Судья: Быкова Н.И. Дело № 33А–1923
Докладчик: Пронченко И.Е.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 февраля 2015 г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Пронченко И.Е.,
судей: Михеевой С.Н., Безденежных Д.А.,
при секретаре: Ламбиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. апелляционное представление помощника прокурора Крапивинского муниципального района Ядыкиной С.Ю. на решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 08 декабря 2014 г. по делу по заявлению прокурора Крапивинского района к Совету народных депутатов Крапивинского муниципального района о признании противоречащим требованиям федерального законодательства решения Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района от 30.12.2013 г. № 189,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Крапивинского района обратился в суд с иском к Совету народных депутатов Крапивинского муниципального района о признании противоречащим требованиям федерального законодательства решения Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района от 30.12.2013 г. №189.
Требования мотивированы тем, что Советом народных депутатов Крапивинского муниципального района принято решение, которым установлен уполномоченный орган на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Пунктом 1 Решения Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района от 30.12.2013 года № 189 контрольно-счетный отдел Крапивинского муниципального района наделен полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Пунктом 2 указанного Решения в Положение «О контрольно-счетном отделе Крапивинского муниципального района», утвержденного решением Крапивинского районного Совета народных депутатов от 29.08.201 1 № 02-523/а следующие дополнения:
2.1 Пункт 2 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:
«- осуществление контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2.2 Пункт 2 статьи 7 дополнить абзацами следующего содержания:
«- контроль в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Предоставление Контрольно- счетному органу полномочий по осуществлению контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ противоречит действующему федеральному законодательству.
В соответствии с требованиями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью муниципальных образований. Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью местных администраций (ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля определяется муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 268.1 БК РФ).
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется муниципальными правовыми актами местных администраций (ст. 269.2 БК РФ)
Согласно ст. 1 решения Крапивинского районного Совета народных депутатов от 29.08.2011 № 02-523 «О контрольно-счетном отделе Крапивинского районного Совета народных депутатов» контрольно-счетный отдел муниципального образования «Крапивинский муниципальный район» является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Предоставление Контрольно-счетному отделу Крапивинского муниципального района полномочий по осуществлению контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» противоречит требованиям ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ранее, на п. 1, пп. 2.1, пп. 2.2 п. 2 решения Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района от 30.12.2013 № 189 «О наделении контрольно-счетного отдела Крапивинского муниципального района полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг» прокуратурой Крапивинского района вносился протест, по результатам рассмотрения которого, требования прокурора отклонены как не обоснованные.
Просит признать противоречащим пункт 1, пп.2.1, пп.2.2 пункта 2 требованиям федерального законодательства Решение Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района от 30.12.2013 года № 189 «О наделении контрольно-счетного отдела Крапивинского муниципального района полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок, товаров, работ, услуг».
Решением Крапивинского районного суда Кемеровской области от 08 декабря 2014 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Крапивинского района к Совету народных депутатов Крапивинского муниципального района о признании противоречащим требованиям федерального законодательства решения Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района от 30.12.2013 г. № 189 - отказать в полном объеме.
В апелляционном представлении помощник прокурора Крапивинского муниципального района Ядыкина С.Ю. просит решение суда отменить, указывая, что полномочия по осуществлению контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ возложены на орган местного самоуправления муниципального района осуществляющий внешний муниципальный финансовый контроль. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля выделены федеральным законодательством в отдельный орган контроля в сфере закупок.
Указанный в ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ орган местного самоуправления муниципального района осуществляет все виды контроля, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5, 8 и 10 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Действующее федеральное законодательство четко разграничило полномочия органов внутреннего (ч.8 ст.99 Закона № 44-ФЗ) и внешнего (ч.З ст.99 Закона № 44-ФЗ) государственного (муниципального) финансового контроля, что свидетельствует о невозможности объединения и возложения функций по внешнему и внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контроля на один муниципальный орган. Считает, что выводы суда о возможности объединения и возложения функций по контролю в рамках ч.3 и ч.8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на один государственный (муниципальный) орган, уполномоченный на выполнение таких функций, в связи с отсутствием в законе прямого запрета не основан на нормах действующего законодательства.
Представитель Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района Слонов Е.А. представила возражения относительно апелляционного представления.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Трапило Л.А., просившую решение суда отменить по доводам апелляционного представления, представителя Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района Слонова Е.А., действующего на основании доверенности от 05.11.2014 года и просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы представления, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в представлении, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу ст. 253 ГПК РФ основанием для признания недействующим нормативного правового акта является установление судом противоречия данного акта федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим полностью или в части (ст. 251 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что объединение и возложение функций по контролю в рамках ч. 3 и 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ на один государственный (муниципальный) орган, уполномоченный на выполнение таких функций, не запрещены.
Согласно ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется:
1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок;
б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;
2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
б) внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
3) органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В силу ч. 8 ст. 99 вышеуказанного закона, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Решением Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района от 30.12.2013 г. № 189 контрольно-счетный отдел Крапивинского муниципального района наделен полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Пунктом 2 указанного Решения в Положение «О контрольно-счетном отделе Крапивинского муниципального района», утвержденного решением Крапивинского районного Совета народных депутатов от 29.08.201 1 № 02-523/а следующие дополнения:
2.1 Пункт 2 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:
«- осуществление контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2.2 Пункт 2 статьи 7 дополнить абзацами следующего содержания:
«- контроль в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Судебная коллегия считает, что выводы суда являются законными и обоснованными и не усматривает оснований для отмены решения суда и признания Решения Совета народных депутатов Крапивинского муниципального района противоречащим требованию федерального законодательства, поскольку возложение функций по контролю в рамках ч. 3 и 8 ст. 99 Федерального Закона N 44-ФЗ на один государственный (муниципальный) орган, уполномоченный на выполнение таких функций не противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что ссылка суда на разъяснение Министерства экономического развития Российской Федерации является необоснованной, поскольку Министерство экономического развития Российской Федерации не наделено правом разъяснения законодательства Российской Федерации.
В связи с чем, данная ссылка подлежит исключению из мотивировочной части решения суд, однако данное обстоятельство не может явиться основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 08 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Крапивинского района – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: