Судья Смирнова Т.П. дело № 33-190/2022 А-127г
24RS0046-01-2021-005217-17
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 января 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Кучеровой С.М.,
судей Медведева И.Г., Парфеня Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Боевой Н.О.
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Дубро В.И.
рассмотрела гражданское дело по иску Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО1, ФИО2 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности;
встречному иску ФИО1, ФИО2 к Муниципальному образованию город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярск о возложении обязанности предоставить жилое помещение, равнозначное изымаемому жилому помещению
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 12 октября 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО1, ФИО2 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности - удовлетворить частично.
Встречные исковые требования ФИО1 к Муниципальному образованию город Красноярска в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение, равнозначное изымаемому жилому помещению - удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить ФИО1 на праве собственности на территории Муниципального образования город Красноярск равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: общей площадью не менее 28,7 кв.м. и не более 41,7 кв.м., взамен принадлежащего ФИО1 на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Изъять для муниципальных нужд у ФИО1 принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 28,7 кв.м., после предоставления ей равнозначного жилого помещения площадью не менее 28,7 кв.м.
Прекратить право собственности ФИО1 на жилое помещение по адресу: <адрес>, после предоставления ей на праве собственности жилого помещения площадью не менее 28,7 кв.м.
Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, за Муниципальным образованием город Красноярск после предоставления ФИО1 равнозначного жилого помещения общей площадью не менее 28,7 кв.м.
Выселить ФИО1 и ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления ФИО1 равнозначного жилого помещения общей площадью не менее 28,7 кв.м.
Решение суда является основанием для снятия ФИО1 и ФИО2 с регистрационного учета из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления ФИО1 жилого помещения общей площадью не менее 28,7 кв.м.
В удовлетворении исковых требований Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО1, ФИО2 об изъятии спорного жилого помещения посредством его выкупа путем определения размера возмещения в счет изъятого жилого помещения – отказать.
Встречные исковые требования ФИО2 к Муниципальному образованию город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение, равнозначное изымаемому жилому помещению - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Парфеня Т.В. судебная коллегия
установила:
МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности. Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> В соответствии с заключением о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу №351 от 16.02.2015г., указанный выше многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы. Распоряжением администрации г. Красноярска от 12.03.2021г. №35-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес>, а также жилые помещения в данном доме, в установленном законом порядке были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. Ответчикам, как собственникам жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащем сносу доме, 02.06.2020 года было направлено требование №08/2400-гх о его сносе в разумный срок до 01.02.2020г., которое ответчиками не исполнено. В установленном порядке истцом был определен размер денежного возмещения за изымаемое у ответчиков жилое помещение, а также стоимость убытков, понесенных собственником при его изъятии; им предлагалось заключить соответствующее соглашение о выплате возмещения, однако от его подписания собственник отказался.
Просили изъять для муниципальных нужд у ФИО1 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 1 351 601,56 рублей; выселить и снять с регистрационного учета ответчиков ФИО1, ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после выплаты истцом возмещения ответчику; прекратить право собственности ФИО1 на указанное жилое помещение; признать право собственности на эту квартиру за муниципальным образованием город Красноярск, после выплаты истцом денежного возмещения ответчику.
ФИО1, ФИО2 обратились в суд со встречным исковым заявлением к МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, согласно которому просят обязать МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска приобрести для них жилье, равнозначное изымаемому, с двумя жилыми комнатами в г.Красноярске, желательно в районе «Пашенного».
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит дополнить решение суда указанием на предоставление ей жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, состоящего из двух жилых комнат. Кроме того полагает, что предоставлении жилого помещения должны быть учтены интересы ФИО2, как члена семьи собственника жилого помещения, которая состоит на регистрационном учете и постоянно проживает в жилом помещении.
В письменных возражениях представитель Департамента градостроительства администрации города Красноярска, помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска, указывая на необоснованность доводов жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, решение суда по доводам апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав ФИО1, ФИО2 – поддержавших апелляционную жалобу, представителя муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска и представителя третьего лица МКУ г.Красноярска «Управление капитального строительства» - ФИО3, согласившуюся с решением суда, заключение прокурора Дубро В.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы; обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом, по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).
Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
В силу ч.9 указанной статьи, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 03.08.2004 года, свидетельства о приватизации жилого помещения от 03.08.2004 года, ФИО1 является собственником жилого помещения - двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Согласно выписке из домовой книги, в указанном выше жилом помещении постоянно проживают и состоят на регистрационном учете ФИО1 и её дочь ФИО2
Заключением межведомственной комиссии от 16.02.2015 года №351, вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, на основании п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N47, в связи с износом, приводящем к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
02.06.2020 года Департаментом градостроительства администрации г.Красноярска в адрес ФИО1 направлено требование о проведении сноса спорного жилого дома в соответствии со ст. 32 ЖК РФ в срок до 01.10.2020 года; собственник предупрежден о том, что в противном случае будет принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ. Ответчик ФИО1 в установленный в уведомлении срок о своем решении не сообщила, снос не произвела.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 12.03.2021 года №35-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», жилое помещение №, расположенное в многоквартирном доме по <адрес>, было признано подлежащим изъятию для муниципальных нужд. Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска поручено обеспечить подготовку проектов соглашений и заключение от имени муниципального образования - города Красноярска с собственниками соглашений об изъятии у них земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, либо предоставления иных земельных участков и (или) жилых помещений с выплатой разницы между рыночной стоимостью изымаемых земельных участков и жилых помещений и рыночной стоимостью предоставляемых земельных участков и (или) жилых помещений; организацию переселения граждан, проживающих в жилых помещениях; выплату собственникам изымаемых земельных участков и жилых помещений. МКУ «Управление капитального строительства» поручено проведение рыночной оценки изымаемых земельных участков и жилых помещений, а также рыночную оценку земельных участков и (или) жилых помещений, предоставляемых взамен изымаемых; представление документов, связанных с изъятием земельных участков и жилых помещений, на рассмотрение комиссии по определению размера возмещения.
Согласно утвержденному "Перечню земельных участков и жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" жилой дом по <адрес> внесен в перечень аварийных домов, подлежащих расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы.
При этом разделом 5 Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 №144-п определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными; предоставление осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приложением №1 к названной Региональной адресной программе утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 года, куда, в том числе, включен жилой многоквартирный дом <адрес> с планируемой датой расселения 01.09.2025 года.
18.03.2021 года ФИО1 направлены соответствующие уведомления об изъятии у них квартиры и проект соглашения о выкупе жилого помещения, с которым собственник не согласилась, предлагаемое истцом соглашение не подписала, настаивая на предоставлении им иного жилого помещения взамен изымаемого.
В обоснование выкупной цены истцом по первоначальному иску представлен отчет от 07.04.2021 года, составленный ООО «РосЗБК», согласно которому рыночная стоимость жилого помещения по адресу: <адрес>, составляет 1 188 211 рублей; стоимость убытков, понесенных собственником при изъятии недвижимого имущества, равна 163 390 рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для изъятии у ФИО1 принадлежащего ей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> при этом суд обязал истца предоставить ФИО1 взамен изымаемой квартиры другое равнозначное жилое помещение, расположенное в пределах г. Красноярска, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: общей площадью не менее 28,7 кв.м. и не более 41,7 кв.м, отказав в удовлетворении исковых требований в части выкупа изымаемого жилого помещения путем выплаты собственнику денежной компенсации.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, так как они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании представленных сторонами доказательств, оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014), в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, поскольку в данном случае ФИО1, как собственник изымаемого для муниципальных нужд, признанного в установленном порядке аварийным, жилого помещения, включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеющая право по своему выбору требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения, настаивала на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для изъятия аварийного жилого помещения путем выплаты собственнику его выкупной стоимости согласно предложенного муниципальным органом проекта соглашения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО2, как член семьи собственника жилого помещения, необоснованно не учтена судом первой инстанции, судебная коллегия отклоняет, как необоснованные, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что взамен изъятого жилого помещения предоставляется жилое помещение независимо от количества членов семьи собственника, совместно проживающих с ним и не являющихся собственниками изымаемого помещения.
Ссылки в жалобе о необходимости предоставления жилого помещения взамен непригодного жилого помещения, состоящего из двух комнат, на правильность выводов суда не влияет и свидетельствует о неправильном толковании ответчиком норм материального права.
В силу ч. 1 ст. 7 Жилищного Кодекса Российской Федерации и ст. 6 Гражданского Кодекса Российской Федерации при определении критериев, которым должно соответствовать предоставляемое в силу части 6 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации благоустроенное помещение, к правоотношениям подлежат применению нормы части 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Аналогичные положения содержатся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует, им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Таким образом, при предоставлении помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому; количество комнат в качестве критерия равнозначности действующим законодательством не предусмотрено. (Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 81-КГ17-2).
С учетом изложенного, доводы жалобы, в целом сводящиеся к выражению несогласия с выводами суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку они выводы суда не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, оценка представленным доказательствам дана по правилам ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 12 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.01.2022