ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1913/13 от 18.03.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-1913/13

г. Уфа 18 марта 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Абубакировой Р.Р.

судей Батршиной Ю.А.

Галиева В.А.

при секретаре судебного заседания Харрасовой Г.Г.

с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по заявлению прокурора Мечетлинского района РБ к администрации муниципального района Мечетлинский район РБ и главе администрации муниципального района Мечетлинский район РБ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, разработать планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на территории муниципального района.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Галиева В.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Мечетлинского района РБ обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР Мечетлинский район РБ и главе администрации МР Мечетлинский район РБ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, разработать планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на территории муниципального района.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Мечетлинского района РБ проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в администрации MP Мечетлинский район РБ. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в МР Мечетлинский район не проведена, в связи с чем, планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не разработаны. Неисполнение администрацией МР Мечетлинский район своих обязанностей в части проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, подрывает состояние защищенности и в целом не отвечают требованиям антитеррористической укрепленности указанных объектов, что препятствует проведению эффективных мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте и определению необходимых затрат на обеспечение транспортной безопасности из местного бюджета.

По выявленным нарушениям действующего законодательства о транспортной безопасности и законодательства о противодействии терроризму, прокуратурой района 25 мая 2012 года в адрес главы администрации MP Мечетлинский район РБ внесено представление № 25д-2012 «Об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности».

10 августа 2012 года на указанное представление в прокуратуру района поступил ответ от заместителя главы администрации MP Мечетлинский район РБ ФИО1 от 10 августа 2012 года за исх. № 866, из смысла которого устанавливается, что представление прокурора не исполнено, выявленные нарушения администрацией MP Мечетлинский район РБ не устранены.

В связи с этим прокурор Мечетлинского района РБ просил признать бездействие администрации МР Мечетлинский район РБ незаконным и обязать главу администрации МР Мечетлинский район РБ провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в МР Мечетлинский район РБ, разработать планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на территории МР Мечетлинский район РБ.

Решением Мечетлинского районного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2012 года бездействие администрации муниципального района Мечетлинский район РБ, выразившееся в неисполнении внесенного представления прокурора Мечетлинского района от 25 мая 2012 года № 25д-2012 «Об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности» признано незаконным и на главу администрации МР Мечетлинский район РБ возложена обязанность провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в МР Мечетлинский район РБ, а также разработать планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на территории муниципального района Мечетлинский район РБ.

Не соглашаясь с постановленным решением, представитель администрации МР Мечетлинский район РБ – ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить постановленное решение, указывая, что на выполнение заявленных прокурором требований необходимы денежные средства в сумме ... рублей, а оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры может быть проведена специализированной организацией, аккредитованной компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, не ранее чем по истечении шести месяцев.

Проверив материалы дела, судебная коллегия установила, что указанное гражданское дело рассмотрено судом первой инстанции без привлечения к участию в деле в качестве соответчика главы администрации МР Мечетлинский район РБ, к которому также были заявлены исковые требования.

У суда не имелось оснований для рассмотрения дела в отсутствие главы администрации МР Мечетлинский район РБ, не привлеченного к участию в деле, и возложения на него решением суда соответствующих обязанностей, что в силу требований п. 4 части четвертой ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда.

В связи с этим судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 14 февраля 2013 года принято решение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, о чем было вынесено соответствующее определение.

01 марта 2013 года прокурор Мечетлинского района РБ уточнил свое заявление, просил признать бездействие администрации МР Мечетлинский район РБ, выразившееся в неисполнении внесенного представления прокурора Мечетлинского района от 25 мая 2012 года № 25д-2012 «Об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности», незаконным и обязать администрацию МР Мечетлинский район РБ принять меры по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в МР Мечетлинский район РБ, а также разработать планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на территории МР Мечетлинский район РБ.

В заседании судебной коллегии прокурор Фахретдинова Ю.Ю. поддержала заявление и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации МР Мечетлинский район РБ – ФИО2 требования прокурора не признал, пояснив, что прежде чем проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры необходимо произвести их категорирование (дорог протяженностью 137 км), которое проводится Минтрансом РФ, который на основании данных ФСБ и МВД проводит мониторинг, после чего направляет им письмо о том, что присвоена категория.

Также добавил, что после получения представления прокурора, администрация МР Мечетлинский район РБ ждала, когда ей присвоят категорию. При этом в Минтранс РФ администрация района не обращалась.

Представитель третьего лица ООО «Башкирская транспортная компания» ФИО3 пояснил, что категория присваивается на основании заявления субъекта транспортной инфраструктуры в Минтранс РФ.

После присвоения категории субъект транспортной инфраструктуры обращается в ООО «Башкирская транспортная компания», которое разрабатывает оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, производит выезд на место, составляет фотоотчет и дает рекомендации, а реализация плана происходит в течение шести месяцев.

Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, выслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю., поддержавшую заявленные требования, представителя администрации МР Мечетлинский район РБ – ФИО2, возражавшего удовлетворению заявления, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с части первой ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.п. 5, 9 и 10 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

К субъектам транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями указанного Федерального закона относятся юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 5 ст. 4 Устава муниципального района Мечетлинский район РБ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных районов могут находиться, в том числе, автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 ноября 2008 года № 406 утвержден перечень государственного имущества – автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан местного значения, передаваемого в муниципальную собственность муниципальных районов, городских округов и поселений Республики Башкортостан, в том числе в собственность МР Мечетлинский район РБ дорог общей протяженностью 137,3 км.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одной из задач обеспечения транспортной безопасности названа оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п. 3 ч. 2 указанной статьи).

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Исходя из требований ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» количество категорий и категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение, которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Порядок установления количества категории и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса РФ от 03 ноября 2009 года № 194.

Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представляет собой определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угрозы совершения актов незаконного вмешательства.

В силу ст. 5 указанного Федерального закона порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлен Приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года № 87.

Согласно пункту 5.7 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2011 года № 42, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.

В силу ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Во исполнение ч. 1 указанной статьи Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 года № 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно п. 2 указанного Порядка план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с п. 3 Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства для подписания от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акт незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.

В силу пункта 5.8. Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Устава МР Мечетлинский район РБ администрация муниципального района наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Администрация обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района, в том числе полномочиями в области муниципального контроля, а также полномочиями по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального района. Администрация обладает правами юридического лица (п. 9 ст. 22 Устава).

Прокуратурой Мечетлинского района РБ проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности администрацией МР Мечетлинский район РБ, в ходе которой было установлено, что в МР Мечетлинский район РБ не проведена оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В связи с этим прокурором района 25 мая 2012 года в адрес главы администрации MP Мечетлинский район РБ внесено представление № 25д-2012 «Об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности» (л.д. 10-11).

В письме от 10 августа 2012 года заместитель главы администрации MP Мечетлинский район РБ сообщил, что оценка уязвимости мостов и автомобильных дорог района от актов незаконного вмешательства проводят специализированные организации, в Республике Башкортостан такой организацией является ООО «Башкирская транспортная компания», с которой администрация района ведет переговоры по заключению договора на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (л.д. 12).

В суде апелляционной инстанции представитель администрации MP Мечетлинский район РБ - ФИО2, возражая иску прокурора, ссылался на то обстоятельство, что администрация муниципального района не является специализированной организацией, осуществляющей оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

Также указывал, что для проведения такой оценки необходимо провести категорирование объектов транспортной инфраструктуры, которое относится к полномочиям компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности.

Между тем, с такими суждениями представителя ответчика согласиться нельзя, поскольку категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется на основании заявления субъекта транспортной инфраструктуры, и проведение дальнейших мероприятий по обеспечению транспортной безопасности невозможно, пока субъект транспортной инфраструктуры не инициирует процедуру категорирования и не подаст соответствующую заявку в компетентный орган.

То есть, на администрации MP Мечетлинский район РБ как на субъекте транспортной инфраструктуры, лежит обязанность по обеспечению проведения категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения вышеназванного уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в реестр категорированных объектов.

В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что в нарушение положений ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» и Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной безопасности и транспортных средств администрацией MP Мечетлинский район РБ не направлены заявление и документы о проведении категорирования ОТИ и транспортных средств в компетентный орган – Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ, что не оспаривалось ответчиком.

Также установлено, что ответчиком каких-либо мер направленных для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и действий, свидетельствующих о разработке плана обеспечения транспортной безопасности, не предпринято.

Как верно отмечено в заявлении прокурора Мечетлинского района РБ неисполнение администрацией МР Мечетлинский район обязанностей по соблюдению требований транспортной безопасности подрывает состояние защищенности и в целом не отвечает требованиям антитеррористической укрепленности объектов транспортной инфраструктуры, что препятствует проведению эффективных мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте и определению необходимых затрат на обеспечение транспортной безопасности из местного бюджета, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные прокурором Мечетлинского района РБ требования являются обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку неисполнение ответчиком указанных требований закона создает реальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе совершения террористических актов.

Довод представителя администрации MP Мечетлинский район РБ о том, что на выполнение заявленных прокурором требований необходимы большие финансовые затраты, не может служить основанием для освобождения администрации от установленной обязанности.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Мечетлинского районного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2012 года отменить. Принять по делу новое решение.

Заявление прокурора Мечетлинского района Республики Башкортостан удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан, выразившееся в неисполнении внесенного представления прокурора Мечетлинского района от 25 мая 2012 года № 25д-2012 «Об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности», незаконным.

Обязать администрацию муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан принять меры по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в МР Мечетлинский район РБ, а также разработать планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на территории МР Мечетлинский район РБ.

Председательствующий Р.Р. Абубакирова

Судьи Ю.А. Батршина

В.А. Галиев