Судья Мельничук О.В. Дело № 33-1915/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июля 2020 года
Апелляционная инстанция Томского областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске частную жалобу областного государственного автономного учреждения «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области» на определение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 2 июня 2020 года об оставлении без удовлетворения заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Томска от 02.08.2020 (дело № 13-183/2020),
заслушав доклад председательствующего,
установила:
решением Ленинского районного суда г. Томска от 02.08.2018 удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному автономному учреждению «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области» (далее – ОГАУ «ЦСПСК ТО») и Администрации Томской области в лице Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области о понуждении к совершению действий, на ответчиков возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, допущенные при эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: /__/ (кадастровый номер /__/), а именно:
1. произвести в здании изменения объемно-планировочных решений согласно разработанному и утвержденному в установленном порядке проектом - на 3 этаже в торцах коридора демонтировать перегородки, которыми выгорожены помещения, в соответствии с ч. 5 ст.55.24 ГрК; ч. 1 ст.5, ч, 10 ст. 15, ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; ч. 1 ст. 78, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 23 о), п.33, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ 25.04.2012 № 390; п. 4.6 СП 2.13130.2012;
2. оборудовать выход на кровлю противопожарным люком 2-го типа в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 7.6 СП 4.13130.2013;
3. выделить помещения технического назначения (электрощитовая, серверная, кладовая) противопожарными перегородками не ниже 1-го типа в соответствии с требованиями ч. 2,3 ст. 87, ч. 1 ст. 88, табл. 23, 24 ФЗ-123; п.5.5.7 СП 4.13130.2013; п. 22 ППР в РФ;
4. обеспечить ширину основного коридора на 2, 3 этажах в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ-123; п. 4.3.3, п.4.3.4 СП 1.13130.2009;
5. обеспечить расчетную ширину прохода в лестничной клетке в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ-123; п. 4.4.4 СП 1.13130.2009;
6. обеспечить наличие 2-ого эвакуационного выхода из подвального этажа здания в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ-123; п. 6.13* СНиП 21-01-97*;
7. обеспечить на путях эвакуации аварийное эвакуационное освещение в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 30 ФЗ-384, п. 43 ППР в РФ, п. 4.3.1. СП 1.13130.2009, п.п. 7.105-7.108 СП 52.13330.2011;
8. обеспечить подвальное помещение системами вытяжной противодымной вентиляции в соответствии с требованиями ст. 56, ст. 85 ФЗ-123, п.7.2 ж) СП 7.1330.2013.
Решение не обжаловано сторонами и вступило в законную силу.
20.04.2020 ОГАУ «ЦСПСК ТО» обратилось в суд с заявлением (с учетом дополнения) об отсрочке исполнения решения до 1 сентября 2020 года, указав, что на данный момент исполнены пункты 1 – 5 и 7 резолютивной части решения, все нарушения требований пожарной безопасности в помещениях спортивного комплекса ОГАУ «ЦСПСК ТО» в местах массового пребывания людей устранены. Не в полном объеме исполненными остаются требования пунктов 6 и 8 судебного акта об обеспечении наличия 2-ого эвакуационного выхода из подвального этажа здания в соответствии со СНиП и об обеспечении подвального помещения системами вытяжной противодымной вентиляции. По данным пунктам ОГАУ «ЦСПСК ТО» также был выполнен ряд работ: разработан проект и техническая документация в составе капитального ремонта здания, а также разработана документация для размещения конкурентной закупки на проведение работ по капитальному ремонту здания с выполнением указанных видов работ. Однако в связи с введением на основании распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра режима «Повышенная готовность» в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Томской области была ограничена, а в дальнейшем приостановлена деятельность спортивных организаций, спортивных объектов до 30 апреля 2020 года. Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни, а Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 режим нерабочих дней продлен до 30 апреля 2020 года. С учетом угрозы распространения на территории г.Томска новой коронавирусной инфекции, требований нормативных актов рабочий режим ОГАУ «ЦСПСК ТО» приостановлен до 30.04.2020, а поэтому исполнить требования в полном объем в установленный судом срок, в том числе с учетом ранее предоставленной отсрочки – до 01.04.2020 не представляется возможным. Учитывая время, необходимое для последующего возобновления и проведения работ по закупочной деятельности на проведение капитального ремонта здания и подрядных работ по исполнению решения суда, заявитель считал, что предельно коротким сроком исполнения решения является 01.09.2020.
Обжалуемым определением суда заявление ОГАУ «ЦСПСК ТО» оставлено без удовлетворения.
В частной жалобе директор ОГАУ «ЦСПСК ТО» ФИО1 просит определение отменить и разрешить вопрос по существу, предоставив отсрочку исполнения решения Ленинского районного суда г. Томска от 02.08.2018 на срок до 01.09.2020. Ссылается на то, что в целях исполнения решения в полном объеме разработан проект и техническая документация для капитального ремонта здания, разработна документация для размещения закупки, Губернатору Томской области направлен запрос о выделении субсидии за счет средств областного бюджета 2020 года для выполнения капитального ремонта спортивного комплекса «Юпитер» в целях исполнения судебного акта. Указывает, что к моменту окончания предоставленной судом отсрочки исполнения решения возникли неустранимые обстоятельства, препятствующие исполнению указанного судебного акта в срок до 01.04.2020, в результате нарушения проектной организацией сроков разработки и передачи проектно-сметной документации, а также вследствие ограничений, вплоть до приостановления деятельности спортивных организаций, установленных в связи с эпидемиологической ситуацией.
На основании части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность определения суда по правилам абзаца 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов частной жалобы, апелляционная инстанция пришла к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В силу статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.
Основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, а вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1 и 2 статьи 19, частей 1 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же рассрочка (отсрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки, судья суда первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлено.доказательств, объективно подтверждающих наличие обстоятельств, являющихся основанием для предоставление отсрочки.
Апелляционная инстанция не может согласиться с данным выводом судьи.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г.Томска от 02.08.2018, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к ОГАУ «ЦСП СК ТО» и Администрации Томской области в лице департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, на ответчиков возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, допущенные при эксплуатации нежилого здания по адресу: /__/
На основании исполнительного листа ФС № 023445985 от 10.09.2018 и исполнительного листа ФС № 023445986 от 10.09.2018 судебным приставом-исполнителем 18.03.2019 возбуждено исполнительное производство № 17461/19/70024-ИП в отношении Администрации Томской области в лице департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, исполнительное производство № №17462/19/70024-ИП в отношении ОГАУ «ЦСП СК ТО».
Определением Ленинского районного суда г. Томска от 17.05.2019, с учетом его изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 13.08.2019, ОГАУ «ЦСП СК ТО» и Администрации Томской области в лице департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 02.08.2018 сроком до 01.01.2020.
ОГАУ «ЦСП СК ТО» впоследствии вновь обратилось с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения на срок до 01.01.2021. Определением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 27.12.2019 указанное заявление удовлетворено частично, предоставлена отсрочка исполнения решения Ленинского районного суда г. Томска от 02.08.2018 на срок до 01.04.2020.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принципы равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обязанность по доказыванию обоснованности требований о предоставлении отсрочки исполнения решения суда возложена на лицо, заявившее такие требования.
Как следует из материалов дела, большая часть нарушений требований законодательства и пожарной безопасности, указанных в решении Ленинского районного суда г. Томска от 02.08.2018, устранена.
В качестве основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда заявитель указывает на невозможность исполнения решения суда без проведения капитального ремонта здания по адресу /__/, для производства чего требуется проведение работ по организации конкурсов на разработку проекта, технической документации, непосредственно работ по ремонту. Требуется финансирование данных работ, которое может быть произведено из бюджета Томской области. Для выполнения данных действий требуется срок до конца 2020 года.
Как видно из дела, при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки в 2019 году заявителем были представлены в материалы дела документы, свидетельствующие о проведении работ по проверке сметной документации (заключение /__/ от 11.04.2019), проведении конкурса на проведение проектных работ, обмерных работ, разработку технической документации по объекту «Капитальный ремонт нежилого здания ОГАУ «ЦСПСК» спортивного комплекса Юпитер».
13.09.2019 между заказчиком ОГАУ «ЦСПСК» и подрядчиком ООО «ПромСтройЗащита» заключен договор № ПСД-721/1 на проведение за счет бюджетных средств Томской области проектных работ, обмерных работ, разработку технической документации по объекту «Капитальный ремонт нежилого здания ОГАУ «ЦСПСК» спортивного комплекса «Юпитер» по адресу: /__/, по результатам которых подрядчик разрабатывает проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта здания.
Согласно представленным в дело акту № 2 приемки выполненных работ по разработке технической документации от 27.02.2020 и накладной № 1 приема-передачи комплекта готовой проектно-сметной документации от 27.02.2020 ОГАУ «ЦСП СК ТО» по состоянию на февраль 2020 года завершена подготовка проектно-сметной документации и получено положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости проведения капитального ремонта здания спортивного комплекса с проведением работ по устройству приточной вытяжной вентиляции подвального помещения и обеспечение 2-го эвакуационного выхода из подвального этажа здания.
17.03.2020 начальником Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области направлено письмо учредителю ОГАУ «ЦСП СК ТО» о выделении субсидии за счет средств областного бюджета в 2020 году на проведение капитального ремонта в целях исполнения требований судебного акта.
Таким образом, заявителем подтверждено принятие им зависящих от него действий, которые позволят исполнить решение суда в полном объеме.
Обосновывая невозможность исполнения в установленный срок решения суда в той части, в которой оно остается неисполненным, а именно в части работ по обустройству второго эвакуационного выхода из подвального помещения, а также системы вытяжной противодымной вентиляции в помещении подвала, заявитель ОГАУ «ЦСП СК ТО» ссылается на то, что в настоящее время в связи с введением временных мер по предотвращению распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции заявитель не имеет возможности проводить мероприятия, направленные на реализацию решения суда.
Распоряжением Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра "О введении режима функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области" в целях исключения завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) (далее - новая коронавирусная инфекция) на территории Томской области с 18.03.2020 введен режим функционирования «повышенная готовность».
Пунктом 7 данного распоряжения от 18.03.2020 № 156-ра предписано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" приостановить деятельность находящихся на территории Томской области организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих, в том числе, деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (код ОКВЭД2 93), при осуществлении деятельности с очным присутствием граждан.
Согласно представленным в материалы дела приказам ОГАУ «ЦСП СК ТО» от 27.03.2020 № 301-О, от 12.05.2020 № 326-О, от 01.06.2020 № 332-О в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» с 30.03.2020 ОГАУ «ЦСП СК ТО» были приостановлены тренировочные процессы и проведение массовых мероприятий на территории СК «Юпитер», а также доступ к объекту спорта лиц, не являющихся штатными сотрудниками учреждения; с 30.03.2020 по 03.04.2020 учреждение осуществляло работу в режиме ограниченного функционирования; также режим внутреннего ограниченного функционирования в учреждении был продлен с 12.05.2020 по 01.06.2020 и с 01.06.2020 по 15.06.2020.
На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции режим «Повышенная готовность», установленный распоряжением Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра (в редакции от 20.07.2020), продлен на период по 1 августа 2020 года.
В этой связи, давая оценку доводам заявителя с учетом того, что в настоящее время ОГАУ «ЦСП СК ТО» выполнены работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности в помещениях спортивного комплекса «Юпитер» в местах массового пребывания людей, остаются не выполненными работы в подвальном помещении спорткомплекса, апелляционная инстанция приходит к выводу о необходимости предоставления отсрочки исполнения решения по данному делу сроком до 01.09.2020, в связи с чем полагает определение судьи суда первой инстанции необоснованным, подлежащим отмене, а заявление ОГАУ «ЦСП СК ТО» о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Томска от 02.08.2018 - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 329, пунктом 2 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
определила:
определение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 2 июня 2020 года отменить.
Заявление областного государственного автономного учреждения «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области» удовлетворить.
Предоставить областному государственному автономному учреждению «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области» отсрочку исполнения решения Ленинского районного суда г. Томска от 02.08.2018 по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному автономному учреждению «Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области» и Администрации Томской области в лице Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области о понуждении к совершению действий до 01.09.2020.
Председательствующий Е.А. Фомина