Судья Садов Б.Н. дело №33 – 19060/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2014 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Цехомской Е.В., Морозовой Н.В.,
по докладу судьи краевого суда Лободенко К.В.,
при секретаре Рысине А.Ю.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Савиди А.Г., а также представителя Попова Гурама Азарьевича на основании доверенности Лутаева А.А. на решение Геленджикского городского суда от 23 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попов Г.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик.
В обоснование требований указал, что вступившим в законную силу решением суда от 28.11.2011г. на заинтересованное лицо возложена обязанность предоставить заявителю в аренду земельный участок площадью <...>, расположенный по <...>. Постановлением органа местного самоуправления от 09.06.2012 г. испрашиваемый участок предоставлен Попову Г.А. сроком на три года. Определением суда апелляционной инстанции от 13.11.2012 г. указанное решение разъяснено, указано, что администрация муниципального образования город-курорт Геленджик обязана предоставить заявителю земельный сроком на 49 лет. Попов Г.А. обратился к заинтересованному лицу с заявлением о внесении соответствующих изменений в постановление от 09.06.2012г., что было исполнено постановлением от 21.08.2013г. Заявитель 23.09.2013г. обратился в орган местного самоуправления с просьбой осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок и заключить с Поповым Г.А. договор аренды. В ответ заявителем получено постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 21.10.2013г. №2846, согласно которому в связи с неисполнением Поповым Г.А. обязательства по заключению договора аренды земельного участка постановление заинтересованного лица от 09.07.2012г. №1627 отменено. Заявитель полагает, что своевременно обратился в орган местного самоуправления по вопросу заключения договора аренды земельного участка, при этом, заинтересованным лицом нарушены сроки оказания соответствующей муниципальной услуги.
В связи с чем, Попов Г.А. просил признать недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 21.10.2013г. №2846 «Об отмене постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 09.06.2012г. №1627 «Об исполнении решения Геленджикского городского суда от 28.11.2011г. к делу №2-3516/2011» (в редакции постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 21.08.2013г. №2342), обязав администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок площадью <...>, кадастровый номер <...>, расположенный по <...>, а также обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик в месячный срок со дня государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью <...>, кадастровый номер <...>, расположенный по <...>, заключить с Поповым Г.А. договор аренды указанного земельного участка на 49 лет, указав о фактической передаче земельного участка с даты заключения договора аренды, путем направления заявителю проекта договора аренды земельного участка.
Обжалуемым решением суда заявление Попова А.Г. удовлетворено частично. Суд признал недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 21.10.2013г. №2846 «Об отмене постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 09.06.2012г. № 1627 «Об исполнении решения Геленджикского городского суда от 28.11.2011 г. к делу <...>» (в редакции постановления администрации муниципального образования юрод-курорт Геленджик от 21.08.2013г. № 2342). Суд обязал администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Поповым Г.А. договор аренды земельного участка площадью <...> кадастровый номер <...>, расположенного по <...> на 49 лет, путем направления Попову Г.А. проекта договора аренды земельного участка. В остальной части заявленных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель органа местного самоуправления выражает несогласие с принятым решением суда в части удовлетворенных требований и просит его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Попова Г.А. с решением также не согласился, в поданной апелляционной жалобе указывает на необоснованность судебного акта в части отклоненных требований, просит решение в указанной части отменить, принять решение об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на основании доверенности Кулинечева Д.Г., поддержавшего доводы жалобы, возражавшего против удовлетворения жалобы заявителя, Попова Г.А., его представителя на основании доверенности Романова Д.Т., настаивавших на удовлетворении жалобы, просивших жалобу органа местного самоуправления оставить без удовлетворения, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отклоненных требований ввиду следующего.
Из материалов гражданского дела следует, что решением Геленджикского городского суда от 28.11.2011 г. признано незаконным решение администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об отказе в предоставлении Попову Г.А. в аренду на 49 лет земельного участка площадью <...>, кадастровый номер <...> из земель населенных пунктов, предназначенного под производственную базу (1 база), расположенного по адресу <...>. На администрацию муниципального образования возложена обязанность по предоставлению Попову Г.А. указанного земельного участка.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20.03.2012 г. указанное решение оставлено без изменения.
Во исполнение решения суда постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 09.06.2012 г. № 1627 спорный земельный участок был предоставлен Попову Г.А. в аренду сроком на три года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13.11.2012 г. отменено определение Геленджикского городского суда от 13.11.2012 г., удовлетворено заявление Попова Г.А. о разъяснении решения Геленджикского городского суда от 28.11.2011г., указано, что заинтересованное лицо обязано предоставить заявителю испрашиваемый земельный участок сроком на 49 лет.
Попов Г.А. обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением от 21.03.2013г. о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 09.06.2012г. №1627 в части срока аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>
Порядок предоставления в аренду земельных участков в муниципальном образовании город-курорт Геленджик установлен административным регламентом по предоставлению администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик муниципальной услуги по предоставлению прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 01.07.2010г. №1880.
В соответствии с пунктом 3 Административного регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
-прием заявления;
-подготовка проекта постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о предоставлении земельного участка, выдача его копии заявителю;
-подготовка проекта договора купли-продажи земельного участка, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком (далее договор), его подписание сторонами, выдача его заявителю.
Таким образом, исходя из положений административного регламента, возложенная на орган местного самоуправления решением суда от 28.11.2011 г. обязанность по предоставлению земельного участка включает в себя не только необходимость подготовки соответствующего постановления о предоставлении земельного участка, но также подготовку проекта договора аренды.
В связи с этим, суд правомерно отклонил довод представителя администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о том, что обязанность по предоставлению земельного участка исполнена заинтересованным лицом с момента вынесения постановления от 09.06.2012г. №1627.
Также суд, обоснованно счел несостоятельным довод представителя заинтересованного лица о том, что на спорные правоотношения не распространяется действие Административного регламента, поскольку правоотношение возникло на основании судебного решения.
Административный регламент является нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения между юридическими и физическими лицами с одной стороны, и субъектом публичного права с другой стороны, связанные с оказанием администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик муниципальной услуги по предоставлению прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Поскольку предметом судебного спора, разрешенного по существу решением Геленджикского городского суда от 28.11.2011 г., являлось решение органа местного самоуправления об отказе в оказании данной услуги, правоотношения по реализации названного судебного постановления также регулируются положениями Административного регламента.
Согласно пункту 2.2 Административного регламента общий срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 30 дней со дня подачи заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (при наличии кадастрового паспорта земельного участка).
Указанный в пункте 2.2 Административного регламента временной период включает 3-дневный срок для административной процедуры по приему заявления о предоставлении прав на земельный участок (пункт 3.1.8 регламента) и срок 27 дней на подготовку проекта постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о предоставлении земельного участка, выдачи его копии заявителю (пункт 3.2.6 регламента).
Как установил суд, по истечении 153 дней со дня обращения Попова Г.А. постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 21.08.2013г. № 2342 внесены изменения в постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 09.06.2012г. № 1627 в части срока аренды земельного участка.
Таким образом, следует признать состоятельным вывод суда о том, что установленный Административным регламентом срок для приема заявления и подготовки проекта постановления о предоставлении земельного участка заинтересованным лицом не соблюден, что нарушает права и законные интересы заявителя.
23.09.2013г. Попов Г.А. обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением об осуществлении на основании положений Федерального закона от 03.12.2008г. №244-ФЗ государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 8647 кв.м по ул.Кирова, 136 в г.Геленджике и заключении с ним после такой регистрации договора аренды указанного земельного участка.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 21.10.2013 г. № 2846, в связи с неисполнением Поповым Г.А. обязательства по заключению договора аренды земельного участка, постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 09.06.2012г. №1627 «Об исполнении решения Геленджикского городского суда от 28.11.2011г. к делу №2-35 16/2011» отменено.
Давая оценку оспариваемому акту органа местного самоуправления, суд обоснованно указал, что согласно подпункту 1 пункта 2 постановления от 21.08.2013г. №2342 Попову Г.А. было предписано заключить с администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик договор аренды земельного участка в месячный срок с момента вступления в силу данного ненормативного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. 21.09.2013г. выпало на субботу.
В силу статьи 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, последним днем для заключения договора аренды являлся понедельник – 23.09.2013 г. В указанный день Попов Г.А. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора аренды земельного участка. Таким образом, установленный постановлением от 21.10.2013 г. № 2846 срок для обращения с таким заявлением Поповым Г.А. не был пропущен.
С учетом положений Административного регламента, приведенных выше, муниципальная услуга, к выполнению которой обязал орган местного самоуправления Геленджикский городской суд решением от 28.11.2011г., следует считать оказанной только после подготовки и направления заявителю проекта договора аренды.
В связи с чем, является правильным вывод суда о том, что администрация муниципального образования город-курорт Геленджик была обязана подготовить и направить заявителю проект договора аренды на основании вступившего в законную силу судебного акта. Юридический факт обращения Попова Г.А. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для исполнения услуги не требовался.
В соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принятие администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик постановления от 21.10.2013 г. № 2846 фактически является уклонением от исполнения решения Геленджикского городского суда от 28.11.2011 г.
Ссылка на статью 11 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 г. №532-К3 «Об основах регулирования земельных отношении в Краснодарском крае» (в редакции Закона Краснодарского края от 16.07.2013г. №2772-КЗ), правильно отвергнута судом, поскольку предметом регулирования данной правовой нормы является установление предельных сроков, в течение которых лицо, получившее земельный участок, должно обратиться в регистрационный орган, для государственной регистрации права на земельный участок и правовые последствия, которые наступают в случае невыполнения вышеназванных требований.
Таким образом, названная статья закона не может являться основанием для отказа в предоставлении Попову Г.А. в аренду испрашиваемого земельного, поскольку течение срока для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, начинается с момента подписания договора аренды земельного участка.
При этом проект договора в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик подготовлен не был.
В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
-обращение с заявлением о предоставлении муниципальной услуги лицом, не относящимся к категории заявителей;
-непредставление документов, указанных в пункте 2.5 Административного регламента;
-наличие в документах, предоставленных заявителем, недостоверных сведений, или несоответствие их требованиям законодательства;
-отсутствие возможности использования территории в испрашиваемых целях с учетом экологических, градостроительных и иных условий;
-невозможность предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на испрашиваемом виде права.
Однако подобных обстоятельств не приведено в качестве основания для отмены постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 09.06.2012г. №1627 о предоставлении Попову Г.А. земельного участка.
Таким образом, решение администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об отказе в предоставлении Попову Г.А. в аренду испрашиваемого земельного участка правомерно признано судом необоснованным, нарушающим его права заявителя.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы заинтересованного лица не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Вместе с тем, удовлетворяя требования заявителя частично, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью <...> по <...> не препятствует администрации муниципального образования город-курорт Геленджик заключить с Поповым Г.А. договор аренды спорного объекта недвижимости. Следовательно, отсутствие такой регистрации не нарушает права и законные интересы заявителя.
Судебная коллегия полагает такой вывод суда ошибочным.
Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1970г. №723 «О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха» установлен статус города Геленджик как курорта федерального значения.
Указанным документом города-курорты Анапа, Геленджик, Сочи в составе курортов на Черноморском побережье Краснодарского края отнесены к курортам общесоюзного значения.
Курортные территории федерального значения в районе города Геленджик объединены в Геленджикскую группу курортов, границы которой установлены Постановлением Совмина РСФСР от 17.12.1987г. №494 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны <...>».
Согласно части 7 статьи 1 Закона от 03.12.2008 г. №244 – ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 – 11 данной статьи.
В силу частей 10, 11 статьи 1 указанного Федерального закона, к собственности муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 статьи 1, расположены в границах курортов федерального значения и которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре нрав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 – 10 статьи 1.
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 22.09.2014г. №12/133/2014-310 на земельный участок площадью <...>., имеющий кадастровый номер <...> по <...> право федеральной собственности не зарегистрировано. Приведенное письменное доказательство является новым, однако оно принимается судебной коллегией, как имеющее существенное значение для правильного разрешения возникшего спора.
Таким образом, в соответствии с частью 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 г. № 244 – ФЗ, названный земельный участок относится к муниципальной собственности, что установил суд первой инстанции в оспариваемом решении.
В соответствии с частью 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В силу части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, следует признать состоятельным довод апелляционной жалобы о том, что юридический акт регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью <...> по <...> необходим для подтверждения государством возникновения такого права во избежание споров о разграничении прав на спорный земельный участок и конфликта интересов различных хозяйствующих субъектов.
Наличие у заинтересованного лица права собственности на земельный участок в силу закона само по себе не освобождает орган местного самоуправления от необходимости регистрации такого права.
Попов Г.А., как арендатор земельного участка площадью <...> по <...> заинтересован в надлежащем оформлении права муниципальной собственности на данный объект недвижимости.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Попова Г.А. в части возложения на заинтересованное лицо обязанности осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок площадью <...> по <...> нельзя признать обоснованным.
Пункты 1, 3 – 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ гласят, что неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить в указанной части и принять по делу новое решение об удовлетворении требований Попова Г.А. в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Попова Гурама Азарьевича на основании доверенности Лутаева А.А. удовлетворить.
Решение Геленджикского городского суда от 23 апреля 2014 года отменить в части отклоненных требований Попова Гурама Азарьевича.
Принять по делу новое решение в указанной части.
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок площадью <...>, кадастровый номер <...>, расположенный по <...>.
В остальной части решение Геленджикского городского суда от 23 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Савиди А.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: