РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Нагаева Т.В. дело № 33 – 1917 / 2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2014 г. г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Шлейниковой И.П.,
судей Яковлева Н.А., Мариной С.В.,
при секретаре Маринченко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФГУП «Нацрыбресурсы» на решение Московского районного суда г.Калининграда от 10 января 2014 года и дополнительное решение того же суда от 23 января 2014 г., которым суд обязал ФГУП «Нацрыбресурсы» оборудовать терминал в г.П. пункта пропуска в морском порту К. системой телевизионного видеонаблюдения, ограждениями и освещением территории, установив срок исполнения в один месяц со дня вступления решения суда в законную силу;
взыскал с ФГУП «Нацрыбресурсы» госпошлину в доход местного бюджета 4000 рублей.
Заслушав доклад судьи Яковлева Н.А., объяснения представителя ФГУП «Нацрыбресурсы» ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителя Калининградской транспортной прокуратуры Ненашева Д.А., представителя Пограничного Управления по Калининградской области ФИО2, представителя КТУ Росграницы ФИО3, полагавших, что жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калининградская транспортная прокуратура обратилась в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ФГУП «Нацрыбресурсы» об обязании оборудовать пункт пропуска, указывая, что проведенной проверкой по обращению начальника Пограничного Управления по Калининградской области выявлены нарушения законодательства о Государственной границе РФ и таможенного законодательства. Пограничное Управление по Калининградской области информировало в своем обращении, что инфраструктура терминала в г.П. пункта пропуска через Государственную границу РФ в морском порту К. находится в аварийном состоянии, пропускной и внутри-объектовый режимы отсутствуют. ФГУП «Нацрыбресурсы» нарушаются требования п. 23 Единых типовых требований к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фито-санитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 688, а также требования ст. 37 Закона РФ « О Государственной границе Российской Федерации». Так, ограждение участка в г.П. в пределах территории терминала ГУП «Нацрыбресурсы» пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту К., его освещенность не обеспечивают защиту от проникновения к судам заграничного плавания посторонних лиц.
Существующее состояние пропускного режима в пределах терминала ГУП «Нацрыбресурсы» и отсутствие средств видеонаблюдения являются предпосылкой бесконтрольного проникновения на суда посторонних лиц, незаконного перемещения товаров, нарушения режима государственной границы Российской Федерации и возникновения угрозы террористического акта.
Неисполнение ФГУП «Нацрыбресурсы» установленных п. 23 Единых типовых требований правил режима в пункте пропуска, наличие исправного инженерно-технического оборудования, ограждения и освещения территории и мест осмотра (досмотра) лиц, транспортных средств и товаров влечет невозможность надлежащего соблюдения интересов Российской Федерации.
Отсутствие ограждения, средств технического контроля и освещения в ночное время суток создают предпосылки к перемещению через границу лиц и товаров с нарушениями действующего законодательства. Прокурор просил обязать федеральное государственное унитарное предприятие «Нацрыбресурсы» оборудовать терминал в г.П. пункта пропуска в морском порту К. системой телевизионного видеонаблюдения, ограждениями и освещением территории.
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционных жалобах ФГУП «Нацрыбресурсы» просит решение суда и дополнительное решение суда отменить, указав, что доводы прокурора о том, что они не обеспечивают защиту от проникновения к судам заграничного плавания посторонних лиц не нашли своего подтверждения. Заявителем не проанализированы нормы закона, регулирующего требования к обустройству территории особой экономической зоны. ФГУП «Нацрыбресурсы» инициатором установления в г.П. морского пункта пропуска через государственную границу РФ не выступало, денежные средства на оборудование не получало. Территория, специально оборудованные участки территории, здания ФГУП не передавались, их обустройство в обязанности не вменялось. Именно Росграница, согласно Постановлению Правительства РФ от 01.11.2007 г. №734, осуществляет обеспечение функционирования зданий, помещений, необходимых для организации контроля. Выделение денежных средств из федерального бюджета на обустройство и оснащение пунктов пропуска через границу госпрограммами не предусмотрено. Утвержденная Росрыболовством на 2014 год программа деятельности не предусматривает финансирования оснащения пункта пропуска. Установление месячного срока для исполнения решения суда делает его неисполнимым.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим изменению лишь в части срока исполнения решения.
Согласно части первой статьи 12 Закона "О Государственной границе Российской Федерации" пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.
Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 12).
Согласно пункту 3 (1) Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 482, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска).
Согласно Положению о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01 ноября 2007 года № 734, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест пересечения государственной границы Российской федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере. В соответствии с п. 5.6.2 Положения агентство осуществляет подготовку предложений о целесообразности установления, закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест пересечения государственной границы РФ. Согласно п.5.6.5 Агентство осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу, согласно требованиям ст. 22 Закона « О государственной границе Российской Федерации», включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом и международными договорами. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 963 установлено, что правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.
Приказом Росграницы от 27 декабря 2010 г. N 451-ОД утверждены Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, где п. 6 предусмотрено, что участки территории, включенные в пределы пункта пропуска, должны быть ограждены или обозначены.
Обеспечение режима в пунктах пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами правил режима в пунктах пропуска. Обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующих их на ином законном основании.
В соответствии с распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Калининградской области от 05 декабря 2007 года № ( л.д.113), с внесенными в него изменениями распоряжением от 16 февраля 2008 года № ( л.д.120), за Калининградским филиалом ФГУП «Нацрыбресурсы» закреплен имущественный комплекс на праве хозяйственного ведения (л.д.122), который входит в пределы пункта пропуска в морском порту К. участок в г.П. и его пределы утверждены Приказом агентства от 20 февраля 2012 года №. Согласно паспорту морского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту К. (л.д.9-14) на участке в г.П. обеспечение режима пункта пропуска возложено на ФГУП «Нацрыбресурсы».
Пограничным управлением ФСБ России по Калининградской области были выявлены угрозы безопасности Российской федерации в пограничной сфере, причины и условия, способствующие нарушениям законных прав и интересов граждан, в связи с чем, в адрес руководства Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурсы» было направлено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации (л.д.6-8). При этом обращено внимание на то, что ограждение участка в г.П. в пределах территории терминала ФГУП «Нацрыбресурсы» пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту К., его освещенность не обеспечивают защиту от проникновения к судам заграничного плавания посторонних лиц. Выборочная проверка документов на право пребывания на территории пункта пропуска показала, что существующее состояние пропускного режима в пределах терминала ФГУП «Нацрыбресурсы» и отсутствие средств видеонаблюдения являются предпосылкой бесконтрольного проникновения на суда посторонних лиц и может повлечь нарушение режима государственной границы Российской Федерации и возникновение угрозы террористического акта. На данные недостатки руководству терминала, в том числе и ФГУП «Нацрыбресурсы», неоднократно указывалось как в решениях координационного совета пункта пропуска в морском порту К., так и в актах ежеквартальных комиссионных проверок состояния режима в пункте пропуска в течение 2012 - 2013 годов. Непринятие руководством ответчика действенных мер по устранению указанных недостатков создает условия реализации угроз безопасности РФ в пограничной сфере.
С учетом изложенного, именно на ответчике лежит обязанность по оборудованию терминала в г.П. пункта пропуска в морском порту К. системой телевизионного видеонаблюдения, ограждениями освещением территории. Факт отсутствия обеспечения соответствующего режима пропуска нашел свое подтверждение. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки состояния режима в морском пункте пропуска через государственную границу РФ в морском порту К. на участке в г.П. от 20 сентября 2013 года (л.д.90-95), согласно которому члены комиссии, в том числе и представитель ответчика, определили дооборудовать причальную линию восточного мола в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля, признав, что режим в пункте пропуска через государственную границу РФ в морском порту К. на участке морского терминала в г.П. не соответствует предъявляемым требованиям.
Ответчик является правообладателем причальных сооружений и земельных участков, на которых они расположены. Пределы морского <данные изъяты> постоянного пункта пропуска через государственную границу РФ в морском порту К. утверждены Приказом Росграницы от 20 февраля 2012 года №, куда в качестве отдельного участка вошел морской участок г.П.. Приказом № от 18 октября 2013 года «Об оборудовании участка пункта пропуска в г.К. морского порта К.» ФГУП «Нацрыбресурсы» утвердило план комплексных мероприятий по оборудованию участка пункта пропуска в г.П. морского порта К. с обозначением сроков выполнения запланированных мероприятий, в том числе оборудованием пункта пропуска системой телевизионного видеонаблюдения, ограждениями и освещением территории (л.д.216), производство мероприятий поручено Калининградскому филиалу ФГУП «Нацрыбресурсы». Тем самым ответчик уже фактически возложил на себя обязательства, указанные в иске прокурора.
Вместе с тем, учитывая объем необходимых работ, судебная коллегия полагает возможным увеличить срок исполнения решения суда до 3 месяцев.
В остальной части оснований для отмены или изменения решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Московского районного суда г.Калининграда от 10 января 2014 года и дополнительное решение того же суда от 23 января 2014 г. изменить, увеличив срок исполнения решения до 3 месяцев.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: