ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-190/17(33-6522/16) от 23.01.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья: Рожин Г.И. Дело № 33-190/17(33-6522/16)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Якутск 23 января 2017г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,

судей Ивановой М.Н., Оконешниковой М.М.,

при секретаре Петровой Н.П., с участием представителя ответчика ФИО1, представителя ОАО РПИИ «Якутпроект» ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению транспортного прокурора на решение Нерюнгринского городского суда от 29 июля 2016 года по делу по иску Нерюнгринского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Севера» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения воздушного законодательства РФ, которым

постановлено:

В удовлетворении иска отказать.

Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., пояснения представителей сторон, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Нерюнгринский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКП «Аэропорты Севера» о возложении обязанности устранить нарушения воздушного законодательства РФ.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства при осуществлении аэропортовых видов деятельности в аэропорту «Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера» выявлены нарушения в части организации поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. Указывает, что в аэропорту здание аварийно-спасательной станции вблизи взлетно-посадочной полосы отсутствует, что в свою очередь не позволяет осуществить своевременное и быстрое развертывание и применение пожарно-спасательных сил и средств. Также учебно-тренировочная база не имеет полосы препятствий и не оборудована дымокамерой, что противоречит требованиям федерального законодательства. Просил суд обязать ответчика устранить выявленные нарушения в течение одного года и шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.

Судом принято вышеуказанное решение. В апелляционном представлении транспортный прокурор просит отменить решение суда ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права. Настаивает на заявленных требованиях, указывает, что требования федерального законодательства в части организации поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов должны неукоснительно соблюдаться.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на него, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, Нерюнгринской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства при осуществлении аэропортовых видов деятельности аэропорта «Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера». В ходе проверки выявлены нарушения в части организации поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. Так, в аэропорту здание аварийно-спасательной станции вблизи взлетно-посадочной полосы отсутствует, что в свою очередь не позволяет осуществить своевременное и быстрое развертывание и применение пожарно-спасательных сил и средств. Также учебно-тренировочная база не имеет полосы препятствий и не оборудована дымокамерой, что противоречит требованиям федерального законодательства. Данные обстоятельства подтверждаются актом комиссионной проверки от 06 июня 2016г.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд исходил из того, что ответчиком принимаются все необходимые меры, предусмотренные федеральным законодательством для надлежащего обеспечения безопасности полетов.

Согласно ст.2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (ч.4 ст.84 ВК РФ).

Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные Приказом Министра транспорта РФ от 28.09.2005 г. N 286 устанавливают требования к операторам аэродромов гражданской авиации, а также форму и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил.

В соответствии с п.39 ФАП для выполнения производственной деятельности, удовлетворения собственных хозяйственных нужд службы (подразделения) оператора аэродрома гражданской авиации должны быть обеспечены необходимыми производственными площадями и должны иметь в пользовании на весь срок деятельности аварийно-спасательные станции (станцию) для обеспечения дежурства сил и средств пожарно-спасательных расчетов и размещения аэродромных пожарных автомобилей.

Согласно п.40 ФАП административно-бытовые здания должны иметь пункт пожарной связи, оборудованный необходимыми средствами связи и аварийного оповещения; противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов.

Пожарно-спасательные расчеты и пожарно-спасательная техника в аэропортах размещаются на аварийно-спасательных станциях, расположенных с учетом обеспечения обзора летного поля и развертывания их в конце каждой ВПП при оптимальных условиях видимости и состояния поверхности дорог за время, не превышающее 3 мин. для первого автомобиля и 4 мин. для последующих (п.2.7 Наставления по пожарной охране в гражданской авиации (НПО ГА-85).

Судом установлено, что в соответствии с п.8 Устава ФКП «Аэропорты Севера», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02 ноября 2007г. № 1540-р, аэропорт «Нерюнгри» является филиалом ФКП «Аэропорты Севера».

В рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», предусмотрена реконструкция (восстановление) филиала аэропорт «Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера» на сумму .......... руб., рассчитанная до 2018г.

11 июля 2014г. между ФКП «Аэропорты Севера» и ОАО РПИИ «Якутпроект» заключен государственный контракт по проектированию объекта «Реконструкция аэропорта «Нерюнгри, РС(Я)», в объем проектирования которого включены здание аварийно-спасательной станции, обустройство полосы препятствий и дымокамерой учебно-тренировочной базы в филиале аэропорта «Нерюнгри». В настоящее время проект находится на стадии экспертизы. Следовательно, строительство здания аварийно-спасательной станции вблизи взлетно-посадочной полосы, оборудование учебно-тренировочной базы полосами препятствий и дымокамерой зависит от исполнения и утверждения проектной документации со стороны ОАО РПИИ «Якутпроект».

Кроме того, в настоящее время на аэропорте «Нерюнгри» разработаны и выполняются организационно-компенсирующие мероприятия, отраженные в заключении об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме «Нерюнгри» при наличии отступлений от требований НГЭА-92, согласованном Научно-исследовательским центром транспортной и авиационной безопасности ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» и утвержденным 18.07.2012 году Саха (Якутским) межрегиональным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, а именно:

- при выполнении полетов на взлетно-посадочной полосе пожарные автомобили устанавливаются на пожарный пост, расположенный в районе рулевой дорожки, примыкающей к взлетно-посадочной полосе аэродрома, чем обеспечиваются нормативное время прибытия в любую точку взлетно- посадочной полосы в случае авиационного происшествия;

- двигатели пожарных автомобилей при взлете и посадке воздушных судов запускаются, также пожарные расчеты устанавливают и поддерживают радиосвязь контрольно диспетчерским пунктом аэропорта.

Таким образом, аэропорт «Нерюнгри» оборудован пожарно-спасательным расчетом, в связи с чем на территории аэропорта комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение аварийно-спасательных и противопожарных работ в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, принимается.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора. Решение суда является законным и обоснованным.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда по вышеуказанным основаниям. Доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку по существу направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и выводов суда, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нерюнгринского городского суда от 29 июля 2016 года по делу по иску Нерюнгринского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Севера» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения воздушного законодательства РФ оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Дьяконова З.С.

Судьи Оконешникова М.М.

Иванова М.Н.