Судья Фокина Т.В. Дело № 33-1908/2013 30 мая 2013 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шевченко Г.М.,
судей Обуховой С.Г., Сидоркина И.Л.,
при секретаре Скрябиной А.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове дело по апелляционной жалобе УФМС России по Кировской области на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 02 апреля 2013 года, которым постановлено:
Обязать Управление федеральной миграционной службы по Кировской области поставить на миграционный учет ФИО1 по адресу проживания на основании свидетельства о рождении.
Заслушав доклад судьи Обуховой С.Г., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к УФМС России по Кировской области о постановке его малолетней дочери ФИО1 на миграционный учет, указывая, что проживает в <адрес> районе г.Кирова Кировской области. <дата> года в г. Кирове Кировской области у него родилась дочь ФИО1. В постановке на миграционный учет малолетней дочери по свидетельству о рождении УФМС России по Кировской области отказано, указано на необходимость отцу ребенка обратиться в посольство его страны для получения национального паспорта на имя ФИО5. Считает отказ незаконным, поскольку нормативными правовыми актами не предусмотрено обязательное получение паспорта. Несовершеннолетняя ФИО5 национального паспорта не имеет, родилась на территории Российской Федерации, миграционной карты не имеет, поскольку на территорию Российской Федерации не въезжала. Из документов, удостоверяющих личность, ФИО5 имеет только свидетельство о рождении, поэтому полагает, что несовершеннолетняя ФИО5 должна быть поставлена на миграционный учет независимо от того, имеется у нее миграционная карта или нет, так как факт рождения на территории Российской Федерации является основанием для постановки на миграционный учет.
Просил признать решение УФМС России по Кировской области от <дата> № № об отказе в постановке на миграционный учет ФИО1 незаконным; обязать УФМС России по Кировской области поставить малолетнюю ФИО1 на миграционный учет по адресу проживания по имеющемуся у нее свидетельству о рождении.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласно УФМС России по Кировской области, в апелляционной жалобе просят решение суда отменить, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющее значение для дела и нарушения норм материального права. В обоснование представитель по доверенности ФИО3 указывает, что в соответствии с законодательством, регулирующим порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет, основанием для постановки на миграционный учет иностранных граждан является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать сведения о лице, подлежащем постановке на учет: фамилию, имя, отчество, гражданство, дату и место рождения, пол, вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, вид и реквизиты документа, подтверждающие право на пребывание в РФ, цель въезда, заявленные сроки пребывания, адрес места пребывания. Из соглашения, заключенного между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан РФ и граждан Республики Армения, следует, что свидетельство о рождении не относится к документам, удостоверяющим личность иностранного гражданина, вследствие чего, вывод суда о том, что свидетельство о рождении является документом, удостоверяющим личность ФИО5, считают несостоятельным.
Выслушав ФИО2, представителя ФИО4, полагавших решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку оснований для проверки законности решения в полном объеме в настоящем случае не усматривается, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения лишь в оспариваемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО2 проживает в г. Кирове, в настоящее время имеет гражданство РФ, состоит в браке с гражданкой республики Армения ФИО5, находящейся в РФ на основании разрешения на временное проживание.
<дата> года в г. Кирове у них родилась дочь ФИО1, на момент ее рождения ФИО2 имел гражданство республики Армения.
Сообщением УФМС России от <дата> года в ответ на заявление ФИО2 в постановке на миграционный учет малолетней дочери ФИО1, <дата>.рождения на основании свидетельства о рождении отказано, поскольку заявителем не представлены необходимые документы, являющиеся основанием для представления государственной услуги по осуществлению миграционного учета, указано, что для постановки на миграционный учет родившегося ребенка необходимо представить документ, удостоверяющий ее личность и признаваемый РФ в этом качестве и миграционную карту.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов РФ в сфере миграции.
Частью 5 ст.8 ФЗ РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» предусмотрена обязанность органов записи актов гражданского состояния сообщать в органы миграционного учета сведения, в том числе о государственной регистрации рождения на территории РФ иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства РФ.
В соответствии со ст. 12 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
- оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
- один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
- один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
- оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Анализируя нормы закона, суд пришел к верному выводу, о том, что ребенок, родившийся на территории Российской Федерации, ни подпадая не под одно из вышеперечисленных требований Закона «О гражданстве», подлежит постановке на миграционный учет.
Как предусмотрено ст.ст. 11,16 Закона Республики Армения «О гражданстве Республики Армения» от 06.11.1995г. ребенок, родители которого на момент его рождения являются гражданами Республики Армения, независимо от места рождения, приобретает гражданство Республики Армения.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что родители родившейся <дата>. ФИО1 на дату рождения являлись гражданами Республики Армения, поэтому родившаяся у них дочь приобретает гражданство данной республики по рождению.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 8 ФЗ РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» основанием для постановки на миграционный учет является факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для постановки ФИО1, родившейся на территории РФ, на миграционный учет, основаны на неверном толковании закона.
Ссылка заявителя жалобы на наличие единственного основания постановки ФИО1 на миграционный учет- получение миграционной службой уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания противоречит предусмотренным ст.8 ФЗ РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» основаниям постановки на миграционный учет.
В силу ст. 10 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
У ФИО1, родившейся на территории РФ, имеется только свидетельство о рождении, выданное подразделением ЗАГС в Российской Федерации, иного документа, удостоверяющего личность, она не имеет.
Межправительственным соглашением, заключенным 25 сентября 2000 года Правительством РФ и Правительством Республики Армения «О взаимных безвизовых поездках граждан РФ и Армении» с изменениями, внесенными нотой МИД России от 30.07.2005 N 24146/кд свидетельство о рождении (для детей до 14 лет) признается документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина.
В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Следовательно, в Российской Федерации признаются документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение такого события, как рождение лица вне пределов территории Российской Федерации. Если событие (рождение) наступило на территории Российской Федерации, то акт гражданского состояния может быть удостоверен лишь органами записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации.
Проанализировав обстоятельства по делу и законодательство, регулирующее данные правоотношения, суд пришел к правильному выводу, что ФИО1 не имеет подтверждения своего права на законное нахождение и проживание на территории РФ по независящим от нее обстоятельствам, не имеет национального паспорта и миграционной карты, т.к. на территорию РФ не въезжала, вместе с тем, факт рождения на территории РФ ФИО1, не приобретающей на момент рождения гражданства РФ, является основанием для постановки ее на миграционный учет.
С учетом указанных норм права, суд первой инстанции, исследовав значимые для данного дела обстоятельства, установив, что несовершеннолетний ребенок заявителя родился на территории Российской Федерации, которую не покидали, пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа в постановке их на миграционный учет. С целью восстановления нарушенных прав несовершеннолетней, суд правомерно возложил на УФМС России по Кировской области обязанность по постановке ее на миграционный учет.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм права и не могут повлечь отмену решения суда. Решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права.
В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда города Кирова от 02 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: