ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 октября 2018 года №33-1905-/2018
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Лишуты И.В.
судей Батагова А.Э. и Кисиевой М.Л.
при секретаре Санакоевой Э.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Пригородного районного суда РСО-Алания от 30 июля 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Газашвили ...14 к АМС МО Пригородный район РСО-Алания и Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания о признании права в получении жилищного сертификата по категории вынужденные переселенцы в составе семьи один человек с даты первоначальной постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, то есть с 05 декабря 2001 года; возложении обязанности на АМС МО Пригородный район РСО-Алания внести изменения в единый список граждан участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на получение жилищного сертификата и поменять очередность Газашвили ...15 с составом семьи один человек с указанием первоначальной даты приема на учет в качестве нуждающейся по категории «вынужденные переселенцы», то есть с 05 декабря 2001 года; возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания внести изменения в сводный список граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на получение жилищного сертификата и поменять очередность Газашвили ...16 с составом семьи один человек с указанием первоначальной даты приема на учет в качестве нуждающейся по категории «вынужденные переселенцы», то есть с 05 декабря 2001 года, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия Алания Лишуты И.В., объяснения представителя ФИО1 Гакзашвили З.В., действовавшей по доверенности №15АА0326036 от 12.02.2014 года, адвоката Санакоева Р.Г., действовавшего по ордеру № 326 от 10 октября 2018 г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя АМС МО Пригородный район ФИО2, действовавшую по доверенности от 28 декабря 2017 г., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к АМС МО Пригородный район РСО-Алания и Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания о признании права в получении жилищного сертификата по категории вынужденные переселенцы в составе семьи один человек с даты первоначальной постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 05 декабря 2001 года; обязать АМС МО Пригородный район РСО-Алания внести изменения в единый список граждан участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на получение жилищного сертификата и поменять очередность ФИО1 с составом семьи один человек с указанием первоначальной даты приема на учет в качестве нуждающейся по категории «вынужденные переселенцы» с 05 декабря 2001 года; обязать Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания внести изменения в сводный список граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на получение жилищного сертификата и поменять очередность ФИО1 с составом семьи один человек с указанием первоначальной даты приема на учет в качестве нуждающейся по категории «вынужденные переселенцы» с 05 декабря 2001 года.
В обоснование иска указала, что является вынужденной переселенкой с 05 декабря 2001 года в составе семьи ее матери ФИО3 была поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с решением Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 18 марта 2014 года был установлен факт ее раздельного проживания с ФИО3 и тем же решением она была исключена из членов семьи своей матери ФИО3
В связи с разделом семьи в АМС Пригородного района РСО-Алания 27 декабря 2016 года она была вновь включена в список нуждающихся в жилье, но без сохранения даты первоначальной постановки ее на учет и очередности.
ФИО1 неоднократно обращалась в АМС МО - Пригородный район, а также в Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания, но ей было разъяснено, что при разделе семьи законодательство РФ не предусматривает указание первоначальной даты приема на учет в качестве нуждающейся в жилье и ей было предложено обратиться в суд.
Считает, что дата постановки ее на учет с 27 декабря 2016 года и новая очередность № 1668 ограничивают ее конституционные права на предоставление жилья.
ФИО1, а также ее представители ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнений, поддержали полностью и просили их удовлетворить.
Представитель АМС МО Пригородный район РСО-Алания ФИО5 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, просила отказать в их удовлетворении за необоснованностью.
В судебном заседании представитель Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания ФИО6 также возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица МВД по РСО-Алания ФИО7 также просила отказать ФИО1 в удовлетворении ее исковых требований, считая их необоснованными.
По данному делу судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась ФИО1 по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит состоявшееся судебное постановление подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из совокупности положений ст. 52 ЖК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", пунктов 37, 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года N 845) учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г. установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153.
В соответствии с пп. "ж" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Применительно к условиям подпрограммы членами семьи вынужденного переселенца - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца (подп. "б" п. 17 Правил).
Согласно пунктам 19, 21, 24, 26 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме, а также предоставляют определенный подпунктом "д" пакет документов, по результатам проверки которых принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его.
Таким образом, из смысла вышеприведенных норм права следует, что и постановка на учет в органе местного самоуправления вынужденных переселенцев нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом членов семьи, и признание участником подпрограммы, и включение в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, носят заявительный характер.
Как следует из материалов дела, мать ФИО1- ФИО3 05.12.2001 года обратилась в АМС Пригородного района с заявлением о принятии их с дочерью на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, как вынужденных переселенцев. В связи с чем, ФИО3 с составом семьи 2 человека была включена в списки получателей государственных жилищных сертификатов.
Решением Промышленного районного суда г.Владикавказа от 18 марта 2014 года был установлен факт раздельного проживания ФИО3 с дочерью ФИО1, в связи с чем ФИО1 была исключена из членов семьи своей матери ФИО3
Судом первой инстанции установлено, что на основании жилищного сертификата 15.06.2015 года ФИО3 была предоставлена социальная выплата в размере 1185195 рублей за счет средств федерального бюджета.
В выделении жилищного сертификата ФИО1 было отказано.
Из разъяснений ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.09.2015г., следует, что разделение семьи допустимо только при условии постановки вновь созданной семьи на соответствующий учет со дня написания нового заявления о признании нуждающимися в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, с самостоятельным заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 обратилась 28.11.2016 года.
Данные о более раннем обращении ФИО1 в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что ФИО1 после выхода из состава семьи своей матери - участника программы, встав в очередь в названном списке, является вновь возникшим субъектом правоотношений, в связи с чем, не может претендовать на очередность выбывшего из списка лица - своей матери, в состав семьи которой она ранее входила.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
При изложенных обстоятельствах решение Пригородного районного суда РСО-Алания от 30 июля 2018 г. является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
о п р е д е л и л а:
решение Пригородного районного суда РСО-Алания от 30 июля 2018 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий Лишута И.В.
Судьи: Батагов А.Э.
Кисиева М.Л.
Справка: гражданское дело рассмотрено Пригородным районным судом РСО-Алания под председательством судьи Дзансолова А.Б.