ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-191/2021 от 03.02.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-191/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 3 февраля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Заплоховой И.Е.,

судей Матвеевой Н.Л., Сирачук Е.С.,

при секретаре Вагапове Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФГУП «Почта России» на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 2 декабря 2019 года по делу № 2-6517/2019 по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России» об обязании устранить недостатки оказания услуги.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Заплоховой И.Е., объяснения представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

ФИО1 обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к ФГУП «Почта России» об обязании устранить недостатки оказания услуги. Просила взыскать с ответчика неотправленный денежный перевод в размере 72 756 рублей, штраф, предусмотренный законодательством о защите прав потребителя, в размере 36 378 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 9 385 рублей 03 копейки.

В обоснование заявленных требований истец указала, что 6 февраля 2018 года ФИО1 через филиал ФГУП «Почта России» Всеволожский почтамт простым почтовым переводом № 263217 от 6 февраля 2018 года на имя Г направила денежные средства в размере 72 756 рублей. Стоимость оказания услуги составила 1 426 рублей 34 копейки. Однако услуга оказана не была, уведомление Г о необходимости получения перевода не направлялось, истцу уведомление о невостребованном переводе также не было направлено. О том, что услуга не была оказана истец узнала только 24 января 2019 года. 7 февраля 2019 года истец в письменном заявлении об оказании услуги по переводу денежных средств в надлежащим исполнении. В ответе ответчик сослался, что срок для отправки денежного перевода истек. ФИО1 обратилась в ФГУП «Почта России» с заявлением о возврате денежных средств в размере 74 182 рубля 34 копейки, однако в удовлетворении заявления было отказано в полном объеме.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 2 декабря 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены, с ответчика в пользу истца взысканы денежные средства в размере денежного перевода в сумме 72 756 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 9 385 рублей 03 копейки, штраф в размере 41 070 рублей 51 копеек. Также с ФГУП «Почта России» взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 2 664 рубля 23 копейки.

В апелляционной жалобе ФГУП «Почта России» просили решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами и штрафа.

В обоснование жалобы ответчик указал, что извещение получателя отправления осуществляется не позднее следующего рабочего дня за днем поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения. Письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения адресатам хранятся в объектах почтовой связи месте назначения в течение 30 дней. По истечению установленного срока хранения неполученные адресатами почтовые переводы возвращаются отправителю за их счет по обратному адресу, а по истечению срока хранения возвращенный почтовый перевод передает на временное хранение. Денежный перевод от 6 февраля 2018 года на сумму 72 756 рублей по причине неявки адресата и истечения срока хранения возвращен в отделение подачи 30 марта 2018 года, после чего в связи с истечением срока хранения и неявки отправителя денежный перевод был депонирован 9 апреля 2018 года. Депонирование денежных средств не является неосновательным удержанием, сбережением денежных средств, осуществляется организацией услуг почтовой связи согласно действующему законодательству. Сумма перевода в размере 72 756 рублей не поступала в доход АО «Почта России», в связи с чем ответчик полагает не подлежащими взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами. 7 февраля 2019 года в письменном виде ответчик сообщил истцу о нахождении денежного перевода на депоненте и о необходимости обратиться к ответчику с заявлением на его снятие с депонента, но по независящим от ответчика причинам ФИО1 не получила денежный перевод.

В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы, так же сообщила, что 4 декабря 2020 года денежные средства в сумме 72 756 рублей были перечислены на счет истца.

С учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия постановила определение о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Проверив дело, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, согласно кассовому чеку № 00168 от 6 февраля 2018 года, были перечислены через Филиал ФГУП «Почта России» Всеволожский почтамт простым почтовым переводом № 263217 на имя Г денежные средства в сумме 72 756 рублей.

За оказание услуги по переводу денежных средств Филиалу ФГУП «Почта России» Всеволожский почтамт получил денежные средства в размере 1426 рублей 34 копейки.

Денежные средства 9 февраля 2018 года поступили в адресное отделение почтовой связи, доставка Г была осуществлена в тот же день, но перевод не был получен. По причине истечения срока хранения и неявки отправителя денежный перевод 30 марта 2018 года возвращен в почтовое отделение по месту нахождения отправителя, а по истечению срока хранения и неявки отправителя перевод депонирован 9 апреля 2018 года.

7 марта 2019 года ФИО1 обратилась в УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с письменным заявлением в свободной форме о переводе денежных средств адресату Г, сообщении о получении денежные средств адресатом посредством СМС-сообщения. Однако оплату за услуги не производила, заявление о получении денежных средств с депозита и о переводе не заполняла. В связи с чем повторно услуга не была предоставлена. При этом в Филиале ФГУП «Почта России» Всеволожский почтамт истцу была разъяснена обязанность по оформлению заявления по утвержденной форме.

16 мая 2019 года ФИО1 обратилась в филиал ФГУП «Почта России» Всеволожский почтамт с заявлением в установленной форме о выплате перевода отправителю, однако в дальнейшем отказалась от получения денежных средств, ссылалась, что ей также должны были возвратить также денежные средства, оплаченные за перевод 6 февраля 2018 года.

Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями статей 309, 310, 393, 401, 779, 781, 1102, 1105 ГК РФ, статей 19, 33 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ "О почтовой связи", статьи 29 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", суд пришел к выводу, что ответчиком ненадлежащим образом оказана услуга по переводу денежных средств, уведомления о получении денежных средств не представлено, в добровольном порядке денежная сумма истцу не возвращена.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.

Согласно абз. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее Закон о почтовой связи) права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно части первой ст. 19 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом РФ "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пользователи услуг почтовой связи имеют право на свободный доступ к информации о своих правах, об оказываемых услугах, о правилах оказания услуг почтовой связи, тарифах на них, сроках пересылки почтовых отправлений, запрещенных к пересылке предметах и веществах, номере и сроке действия лицензии на оказание услуг почтовой связи, об ответственности операторов почтовой связи перед пользователями услуг почтовой связи (часть третья данной статьи).

В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона почтовый перевод денежных средств - услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи.

Статьей 20 названного Федерального закона установлена обязанность операторов почтовой связи обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств.

Согласно ст. 34 Федерального закона "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в случае невыплаты (неосуществления) почтового перевода денежных средств - в размере суммы перевода и суммы тарифной платы.

Согласно п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234, Почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.

Вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств (пункт 33 Правил).

В силу пункта 34 Правил письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.

По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.

На основании пункта 35 Правил почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.

В соответствии с пунктом 10 Правил по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;

Поскольку между Почтой России и ФИО1 был заключен договор об оказании услуги по осуществлению простого почтового перевода, ответчик в силу положений Правил оказания услуг почтовой связи не обязан был предоставлять истцу уведомления о получении или возврате денежных средств. В случае направления простого почтового перевода сам отправитель обязан отслеживать получение или возврат перевода как у получателя, так и у Почты России.

Услуга по простому почтовому переводу Почтой России выполнена, денежные средства были перечислены в отделение по месту жительства получателя. Неполучение перевода Г, возврат денежных средств в отделение по месту отправления по истечении 30 дней не свидетельствует о не предоставлении или некачественном предоставлении услуги почтовой связи. Повторное направление простого денежного перевода возможно только при оплате услуги.

Возврат отправителем неполученного адресатом денежного перевода мог быть оформлен не в произвольной форме, а только в установленной форме заявления внутреннего почтового отправления, почтового перевода, телеграммы, пенсии, что соответствует требованиям действовавшего до 2019 года приказа ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" и действующего в настоящее время приказа ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений".

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось, так как услуга Почтой России оказана надлежащим образом. Отказ адресата от получения перевода не влечет привлечение к гражданско-правовой ответственности ответчика в связи с нарушением прав потребителя. Кроме того, 4 декабря 2020 года денежные средства ответчиком возвращены истцу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 2 декабря 2019 года отменить.

В иске ФИО1 к ФГУП «Почта России» об обязании устранить недостатки оказания услуги отказать.

Председательствующий

Судьи

Судья Сошина О.В.