Судья Л.А. Батова Дело № 33-1901/2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Маркелова К.Б., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.
рассмотрела в судебном заседании 24 апреля 2014 года дело по апелляционным жалобам ФИО1 и УФСБ России по РК на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2014 года, по которому:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к МЧС России, Главному Управлению МЧС России по Республике Коми о взыскании ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну с января 2013г., ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 25% с января 2013г. и 50% с 1 июля 2013г., материальной помощи к отпуску в феврале 2013г., доли денежной премии неначисляемой финансовым органом УФСБ России по РК с 2010г., обязании начислять и выплачивать денежное довольствие и другие выплаты в соответствии с установленным порядком обеспечения денежным довольствием и выплат сотрудников МЧС прикомандированных к Федеральной службе безопасности определенных совместным указанием ФСБ России, МВД России, МЧС России от 2008 г. № 11/АО-130 до выхода в свет нормативных документов устанавливающих иной четкий порядок обеспечения прикомандированных сотрудников денежным и другими видами довольствия, взыскании компенсации в порядке ст.236 ТК РФ, материального ущерба за дискриминацию в сфере оплаты труда и компенсации морального вреда, отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истца ФИО1, представителя УФСБ России по РК ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к МЧС России, Главному Управлению МЧС России по Республике Коми с учетом изменений и уточнений просил взыскать с ГУ МЧС России по РК ежемесячную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну с января 2013 г., ежемесячную надбавку за особые условия службы в размере 25% с января 2013 г. и 50% с 01 июля 2013 г., материальную помощь к отпуску в феврале 2013 г., долю денежной премии не начисляемой финансовым органом УФСБ России по РК с 2010 г., обязать ГУ МЧС России начислять и выплачивать денежное довольствие и другие выплаты в соответствии с установленным порядком обеспечения денежным довольствием и выплат сотрудников МЧС прикомандированных к ФСБ определенных совместным указанием ФСБ России, МВД России, МЧС России от 2008 г. № 11/АО-130 до выхода в свет нормативных документов устанавливающих иной четкий порядок обеспечения прикомандированных сотрудников денежным и другими видами довольствия, взыскать проценты в порядке ст.236 ТК РФ, материальный ущерб за дискриминацию в сфере оплаты труда в сумме ... руб. за 2013 год и компенсацию морального вреда в сумме ... рублей.
Определением суда от 24.12.2013г. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено УФСБ России по Республике Коми.
Определением суда от 07.02.2014г. производство по делу по иску ФИО1 к УФСБ России по Республике Коми прекращено в связи с отказом от требований к данному ответчику.
Истец в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал.
Представитель МЧС России и ГУ МЧС России по РК в судебном заседании не согласился с требованиями истца по доводам, изложенным в отзывах; просил применить ст.392 Трудового кодекса РФ.
Представитель УФСБ России по РК в судебном заседании не принимал участия, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец не согласен с решением суда, просит его отменить, указав на неправильную оценку судом фактических обстоятельств дела и нарушение норм материального права.
В апелляционной жалобе третье лицо УФСБ России по РК считает, что судом неверно применены нормы материального права, просит изменить решение суда, исключив из мотивировочной части указание об обязанности УФСБ производить требуемые истцом выплаты денежного довольствия.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст.ст.167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства и не сообщившего об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, приказом МЧС России от 28 июня 2007 года <Номер обезличен> ФИО1 прикомандирован к ФСБ России с оставлением в кадрах Государственной противопожарной службы МЧС России.
Приказом ФСБ России от 22 августа 2007 года <Номер обезличен> истец назначен на воинскую должность ... Аппарата оперативного штаба УФСБ России по Республике Коми.
Приказом УФСБ России по РК от 31 августа 2007 года <Номер обезличен> ФИО1 установлен ежемесячный оклад по воинской должности в размере ... рублей с 28 июня 2007 года.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 18 ст. 2 указанного Федерального закона порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
На основании п. 29 ст. 2 указанного Федерального закона сотрудники, прикомандированные в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам, обеспечиваются денежным довольствием в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13.02.2013г. № 140, вступившим в силу с 1 января 2013 года «О порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам» в целях обеспечения социальных гарантий сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти постановлено выплачивать сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, прикомандированным в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам (далее - сотрудники), месячные оклады в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты (кроме ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации), установленные для федеральных государственных гражданских служащих в указанных органах за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете соответствующим органам государственной власти и иным государственным органам и их аппаратам (п.1, пп. «а» п. 4).
Выплачивать сотрудникам месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием и ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службе за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.2, пп. «б» п. 4).
В случае если сумма получаемых сотрудниками выплат, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего Указа, окажется меньше размера денежного довольствия, получаемого ими на день прикомандирования (с учетом последующего повышения и индексации денежного довольствия), им производится выплата соответствующей разницы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.3, пп. «б» п. 4).
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ приказом МЧС России от 21.03.2013г. № 195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, выплаты по которому производятся с 1 января 2013 года.
Пунктом 134 указанного Порядка со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации № 140 от 13.02.2013г. установлено, что сотрудникам, прикомандированным в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам, выплачивается оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в пределах лимитов бюджетных обязательств МЧС России. Все остальные виды выплат производятся за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в соответствующем органе государственной власти и иных государственных органов и их аппаратам. В случае если сумма получаемых сотрудниками выплат окажется меньше размера денежного довольствия, получаемого ими на день прикомандирования (с учетом последующего повышения и индексации денежного довольствия), им производится выплата соответствующей разницы в учреждениях МЧС России.
В связи с введением в действие указанного Порядка истцу с 01.01.2013г. ГУ МЧС России по Республике Коми производятся следующие выплаты: оклад по званию, ежемесячная надбавка за выслугу лет (40%), районный коэффициент (20%) и северная надбавка (50%).
Разрешая спор, суд руководствовался Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам, утвержденный Указом Президента РФ от 13.02.2013г. № 140, Приказом МЧС России от 21.03.2013г. № 195, Положением о Федеральной службе безопасности РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 11.08.2003г. № 960, а также нормами Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и пришел к обоснованному выводу о том, что выплата денежного довольствия в виде выплат ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за особые условия службы, материальной помощи к отпуску за 2013 год, премий и других дополнительных выплат с 01.01.2013г. должна производится за счет средств и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим органом УФСБ России по Республике Коми, к которому прикомандирован истец.
Судом первой инстанции правильно признана несостоятельной ссылка истца на совместное письмо заместителя Директора ФСБ России, статс-секретаря МЧС России и заместителя Министра внутренних дел России «О сотрудниках органов внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы МЧС России, прикомандированный к ФСБ России» № 11/АО-130, которым регулировался до 01.01.2013г. порядок обеспечения денежными иными видами довольствия сотрудников органов МЧС России, прикомандированных к ФСБ России, поскольку данный порядок носил разъяснительный характер и действовал до подписания Указа Президента Российской Федерации от 13.02.2013г. № 140, который предусмотрел иной порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников МЧС России, прикомандированных к органам государственной власти и иным государственным органам.
Кроме того, судом, верно, установлен пропуск истцом срока на обращение в суд с вышеуказанными требованиями в соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ссылка истца на п.56 разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" не является основанием для отказа в применении пропуска срока исковой давности и признания трудовых отношений длящимися.
Из смысла вышеуказанного пункта Постановления следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена. Таким образом, работник (сотрудник), зная, что работодатель исполнил свою обязанность по начислению соответствующей оплаты за труд, в период действия трудового договора вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы.
Истец получал заработную плату ежемесячно, расчетные листки ему выдавались регулярно, объективных и бесспорных доказательств в обоснование пропуска срока, ФИО1 не представлено.
Рассматривая требования истца о взыскании материального ущерба за дискриминацию в сфере оплаты труда и компенсации морального вреда, суд также обоснованно не усмотрел правовых оснований для вывода о нарушении ответчиками ГУ МЧС России по РК и МЧС России прав и свобод заявителя.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку материалы дела свидетельствуют о том, что истец не имеет статуса военнослужащего, является сотрудником Государственной противопожарной службы МЧС России, прикомандированным к федеральному органу исполнительной власти - ФСБ России. Следовательно, на истца с 1 января 2013 года распространяется действие Указа Президента Российской Федерации № 140 от 13.02.2013г. и оснований для возложения на ГУ МЧС России по Республике Коми обязанности по выплате истцу иных сумм, кроме, оклада по званию, ежемесячной надбавки за выслугу лет, районного коэффициента и северной надбавки, не имеется.
Указание в апелляционной жалобе третьего лица об исключении из текста решения утверждения об обязанности УФСБ производить требуемые истцом выплаты денежного довольствия подлежат отклонению, поскольку не основаны на требованиях закона.
В целом все доводы апелляционных жалобы истца и третьего лица не могут являться основанием к отмене правильного по существу судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию участников процесса, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 и УФСБ России по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: