3(2), приведенная в пункте 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354, корректировала размер платы, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом. Эта формула учитывала: размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год; общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Таким образом, приведенные формулы 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 не предусматривали учет показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в квартирах граждан, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для начисления истцам платы за отопление за период с 01.07.2016 по 31.12.2018 с учетом показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии или распределителей тепла, установленных в жилых помещениях граждан, в соответствии с абз. 4 п. 42(1) Правил № 354 (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) подлежали учету при определении размера платы только в том случае, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708 в вышеприведенную норму (пункт 42(1)) Правил № 354) внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2019, согласно которым в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Формула 3(1) при исчислении размера платы за коммунальную услугу по отоплению учитывает, в том числе объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на помещение (жилое или нежилое), оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, в многоквартирном доме и определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год.
По формуле 3(4) исполнителем производится корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенного по формулам 3, 3(1) и 3(3), при оплате равномерно в течение календарного года, в I квартале года, следующего за расчетным годом.
Согласно абз. 10 п. 42(1) Правил № 354 при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода объем (количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета. При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год.
При таких обстоятельствах предложенный истцами способ определения размера платы за отопление с учетом показаний установленного в их квартире индивидуального прибора учета тепловой энергии за период с 01.07.2016 до 01.01.2019 при отсутствии доказательств оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в котором они проживают, индивидуальными приборами учета тепловой энергии, не предусмотрен действующим законодательством, регулирующим оплату услуг по отоплению в многоквартирных домах.
С 01.01.2019 показания индивидуального прибора учета тепловой энергии подлежат учету при расчете размера платы за отопление, порядок использования которых определен абз. 10 п. 42(1) Правил № 354.
Как следует из имеющейся в материалах дела пояснительной записки по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению заместителя главного бухгалтера ООО «ХакТЭК», с августа 2016 года истцам начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производилось по среднемесячному объему потребления тепловой энергии по формуле 3(1) (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) с учетом показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. 28.02.2019 индивидуальный прибор учета по отоплению, которым оборудована квартира истцов, сдан на коммерческий учет, плата за коммунальную услугу по отоплению будет определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления индивидуального прибора учета с 01.06.2019 (л.д. 105).
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконными действия ответчика по начислению платы за отопление за период с 01.07.2016 по март 2019 года является правильным.
Ссылка апелляторов на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 № 30-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца» судебной коллегией признается несостоятельной, поскольку предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации явились положения ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п. 42(1) Правил в той части, в которой на их основании разрешается вопрос об определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена. В рассматриваемом же случае жилые и нежилые помещения многоквартирного дома, в котором проживают истцы, не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о несогласии с размером определенного судом штрафа, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению.
Определяя размер штрафа, суд руководствовался положениями пункта 6 статьи 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), согласно которой при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Поскольку в пользу каждого истца подлежит взысканию с ответчика компенсация морального вреда в размере 2 000 руб., следовательно, размер штрафа составляет 1 000 руб.
Вопреки доводам жалобы, оснований для взыскания с ООО «ХакТЭК» штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, у суда первой инстанции не имелось.
Частью 6 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: о выявлении нарушения и выплате штрафа; об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме (ч. 7 ст. 157 ЖК РФ).
Таким образом, уплата штрафа производится в вышеуказанном порядке. В данном случае истцы к ответчику с заявлением об уплате штрафа в установленном порядке не обращались. Не содержит такого требования и письмо ФИО1, ФИО2 от 27.02.2019, адресованное генеральному директору ООО «ХакТЭК», в котором имеется лишь ссылка на данную норму права.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с размером компенсации морального вреда основанием для отмены либо изменения решения суда не являются.
Размер компенсации морального вреда определен судом исходя из принципа разумности и справедливости. Оснований не согласиться с данным выводом суда судебная коллегия не усматривает.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны истца, изложенную в суде первой инстанции, являлись предметом исследования суда, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 23 мая 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов ФИО1 и ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи А.В. Пронина
Е.В. Хлыстак