КОПИЯ
Дело № 33-1902/2019
Судья Маркман О.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2019 года г. Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Гниденко С.П.,
судей коллегии Рощупкиной И.А., Нех Т.М.,
при секретаре Степановой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тарко-Сале и Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 ноября 2018 года (с учетом дополнительного решения от 08 мая 2019 года), которыми постановлено:
Признать решение Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 декабря 2017 года об отказе в назначении ФИО1 страховой пенсии по старости досрочно незаконным.
Включить ФИО1 в стаж работы по педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы с 01 июля 1997 года по 31 августа 2000 года учителем - логопедом в детском саду «Рыбка» (за исключением периода отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с 01 ноября 1997 года по 03 ноября 1998 года), с 01 сентября 2000 года по 08 октября 2001 года - учителем-логопедом в детском саду «Рыбка», с 08 октября 2001 года по 17 февраля 2003 года - учителем-логопедом в детском саду «Олененок» по совместительству.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тарко-Сале и в Тазовском районе Ямало - Ненецкого автономного округа (межрайонное) назначить ФИО1 трудовую пенсию с даты обращения за ее назначением, то есть с 04 апреля 2017 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рощупкиной И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тарко-Сале и в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) (далее по тексту «ГУ-УПФРФ по Тазовскому району ЯНАО») о признании незаконными решений об отказе в назначении досрочной пенсии по старости №229 от 08 сентября 2016 года и №41376/17 от 06 декабря 2017 года, включении отдельных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения.
В обоснование исковых требований указала, что дважды 08 июня 2016 года и 04 апреля 2017 года обращалась к ответчику с заявлениями о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которые оспариваемыми решениями пенсионного фонда оставлены без удовлетворения ввиду недостаточности требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Считала необоснованным не включение ответчиком в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, следующих периодов ее работы: с 25 июля 1985 года по 26 августа 1985 года в должности <данные изъяты> в детском саду «Рыбка» при Тазовском рыбзаводе; с 18 сентября 1985 года по 26 июня 1989 года - обучение в Салехардском педагогическом училище им. А.М. Зверева; с 15 августа 1989 года по 01 сентября 1989 года в должности <данные изъяты> «Рыбка» при Тазовском рыбозаводе; с 01 июля 1997 года по 08 октября 2001 года в должности <данные изъяты> в детском саду «Рыбка» (за исключением периода отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с 01 ноября 1997 года по 03 ноября 1998 года); с 08 октября 2001 года по 17 февраля 2003 года в должности <данные изъяты> по совместительству в детском саду «Олененок» и учителем - дефектологом (с 01 ноября 2001 года логопедом-методистом) при Комитете образования, поскольку в указанные периоды работала в образовательных учреждениях и осуществляла педагогическую деятельность. Ссылаясь на нормы пенсионного законодательства, просила удовлетворить требования иска в заявленном размере.
Определением суда от 10 октября 2018 года к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Оленёнок», Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рыбка» и Департамент образования Администрации Тазовского района.
В судебном заседании 23 ноября 2018 года истец порядке ст.39 ГПК РФ с учетом включения ответчиком в ходе рассмотрения спора части заявленных в иске периодов уточнила исковые требования и просила признать незаконным решение пенсионного органа от 06 декабря 2017 года №41376/17 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды работы: с 25 июля 1985 года по 26 августа 1985 года в должности <данные изъяты> в детском саду «Рыбка» при Тазовском рыбзаводе; с 18 сентября 1985 года по 26 июня 1989 года - обучение в Салехардском педагогическом училище им. А.М. Зверева; с 15 августа 1989 года по 01 сентября 1989 года в должности <данные изъяты> «Рыбка» при Тазовском рыбозаводе; с 01 июля 1997 года по 31 августа 2000 года в должности <данные изъяты> в детском саду «Рыбка» (за исключением периода отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с 01 ноября 1997 года по 03 ноября 1998 года); с 08 октября 2001 года по 17 февраля 2003 года учителем - дефектологом (с 01 ноября 2001 года логопедом-методистом) при Комитете образования; с 01 сентября 2000 года по 08 октября 2001 года в должности <данные изъяты> в детском саду «Рыбка»; с 08 октября 2001 года по 17 февраля 2003 года в должности <данные изъяты> в детском саду «Олененок» по совместительству, с 18 февраля 2003 года по 01 июня 2004 года учителем - логопедом в детском саду «Олененок»; с 01 июня 2004 года по 31 декабря 2006 года учителем-логопедом в детском саду «Рыбка», а также просила обязать ответчика досрочно назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения за ее назначением, с 04 апреля 2017 года.
Истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований (с учетом их уточнений) настаивала по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали по изложенным в письменных возражениях основаниям (т.1, л.д.65-69). Акцентировали внимание на невозможности включения периода работы истца с 01 сентября 2000 года по 17 февраля 2003 года в специальный педагогический стаж, поскольку по основному месту работы Департаментом образования Тазовского района данный период не указан в индивидуальных сведениях как льготный, а детским садом «Олененок», где истец также в данный период работала по совместительству, указанные сведения не могут быть откорректированы ввиду осуществления регистрации данного учреждения в пенсионном органе лишь с 05 января 2004 года. Пояснили, что работа по совместительству может быть засчитана ФИО1 лишь до 31 августа 2000 года, поскольку до указанного периода работа в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года №781, засчитывалась в специальный стаж независимо от условия выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Представители третьих лиц, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В письменных отзывах представители Департамента образования Администрации Тазовского района и Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Олененок» указали, что ФИО1 на основании табелей учета рабочего времени произведена корректировка сведений о стаже работы, дающем право на досрочное назначение пенсии по старости, за 2001-2003 годы, корректирующие отчеты по установленной форме СЗВ-3 представлены в пенсионный орган.
В письменных возражениях относительно доводов иска представитель третьего лица Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Рыбка» пояснил, что работа сокращенным рабочим днем после 01 сентября 2000 года в приказах на ФИО1 не отражена и в настоящее время в детском саду отсутствуют табели учета рабочего времени за спорный период времени.
Судом постановлено основное и дополнительное решения, резолютивная часть которых приведена выше.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тарко-Сале и Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО5, действующая на основании приказа, просит об отмене основного и дополнительного решений и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований иска в полном объеме. Полагает о принятии судом оспариваемого решения с существенным нарушением подлежащих применению к спорным правоотношениям норм пенсионного законодательства. Анализируя положения пенсионного законодательства, регулирующего порядок назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", считает необоснованным включение судом в специальный стаж педагогической деятельности спорных периодов работы истца в должности <данные изъяты> детском саду «Рыбка» и в детском саду «Олененок» по совместительству ввиду невыполнения ФИО1 в указанные периоды нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. Приводит аналогичные изложенным при рассмотрении спора по существу доводы.
В возражениях представители третьих лиц департамента образования Администрации Тазовского района, Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Рыбка», Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Олененок», считают решение суда (с учетом дополнительного решения) законным, обоснованным и не подлежащим отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика ФИО6 и ФИО7, действующие на основании доверенностей, поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснили, что поскольку из представленных по запросу судебной коллегии документов нельзя сделать вывод о выработке истцом полной ставки с 01 сентября 2000 года, то спорный период работы с 01сентября 2000 года по 17 февраля 2003 года не может быть включен в подсчет стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности. Отвечая на вопросы судебной коллегии, указали о согласии с оспариваемыми судебными актами в части включения истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы по педагогической деятельности с 01 июля 1997 года по 31 августа 2000 года и о возникновении у ФИО1 в случае включения данного периода работы в специальный стаж по состоянию на 04 апреля 2017 года (дату обращения за назначением за пенсией) права на назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав пояснения представителей ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Поскольку решение суда первой инстанции (с учетом дополнительного решения) оспаривается лишь в части включения истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы по педагогической деятельности с 01 сентября 2000 года по 17 февраля 2003 года и в части возложения на пенсионный орган обязанности по назначению ФИО1 с 04 апреля 2017 года пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то оспариваемые судебные акты в остальной части в апелляционном порядке в силу диспозитивности гражданского процесса пересмотру не подлежит.
Как усматривается из материалов дела, в оспариваемые ответчиком в жалобе периоды ФИО1 с 01 сентября 1997 года по 08 октября 2001 года осуществляла педагогическую деятельность в детском саду «Рыбка» в должности <данные изъяты> и с 08 октября 2001 года по 17 февраля 2003 года работала в должности <данные изъяты> по совместительству в детском саду «Олененок».
Факт работы истца в указанные периоды подтверждается записями в трудовой книжке, совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе и представленными по указанию судебной коллегией приказами по кадровому составу, справками о начислениях по заработной плате за 1999 -2003 годы, табелями учета рабочего времени, выписками из лицевого счета, индивидуальными сведениями о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица за 2001-2003 годы, карточкой-справкой за 2000 - 2002 годы, расчетно-платежными ведомостями по заработной плате (т.3 л.д.127-130, 139-161, 165-193, 200-209), а также не оспаривался сторонами при разрешении заявленного спора.
08 июня 2016 года и 04 апреля 2017 года ФИО1 дважды обращалась в ГУ - ОПФ РФ по Тазовскому району ЯНАО с заявлениями о досрочном назначении трудовой пенсии по старости соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста).
Решениями ответчика от 08 сентября 2016 года №229 и от 06 декабря 2017 года №41376/17 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду недостаточности требуемого 25 - летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей (т.1, л.д.11, 13-16 ).
Причиной отказа в установлении данного вида пенсии послужило не включение пенсионным органом в стаж работы по педагогической деятельности периодов работы истца с 25 июля 1985 года по 26 августа 1985 года в должности <данные изъяты> в детском саду «Рыбка» при Тазовском рыбзаводе, с 01 сентября 1985 года по 26 июня 1989 года - обучение в Салехардском педагогическом училище им. А.М. Зверева, с 15 августа 1989 года по 01 сентября 1989 года в должности <данные изъяты> в детском саду «Рыбка» при Тазовском рыбозаводе, с 01 июля 1997 года по 17 февраля 2003 года - учитель логопед при Комитете образования, с 22 июня 1992 года по 01 марта 1993 года - работа ПСО Тазовский, с 01 июля 1997 года по 08 октября 2001 года - учитель - логопед при Комитете образования, с 08 октября 2001 года по 17 февраля 2003 года в должности <данные изъяты> (с 01 ноября 2001 года логопеда-методиста) при Комитете образования и с 24 августа 2012 года по 07 сентября 2012 года - период отпуска без сохранения заработной платы.
Общая продолжительность учтенного пенсионным органом при вынесении 06 декабря 2017 года решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии №41376/17 стажа педагогической деятельности истца в учреждениях для детей составила 20 лет 11 месяцев 24 дня (т.1 л.д.15).
Поскольку наименование учреждения Комитет образования не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, то период с 01 июля 1997 года по 07 октября 2001 года в должности <данные изъяты>, с 08 октября 2001 года по 17 февраля 2003 года в должности <данные изъяты> (с 01 ноября 2001 года логопеда- методиста) при Комитете образования исключены из специального стажа ФИО1
На основании пункта 4 Правил №781, определяющего возможность включения в подсчет стажа педагогической деятельности периодов выполнявшейся после 01 сентября 2000 года работы лишь при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной палаты (должностной оклад), пенсионный орган, исходя из содержащихся в выписках по лицевому счету застрахованного лица сведений, исключил периоды работы истца с 01 сентября 2000 года по 08 октября 2001 года в должности <данные изъяты> в детском саду «Рыбка»; с 08 октября 2001 года по 17 февраля 2003 года в должности <данные изъяты> в детском саду «Олененок» по совместительству, с 18 февраля 2003 года по 01 июня 2004 года учителем - логопедом в детском саду «Олененок» в связи с невыполнением нормы необходимого рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки).
Заявленные в иске периоды работы ФИО1 с 25 июля 1985 года по 26 августа 1985 года в должности <данные изъяты> в детском саду «Рыбка» при Тазовском рыбзаводе и обучения с 01 сентября 1985 года по 26 июня 1989 года в Салехардском педагогическом училище им. А.М. Зверева сторонами не оспариваются и пересмотру в апелляционном порядке не подлежат.
Разрешая спор и признавая за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лица, не менее 25 лет осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста, с возложением на пенсионный орган обязанности включить в стаж работы по педагогической деятельности периоды работы с 01 июля 1997 года по 17 февраля 2003 года (за исключением периода отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с 01 ноября 1997 года по 03 ноября 1998 года) в должности <данные изъяты> в детском саду «Рыбка» и детском саду «Олененок» (по совместительству), суд первой инстанции, оценивая в совокупности уточняющие характер работы справки, справки о начислении заработной платы за 1999 - 2001 годы, выписки из лицевого счета застрахованного лица, табели учета рабочего времени за октябрь, ноябрь, декабрь 2001 года, карточки - справки за 2002 год, индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке, доходе и начислении страховых взносов застрахованного лица за 2001, 2002, 2003 годы, содержащиеся в трудовой книжке соответствующие записи, пришел к выводу о доказанности факта выполнения истцом работы в должности <данные изъяты> при выполнении (суммарно по основному месту работы в детском саду «Рыбка» и по совместительству в детском саду «Олененок») нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной палаты.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 года № 781).
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 года №781), определено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 года № 781.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 01 сентября 2000 года по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 года № 781). Работа в должности <данные изъяты>, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 года № 781).
Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 года № 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 года № 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отсутствие законодательного акта Российской Федерации об установлении продолжительности рабочего времени педагогическим работникам в спорный период работы истца (с 01 сентября 2000 года по 17 февраля 2003 года) позволяет суду при разрешении спора о досрочном назначении пенсии по старости исходить из положений действующего в период осуществления педагогической деятельности Приказа Минпроса СССР от 16 мая 1985 года № 94 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения» (с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 08 июня 1990 года № 400).
Данный Приказ Минпроса СССР от 16 мая 1985 года № 94 применялся с учетом Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, являющихся приложением к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7.
На основании пункта 86 вышеназванной Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения оплата труда педагогических работников учреждений просвещения производится исходя из установленных ставок заработной платы (должностных окладов) с учетом повышений, фактического объема педагогической работы, доплат и надбавок.
Учебная нагрузка среди учителей, преподавателей и других педагогических работников распределяется исходя из количества часов по учебному плану, обеспеченности педагогическими кадрами и других конкретных условий в данном учреждении.
Предельного объема учебной и другой педагогической работы, который может выполнять педагогический работник в том же учреждении, не установлено. Объем педагогической работы больше или меньше нормы часов за ставку устанавливается с согласия работника.
Право распределять учебную (педагогическую) нагрузку предоставлено директору учреждения (по согласованию с профсоюзным комитетом), который несет ответственность за ее реальность и качественное выполнение установленного объема каждым учителем, преподавателем, воспитателем и другим педагогическим работником.
Исходя из пункта 2.1 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, являющихся приложением к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7, ставки заработной платы педагогических работников выплачиваются за установленную им норму часов учебной нагрузки (объема педагогической работы) за 20 часов преподавательской (педагогической) работы в неделю учителям I - IV классов; учителям-дефектологам и учителям-логопедам образовательных учреждений.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям - логопедам 20 часов в неделю предусматривалась и в последующем постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года №191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской от 22 декабря 2014 года № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности <данные изъяты> в общеобразовательных учреждениях, в том числе и дошкольного образования, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 20 часов в неделю и соответственно при средней нагрузке 80 часов в месяц.
В целях проверки обоснованности доводов жалобы, судебной коллегией были истребованы первичные документы о работе истца в спорный период с 01 сентября 2000 года по 17 февраля 2003 года в должности <данные изъяты> в детском саду «Рыбка» и детском саду «Олененок» (по совместительству), перечень которых свидетельствует о выполнении ФИО1 нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы (должностного оклада), и сводится к следующему.
Факт выполнении ФИО1 в период с 01 сентября 2000 года по 08 октября 2001 года нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы (должностного оклада) в должности <данные изъяты> в детском саду «Рыбка» в совокупности с иными собранными по делу доказательствами подтверждается представленными работодателем выпиской из лицевого счета застрахованного лица от 08 октября 2018 года (форма СЗИ-5), содержащей на 1 странице из 18 в разделе «Сведения о стаже работы в д/с «Рыбка» с 01.07.1997 года по 08.10.2001года в графе «Выслуга лет» указание на проставление 1 ставки и основание - ПД (педагогическая деятельность), а также табелями учета рабочего времени за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2000 года, октябрь 2001 года и карточками - справками (форма 387 по ОКУД) по детскому саду «Рыбка» за 2000 и 2001 годы, в которых имеются сведения о количестве отработанного времени по месяцам и факте оплаты за выполнение установленной на ставку заработной платы нормы рабочего времени.
Обстоятельства выполнения ФИО1 в период с 08 октября 2001 года по 17 февраля 2003 года нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы (должностного оклада) в должности <данные изъяты> в детском саду «Олененок» подтверждаются копией приказа № 4.1 от 05 октября 2001 года по детскому саду «Олененок» о принятии на должность <данные изъяты> (по совмещению) с 08 октября 2001 года; индивидуальными сведениями о трудовом стаже, заработке, вознаграждении, доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица за 2001 год в д/с «Олененок» (форма СЗВ-3); индивидуальными сведениями о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица за 2002 -2003 годы в детском саду «Олененок» (форма СЗВ-4-1), а также пояснениями работодателя о том, что при заполнении форм СЗВ-3 за 2001 год и СЗВ -4-1 за 2002 год, были допущены ошибки в разделе «Сведения о стаже работы за отчетный период» в графе «Выслуга лет» не проставлены данные о выработке нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы (должностного оклада) в должности <данные изъяты> в детском саду «Олененок».
При этом, несмотря на то, что внести корректирующие сведения в настоящее время не представляется возможным ввиду прекращения существования детского сада «Олененок», пояснения работодателя в части допущенных ошибок при сдаче в пенсионный орган указанной отчетности основываются на данных, содержащихся в лицевых счетах за 2001 год (октябрь, ноябрь, декабрь) по детскому саду «Олененок», табелях учета рабочего времени за октябрь, ноябрь, декабрь 2001 года и за первый квартал 2002 года (январь, февраль, март, апрель), выписке из приказа № 24 от 14 мая 2002 года о предоставлении отпуска с 01 июня 2002 года по 20 июня 2002 года за период работы с 08 октября 2001 по 08 октября 2002 года (т.3 л.д.137 оборотная сторона).
Поскольку ФИО1 работала в оспариваемый период в должности <данные изъяты> в детском саду «Олененок» и «Рыбка» в соответствии с первичными и уточняющими документами (трудовой книжкой, приказами о приеме и переводе), замещая штатную должность <данные изъяты> в указанных детских садах и выполняя норму часов педагогической деятельности не менее 20 часов в неделю за ставку заработной платы, что также подтверждается и работодателем, то доводы жалобы об отсутствии у истца права на досрочное назначение пенсии ввиду недостаточности требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей являются несостоятельными.
При указанных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции, правильно применив нормативные положения, регулирующие порядок и условия зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и, учитывая доказанность факта выполнения ФИО1 в период с 01 сентября 2000 года по 17 февраля 2003 года нормы часов педагогической деятельности в должности <данные изъяты> не менее 20 часов в неделю за ставку заработной платы, пришел к обоснованному выводу об осуществлении последней работы в должности и учреждении, поименованных в Списке от 29 октября 2002 года №781, имея при этом дополнительную нагрузку по основному месту работы, и наличии в данной связи правовых оснований для включения указанного периода трудовой деятельности истца в детских садах «Рыбка» и «Олененок» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Поскольку с учетом спорного периода работы ФИО1 на момент обращения в пенсионный орган более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, суд первой инстанции обоснованно обязал пенсионный орган назначить последней с 04 апреля 2017 года досрочную пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Иные доводы апелляционной жалобы не заслуживают внимания судебной коллегии, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты им по мотивам, приведённым в оспариваемом решении.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции требования процессуального закона выполнены, имеющие значение для рассмотрения заявленного спора обстоятельства и характер спорных правоотношений определены правильно, подлежащий применению к спорным правоотношениям закон определён и применён без каких-либо нарушений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 ноября 2018 года и дополнительное решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 мая 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья /подпись/ И.А.Рощупкина